Воспитатель в реабилитационный центр

«Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми» Оскар Уайльд

Cоциальная реабилитация личности — это сложный процесс ее взаимодействия с социальной средой, в результате которого формируются качества человека, как подлинного субъекта общественных отношений.

Одной из главных целей социальной реабилитации является приспособление, адаптация человека к социальной реальности, развитие у него соответствующих социальных навыков, необходимых в дальнейшей самостоятельной жизни. Поэтому подготовка детей к самостоятельной жизни, его социализация являются основополагающим фактором в развитии личности ребёнка, проходящего реабилитацию в социальном центре для несовершеннолетних.

В своей работе я работаю над формированием следующих социальных знаний и навыков у своих воспитанников, которые им необходимы в самостоятельной жизни:

  • Формирование навыков правильного поведения
  • Трудовое обучение и подготовка к посильным видам труда.
  • Самообслуживание
  • Знания об умении одеваться в соответствии с ситуацией, об оформлении жилых комнат, сервировке праздничного стола и о приеме гостей.
  • Формирование санитарно-гигиенических навыков.
  • Формирование коммуникативных навыков.
  • Умение жить и работать по правилам (законам).
  • Развитие познавательной сферы.

Формирование навыков правильного поведения осуществляется посредством уроков культуры поведения, занятий по эстетике, в процессе индивидуальной работы с каждым ребёнком, а также посредством решения ситуационных задач. Это долговременный, непрерывный процесс, который в конце срока реабилитации конкретного ребёнка даёт ощутимый результат.

Развитие трудовых навыков и навыков самообслуживающего труда происходит во время трудовых операций типа «Уют», во время трудовых поручений, а также во время выполнения хозяйственно-бытовых поручений, когда дети прибираются в СРЦ, оказывают посильную помощь сотрудникам центра, ремонтируют свою одежду, стирают её и т.д. Для реализации этих навыков в центре существует дежурство детей. В своей работе я часто практикую трудовые поручения для детей. За выполненное порученное дело воспитанник должен отчитаться перед всем детским коллективом, дети, в свою очередь выносят оценку за выполненный труд, что стимулирует ребёнка ответственнее относиться к труду.

Формирование санитарно-гигиенических навыков происходит во время проведения гигиенических процедур, на занятиях по направлению: «Формирование стремления к ЗОЖ», а также в индивидуальном порядке. Если при поступлении в СРЦ дети не имеют санитарных навыков или имеют недостаточно развитые навыки гигиенического ухода, то на конец реабилитации такие навыки сформированы у каждого воспитанника центра. Впоследствии полученные детьми знания и умения по санитарной культуре используются ими в дальнейшей самостоятельной жизни.

Одним из важных умений и навыков, необходимых воспитанникам СРЦ, на мой взгляд, является умение одеваться в соответствии с ситуацией, а также уметь оформлять помещение к празднику, уметь сервировать стол, встречать гостей. Это тоже долгий и непрерывный процесс в коррекционно-реабилитационной воспитательной деятельности. Данный навык прививается детям во время проведения различных праздников, совместных мероприятий, праздничных чаепитий. По привитию данных навыков проводятся практические занятия, на которых дети учатся правильно, в соответствии с ситуацией одеваться. Младшие школьники и дошкольники включаются в ролевые игры («Встреча гостей», «Чаепитие» и др.) на которых учатся приёму гостей.

Очень важно, чтобы ребенок научился играть по правилам и тогда в дальнейшей самостоятельной жизни он тоже научится жить по правилам (т.е. законам). У детей формируются не только навыки игровой деятельности, но и чувство доброго соперничества, доброжелательность, взаимопомощь и взаимовыручка, они придерживаются правил игры.

Чтобы ребенок в дальнейшем развивался и совершенствовался, необходимо развитие у него познавательного интереса, любознательности. Эти качества помогут воспитанникам центра в дальнейшей самостоятельной жизни не потеряться, научат находить выход из любой трудной жизненной ситуации. Формирование этих социальных навыков происходит в процессе различных викторин (литературных, музыкальных и т.п.), во время познавательно-развлекательных игр («На ошибках учатся», «Экология и мы», «Все работы хороши – выбирай на вкус!», «Игра-путешествие по планете Вежливость» и др.). Познавательные навыки и речь развиваются на часах чтения, когда дети пересказывают прочитанное, дают характеристику героям, выносят нравственную оценку героям произведения, читают познавательную литературу. На самоподготовке, когда дети выполняют домашнее задание, также развивается речь и познавательные навыки.

Отсутствие коммуникативных навыков свойственно детям, поступающим в реабилитационные центры. Поэтому важнейшая задача воспитателя – помочь ребёнку жить в социуме, научить правильно общаться, знать к кому и куда обратиться за помощью, как самому преодолевать жизненные трудности. Развитие коммуникабельности непрерывно осуществляется в течение каждой рабочей смены: в процессе индивидуальной работы с детьми, во время творческих поручений и трудовых заданий, при проведении праздников и мероприятий в центре, во время выездов в город для экскурсий, общении со сверстниками и взрослыми и др.

Коррекционно-реабилитационная работа по развитию вышеперечисленных социальных навыков у воспитанников центра в дальнейшем способствует: развитию творческих способностей, пробуждению социальной активности, воспитывает чувство собственного достоинства, стремление к самоопределению, формированию способности к выбору стойкой жизненной позиции, а не довольствование ролью пассивных потребителей льгот и привилегий, помогает жить и выживать в дальнейшей самостоятельной жизни.

В своей работе руководствуюсь «Десятью заповедями воспитания” В.А. Караковского:

  1. Главная цель воспитания – счастливый человек.
  2. Люби не себя в ребёнке, а ребёнка в себе.
  3. Воспитание без уважения – подавление.
  4. Мерой воспитанности является интеллигентность – антипод хамству, невежеству.
  5. Говори, что знаешь, делай, что умеешь; при этом помни, что знать, уметь больше никогда не вредно.
  6. Развивай в себе незаурядность.
  7. Не будь занудой, не ной и не паникуй.
  8. Дорожи доверием своих воспитанников, береги ребячьи тайны, никогда не предавай своих детей.
  9. Не ищи волшебной палочки: воспитание должно быть системным.
  10. Дети должны быть лучше нас, и жить они должны лучше.

О себе

Работаю воспитателем отделения реабилитации несовершеннолетних в группе младшего школьного и школьного возраста в Государственном казенном учреждении социального обслуживания «Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних «Родник». Стаж работы в данном учреждении — 5 лет. Образование высшее, КАЗ ПИ имени Абая, г.Алматы, Казахстан; физико-математический факультет.

Помочь детям вернуть детство — главная задача моей работы.

«Настает утро раннее — на работу собираться мне пора, и опять я думаю заранее, чем порадует сегодня детвора?.. «

Есть мир, в котором взрослые и дети на равных — это мир детства.

На вопрос, что является главным в моей жизни, сразу могу ответить: «Мои дети».

Я пришла работать с детьми… И закрутила меня жизнь — карусель, полная событий и неожиданных поворотов. Что ждало меня впереди — загадка. Оценят ли меня, как воспитателя? Комфортно ли будет детям в общении со мной? Чем я смогу заинтересовать и удивить их завтра? ли? Оценят ли коллеги в будущем мои усилия, старания, достижения и стремления? А ПОЧЕМУ НЕТ?

И вот с большим жизненным опытом, дипломом в руках, вооруженная идеями К. Д. Ушинского, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского, перешагнула я порог реабилитационного центра, где меня встретила большая шумная толпа маленьких людей с любопытным взглядом.

Здравствуйте дети!

Мои романтики, мои друзья

Мои философы, мои мечтатели

Теперь вот вы — мои учителя!

Не все сразу получалось. Но время шло, и я училась руководить детским коллективом, изучала методическую литературу, перенимала опыт от наставников, повышала квалификацию, занималась самообразованием, получая знания через Интернет. И мой «багаж» копился, множился, претерпевал изменения, приобретал форму и направление в виде бескорыстной любви к детям, в виде самоотдачи и тяги к какой — то невидимой, поставленной самой же себе, планке. Могла ли я предположить, что смогу научиться неплохо рисовать, шить игрушки, заниматься садоводством, овладевать актерским, режиссерским делом, петь, танцевать, выступать на утренниках, обладать художественным вкусом… . А теперь, я знаю точно — чем больше воспитатель знает и умеет, тем легче и интереснее ему работать с детьми. Также знаю, Детство — страна удивительная. В ней все возможно. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться веселым и увлекательным. Каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг себя ослепительно красочным, ярким и радостным. Чтобы радужный океан способностей, данный ребенку изначально, которые не смогли и не захотели развивать «неблагополучные» родители, не превратился в маленькую грязную лужицу, необходимо постоянно поддерживать и развивать внутреннюю свободу ребенка, положительные эмоции, радость жизни, учитывая особенности психического развития каждого «непростого», «брошенного» ребенка.

И я поняла, что могу, хочу и буду соответствовать всем требованиям на современном этапе развития общества.

А еще, хотелось бы добавить следующее. Только счастливый воспитатель может подарить своим детям несколько лет счастья. Только добрый воспитатель может посеять зерна добра в душах своих детей. Только творчески саморазвивающийся воспитатель может стать образцом для творческого саморазвития своих детей. Поэтому надо быть тем воспитателем, которого ждут от нас наши дети.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

К книгам, которые сформировали мой внутренний мир могу отнести:

Научно-популярная литература:

Мой взгляд на мир

Воспитатель должен любить детей, жить для детей – без этого его работа не имеет смысла. Кроме того, ему всегда надо помнить о своем долге: ведь государство возложило на него большую ответственность – вырастить из ребенка достойного члена общества.

А все-таки главная оценка моего труда впереди. Это дальнейшая самостоятельная жизнь в обществе.

Плоды моей работы взойдут не сразу, проявятся лишь спустя годы. Но это будут самые важные, самые прекрасные, самые сладкие плоды. Я – воспитатель – сильный, смелый, терпеливый человек. Я готова ждать, пока плоды моей работы, моих стараний взойдут.

Мои достижения

Мои достижения — это не мои награды и грамоты, это — дети, не знавшие родительской заботы и ласки. Дети, которые в прошлой своей жизни умели не жить, а выживать, видели только жестокость и безразличие. Я вижу, как каждый ребёнок минута за минутой, день за днём открывает для себя мир нормальных людей, как искрятся глаза, появляются улыбки на лицах. Мои достижения — это хорошие оценки в школе, грамоты и награды, которые дети получают, участвуя в различных конкурсах. А самое главное достижение, это когда дети из неблагополучных семей не пошли по стопам своих родителей и не стали иждивенцами государства, а создали свои семьи и сами растят своих детей.

Разработала реабилитационную программу для детей 3 – 7 лет «Формирование математических представлений у детей дошкольного возраста» в 2010 году, в 2011, 2012 и 2013 годах дополняла программу занятиями для детей.

Разработала реабилитационную программу для детей 7-18 лет «Формирование художественно-творческих способностей у детей младшего школьного и школьного возраста»

С сентября 2010 года до октября 2013 года работала с воспитанниками от 3 до 7 лет, имеющими различные проблемы психофизиологического эмоционального и социального развития. С ноября 2013 года работаю с воспитанниками младшего школьного и школьного возраста. Разрабатываю и провожу коррекционно – развивающие занятия согласно плану воспитательной социально-реабилитационной работы. Учитываю индивидуальные особенности детей. Оказываю индивидуальную помощь и поддержку. Постоянно повышаю свой профессиональный уровень.

Прошла Курсы повышения квалификации весной 2014г. «Методика применения мультимедиа-технологий в работе преподавателя» 72 часа.

В 2013 году приняли участие в областном конкурсе- выставке театральной куклы «Оживи куклу». Были представлены 3 работы: Текстильный заяц — марионетка; Текстильная кукла – балерина – марионетка; Рыжий повар, в смешанной технике. Награждены в номинации «Креативный кукольный наряд».

В сентябре 2013 года на конкурсе «Сказочная Гжель» дети рассписывали деревянные дощечки. Награждены памятными сувенирами и грамотами.

В рамках развития на территории Московской области Олимпийского движения 28 февраля 2014 года в Доме Правительства Московской области было проведено открытие выставки детского рисунка «Олимпиада глазами детей». Дети нашего центра проявили фантазию и знания в олимпийском движении. Самые распространенные герои рисунков и плакатов — олимпийские символы — Зайка, Мишка и Леопард. Также дети изображали горные склоны Сочи, пьедесталы с победителями, и, конечно, свои любимые виды зимнего спорта.

В 2014 году приняли участие в международном фестивале детско-юношеского и студенческого творчества «Синяя птица Гжели», посвященного году культуры и 115-летию профессионального образования в Гжели. Для участия в конкурсе представлены 2 работы, выполненные в «лоскутной» технике и «соленого теста». Награждены грамотами.

Так же проводились всевозможные тематические конкурсы-выставки детских рисунков и поделок в Центре, а также в Доме Ветеранов г. Раменское.

В 2014 году присвоена 1 кваоификационная категория.

Моё портфолио

В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами». Но что такое портфолио на самом деле? Есть множество определений, предлагаю то, что ближе мне… Портфолио педагога — это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма педагога-воспитателя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио воспитателя показывает уровень подготовленности воспитателя и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности. Электронное портфолио воспитателя — это веб-базированный ресурс, сайт педагога, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

СОВРЕМЕННОМУ ПЕДАГОГУ

необходимо быть профессионально компетентным,

творчески активным, конкурентно способным,

уметь позиционировать себя в условиях учреждения,

в котором он работает.

Что значит быть воспитателем в реабилитационном центре для несовершеннолетних. За четыре года работы в реабилитационном центре я сделала вывод: для ребёнка неважно, как я отношусь к другим детям, а важно, как я отношусь к нему. Ещё в годы учёбы в педагогическом институте я усвоила формулу: «Главное качество педагога- любить своих детей!». Но, признаюсь откровенно, не сразу смогла я полюбить всех своих воспитанников! Разные они, и чувства вызывали неодинаковые. И тогда я решила заняться самовоспитанием — научиться, ко всем детям относиться объективно. Я стала видеть себя со стороны, глазами ребёнка, ставить вопросы: «Справедливо ли я поступила? Проявила ли терпимость? Я выработала для себя несколько правил, которые помогают мне работать с детьми». За каждым эссе – личность. Творческая. Яркая индивидуальность. И просто человек – душевный, любящий детей, думающий о них, заботящийся. Я люблю свою работу, каждый день с удовольствием иду в центр. Бывают дома проблемы, а вошла в семью центра и как в омут с головой – плывёшь с ребятишками по реке добра, познания и радости. Быть воспитателем – значит быть самодостаточной женщиной. Ведь главное в женщине — материнство. А в детском центре по–матерински окружаешь заботой, лаской и вниманием сразу 12 сорванцов, а в ответ получаешь новый заряд позитива. Рядом с детьми ощущаешь себя всегда юной, весёлой и энергичной. Хочется верить, что вкладывая частицу своей души в каждого ребёнка, я делаю мир добрее. В наших руках – будущее детей, а значит- будущее России. Мне всегда интересно работать. Работать для «галочки» не могу, не умею, да и не хочу. «Любить детей и выполнять свою работу лучше, чем вчера, а завтра лучше, чем сегодня» — вот моё жизненное кредо.

Педагог – он вечный созидатель.
Он жизни учит, и любви к труду.
Я педагог, наставник, воспитатель,
За что благодарю свою судьбу.
Много нужно ласки и заботы
Всех услышать, каждого понять.
Воспитатель – трудная работа –
Постоянно маму заменять.
Вырастут ребята, детство не забудут,
Впереди у жизни целый век.
И тот шалун с годами добрым будет,
Главное, чтоб был он – Человек!
Не важно, кем они работать будут.
Для воспитателя – они ведь дети навсегда!
Чем больше уважать их будут люди,
Тем выше планка моего труда!
Уйдут одни, придут другие дети,
Получат здесь и ласку, и уют.
Меня оценят в XXI веке,
Труд воспитателя оценят – добрый труд!

Чтоб мудро жизнь прожить, знать надобно немало , Два важных правила запомни для начала : Ты лучше голодай, чем что попало ешь, И лучше будь один , чем вместе с кем попало. Омар Хайам

Казенное учреждение Омской области «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних» – маленькая страна, наполненная миром, радостью, теплом, открытиями и победами.

Одним из немногих позитивных итогов происходящих в нашей стране перемен является переосмысление обществом своего отношения к детям, оставшимся без попечения родителей. Именно с такой категорией детей я работаю вот уже 17лет. Эти дети стали для меня родными, любимыми. И если бы мне предложили поменять свою профессию, то я бы твердо отказалась. Да, работа воспитателя очень сложная, трудная, но важная и необходимая.

Высшее профессиональное образование

ОмскийГосудаоственный Педагоги ческий университет им.А.М.Горького

Высшая квалификационная категория

Спаж педагогической работы -34 года.

Стаж работы в учреждении -17л

Профессиональная карта

* Обучение в Омском Государственном университете 1979-1984г.

* Обучение на семинаре «Детский сад — Дом Радости» в Пермском Государственном Педагогическом университете 16.06.1992г.

*Обучение в ООИПКРО при кафедре Дошкольного воспитания по теме : «Приобщение ребенка к культуре общечеловеческих ценностей» 2003г.

*Семинар по теме «Психолого-педагогические основы профилактики несовершеннолетних» . Пои БОУДПО»ИРООО» 2008г.

*Семинар по теме Использование педагогических технологий в работе с дезадаптированными детьми» При БОУ ДПО «ИРОоо» 2009г.

*Семинар по теме » Девиантное поведение подростков : причины и способы преодоления» . Центр профессиональной ориентации и психологической поддержки населения «. г. Омск 2009г.

«Дикие лебеди» Г.Х. Андерсен

«Унесенные ветром» Маргарет Митчелл

«Рубаи» Омар Хайам.

«Несолидно. Непристижно. Несовременно,» — скажут одни. Но кто, если не я?

Мои награды

  1. Грамота Омского областного комитета по образованию. Май 1995

2. Благодарственное письмо БУ «СЦРН» 1998г.

3.Грамота Управления социальной защиты населения. 08.06 2001г

4. Благодарность. БУ «СЦРН» 08.06.2004г

5.Грамота. БУ «СЦРН» 06.10.2006г

6.Благодарственное письмо Министра труда и социального развития А.В. Бесштанько. 2006г

7.Почетная грамота Правительства Омской области. 4.06.2008г

8.Диплом лауреата 10 международной научно-практической конференции»Сопровождение и социализация человека в меняющемся мире» за 3 место в работе секции «Теоретические основы социальной педагогики» 21 апреля 2008г. г. Омск

9.Диплом лауреата 14 Международной научно-практической конференции «Социальная работа с молодежью : социально- педагогические аспекты» за 1 место в работе секции «Опыт социально- педагогической деятельности в различных организациях г.Омск 2011г.

Профессиональная деятельность

(показатели эффективности реабилитационно–воспитательного процесса за 2010г..,2011г.,2012г.)

Воспитанники КУ «СЦРН» — это безнадзорные и беспризорные дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации. Это дети, находящиеся в кризисном или пограничном с ним психологическом состоянии, которое является следствием пребывания на улице в асоциальной среде.

Дезадаптированные дети характеризуются неадекватными формами общения и поведения: неуравновешенностью, плаксивостью; ненормативной речью; резкими перепадами настроения, переходящими в агрессию. По данным диагностики большое количество детей имеют сенсорное недоразвитие, задержку психического развития или интеллектуальную недостаточность. Поэтому моя профессиональная деятельность состоит в том, чтобы дать ребёнку качественные изменения жизни, отношений с миром, окружающими людьми, снять остроту психического напряжения, провести адаптацию ребёнка к жизни в социально здоровой среде, вернуть к важнейшим формам человеческой жизнедеятельности: игре, познанию, труду, общению.

Данная задача предусматривает личностное, интеллектуальное, физическое, трудовое, нравственное воспитание детей.

Базовой основой реабилитационно–воспитательного процесса является опора на концепции:

  1. Гумманистического воспитания (В.А. Сухомлинский,

Ш. А. Аминашвили, Л.С.Выготский)

  1. Педагогической поддержки ( О.С. Газман)
  2. Воспитание практической социализированной личности, способной решать жизненные проблемы ( Е.В. Бондаревская)

Реабилитационно–воспитательный процесс реализуется через различные направления деятельности:

  1. Создание положительного психологического климата и благоприятной коррекционно–развивающей среды
  2. Занятия на развитие:

— Навыков социальной уверенности

— Познавательной сферы

— Эмоциональной сферы

— Речевого общения

— Правовых знаний

  1. Беседы на нравственн –этические темы
  2. Дидактические и сюжетно–ролевые игры
  3. Разрешение проблемных ситуаций
  4. Этюды, тренинги, упражнения
  5. Развлечения, досуги, праздники
  6. Инсценировки, драматизации
  7. Художественно–продуктивная деятельность
  8. Чтение и обсуждение сказок, художественных произведений

Также применяю такие формы работы, как » Большие психологические игры», арт–терапия ( художественное творчество, песочная терапия.

Методическое обеспечение.

В работе с детьми дошкольного возраста применяю:

  1. Авторскую программу «Социально – психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно – речевого творчества» А.Н. Парфёнова

Цель: личностная реабилитация ребёнка через развитие основных сфер личности: познавательной, эмоциональной, чувственной и волевой посредством художественно – речевого творчества.

  1. Технологию Н.М. Крыловой «Детский сад – дом радости» — используется на этапе адаптации воспитанника. Организация общения ребёнка в новом коллективе с использованием методов данной технологии позволяет безболезненно для воспитанника установить контакт в новых для него условиях, снять эмоциональное напряжение.
  2. Программу «Социально — нравственное воспитание»

И.Ф. Мулько.

Цель: реализация задач нравственно–этического воспитания, привития детям коммуникативных навыков и знаний об обществе.

  1. Программу «Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников» А.В.Можейко.

Цель: активизация познавательных и творческих способностей детей, гармоничное развитие личности в целом.

В работе с детьми школьного возраста применяю:

  1. Авторскую программу для детей младшего школьного возраста «Развитие социальной уверенности» А.Н.Парфёнова

Цель: личностная реабилитация ребёнка через укрепление уверенности в себе, понимание им своих особенностей и возможностей в общении с окружающим миром.

  1. Методическую разработку курса «Мир человека» С.И. Гин

Цель: знакомство детей с миром человека с биологической, психологической, социальной точки зрения.

  1. Методические рекомендации «Основы здоровьесберегающего обучения» Е.А. Минчинская

Цель: дать представления о значении здоровья, режиме дня, важности занятий спортом; заложить первооснову здорового образа жизни.

Ресурсное обеспечение

  • Тематическое планирование «Воспитание культуры поведения у социально дезадаптированных детей» (автор – составитель А.Н.Парфёнова)
  • Комплекс занятий «Уроки Айболита» и серия культурно – досуговых и спортивных мероприятий (авторские конспекты)
  • Комплекс развивающих игр по теме «Наше настроение» (составитель А.Н.Парфёнова)
  • Серия занятий «Я человек» (авторские конспекты)
  • Комплекс дидактических игр на развитие психических процессов (составитель психолог центра)
  • Комплекс игр с элементами социально – педагогического тренинга, направленных на коррекцию и развитие установок поведения, развитие компетентности в общении (составитель А.Н.Парфёнова)
  • Видеопрограммы «Уроки осторожности», «Правила хорошего поведения», » Времена года», «О правах играя»

Наглядный материал

  • Демонстрационный материал
  • Дидактические игры
  • Настольные игры
  • Пособия
  • Информационные стенды
  • Выставки
  • Буклеты
  • Набор пособий для арт – терапии

Для изучения эффективности реабилитационно–воспитательного процесса применяю диагностический и констатирующий инструментарий

Исследование осуществляется по комплексу методик:

  1. Одномоментные срезы
  2. Систематические наблюдения
  3. Анализ результатов комплексного обследования
  4. Диагностические методики социального развития:
  • «Изучение и определение уровня овладения навыками самообслуживания» (лист педагогических наблюдений)
  • «Уровень овладения трудовыми процессами» (лист педагогических наблюдений)
  • «Определение социально – психологического климата в группе» (лист педагогических наблюдений)

Для детей дошкольного возраста:

1.Методики изучения определения уровня социальной компетентности:

  • «Изучение навыков культуры общения» Ю.А. Афонькина
  • «Определение социометрического статуса ребёнка»

Г.А. Урунтаева

2.Методика «Изучение и определение уровня социальной адаптации детей» И.Г.Корнилова

Для детей школьного возраста:

  1. «Методика выявления уровня подготовленности детей сирот к преодолению трудностей социализации» Л.В. Байбородова.
  2. Адаптированный вариант теста «Размышляем о жизненном опыте» Н.В. Щуркова
  3. Методика «Пословицы» С.М. Петрова.

Уже в первый месяц пребывания детей в группе отмечается снижение неврозов, агрессивности у 100% воспитанников.

На момент поступления в «СРЦН» 95% детей не имеют навыков трудовых процессов.

На момент завершения реабилитационного периода 98% воспитанников осваивают трудовые процессы на уровне самостоятельности.

Речь становится более связной, логичной, улучшается произношение, речевая активность возрастает в количественном и качественном отношении.

У детей развиваются коммуникативные способности, появляется стремление к общению, умение адекватно ориентироваться в доступном социальном окружении, способность к самостоятельному применению полученных знаний в различных видах деятельности.

Повышаю свой профессиональный уровень, участвую в работе педагогической студии КУ «СЦРН».

  • Была членом аттестационной комиссии БУ «СЦРН» 2003,2004г.г.

членом экспертной группы в 2005,2006 г.г.

  • Руководила секцией «Использование игровых методик в процессе социальной реабилитации воспитанников» в 2005г.
  • Опыт работы по темам «Развитие речи – неотъемлемая часть коррекционной работы с воспитанниками центра» был представлен на педагогической студии в 2004 г.
  • «Организация работы по возвращению ребёнка к важнейшим формам жизнедеятельности» 2005г.
  • «Приобщение детей с девиантным поведением к познавательной деятельности» в 2006г.
  • Мастер – класс «Разрешение педагогических конфликтов» в 2007г.
  • «Приобщение детей к миру социальной действительности» в 2007г.
  • «Формирование правового сознания у детей – дошкольников» в 2011г.

Оказывала методическую поддержку студентам педагогического колледжа №4 г. Омска (знакомила их с профессиональной деятельностью воспитателя социально – реабилитационного центра, с особенностями организации реабилитационно – воспитательного процесса, помогала в разработке и проведении развивающих занятий.) 2009г.

Консультировала студентов ОмГУ им. Ф.М. Достоевского (специальность «Социально – культурная деятельность») по содержанию программы «Социально – психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно – речевого творчества».

Оказывала методическую помощь при прохождении практики студентам СиБГУФК (специальность социальная педагогика) 2011г.

Участие в проектах

  1. Принимала участие в Областных педагогических чтениях «Совершенствование как условие модернизации региональной системы образования».

Тема выступления: «Формирование социальной уверенности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра» (26.03.2008)

По результатам выступления получила рекомендации для публикации на сайте ГОУ ДПО «ИРООО»

  1. Принимала участие в работе XI Международной научно-практической конференции «Сопровождения и социализация человека в меняющемся мире» (21.04.2008)

По результатам выступления заняла 3 место в работе секции «Теоретические основы социальной педагогики» и была награждена дипломом

  1. Участвовала в областном конкурсе методических материалов работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в номинации «Индивидуальные проекты и технологии».

Награждена сертификатом за авторскую программу «Развитие социальной уверенности»

  1. Участвовала в программе для открытых дверей, проходившей в БУ «СЦРН» в 2008г. Провела показ открытого занятия по развитию навыков позитивного социального поведения у несовершеннолетних воспитанников с девиантным поведением «Если добрый ты – это хорошо»

  1. Представила свой опыт на обучающем семинаре по теме «Психолого-педагогические основы профилактики правонарушений несовершеннолетних» БОУ ДПО «ИРООО» 05.06.08

Провела открытое занятие по развитию социальных навыков и умений у воспитанников младшего школьного возраста «Ледяное сердце»

  1. Приняла участие в работе круглого стола «Организация работы воспитателя в стационарных учреждениях социального обслуживания населения», проходившего в БУ Омской области «Центр социальной помощи семье и детям» 15.06.2010

Тема выступления «Приобщение к миру социальной действительности детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра»

По результатам выступления авторский материал был предоставлен в «Отделении е методической работы и информационных технологий БУ Омской области «Центр социальной помощи семье детям » для издания методического пособия.

  1. Участвовала в работе14 Международной научно-практической конференции «Социально-педагогические и психологические аспекты в работе с молодежью» 6.04.2011г По результатам выступления была награждена дипломом за 1 место в работе секции » Опыт социально-педагогической деятельности «Омский государственный пед. университет.

*Участвовала в работе 1 Региональной научно-практической конференции»Культура, наука, образование в духовно-нравственном воспитании» 2011г. Дворец искусств им.Малунцева.

*Участвовала в работе Межрегиональной научно-практической конференции «Проблема воспитания патриотизма и гражданственности в поликультурном обществе» 2011г. Институт развития образования Омской области.

На базе КУ Омской области «СЦРН» реализуются авторские программы.:

  • Социально-психологическая реабилитация дезадаптированных детей средствами художественно-речевого творчества» (предназначенная для детей школьного возраста). Рецензент – зав кафедрой Общей и педагогической психологии, доктор психологических наук Л.Н. Антилогова
  • Коррекционно-развивающая программа «Развитие социальной уверенности» (предназначена для дезадаптированных детей младшего школьного возраста). Рецензент – ст.преподаватель кафедры Воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО «ИРООО» Л.В. Лонская

Программа «Развитие социальной уверенности» в областном конкурсе методических материалов работников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, В номинации «Индивидуальные педагогические проекты и технологии» была награждена сертификатом.

*Программа «Защити себя сам»(по формированию основ правовых знаний у детей дошкольного возраста )

имею авторские видеопрезентации.:

  1. «Формирование навыков социальной уверенности у детей, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра». Данная видеопрезентация была представлена на XI Международной научно-практической конференции «Сопровождение и социализация человека в меняющемся мире». По результатам выступления заняла III место в работе секции «Теоретические основы социальной педагогики» и была награждена дипломом. 21 апреля 2008г.
  1. «Формирование основ правового сознания у детей дошкольного возраста, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра». Видеопрезентация была представлена на Международной Научно-практической конференции «Социально-педагогические и психологические аспекты в работе с молодежью» 6 апреля 2011г.

Мои публикации в средствах массовой информации

  • Опыт работы «Формирование социальной уверенности у детей младшего школьного возраста, воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра» был опубликован на сайте ГОУ ДПО «ИРООО» в 2008г.
  • Коррекционно-развивающая программа «Развитие социальной уверенности» включена в сборник материалов «Организация работы воспитателя в стационарных учреждениях социального обслуживания населения». Рецензент: О.В. Морозова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры Социальной работы ГОУ ВПО ОмГПУ (Министерство труда и социального развития Омской области БУ Омской области «Центр социальной помощи семье и детям (с социальной гостиницей), 2011г

*Публикация статьи»Формирование основ правового сознания у детей дошкольного возраста , воспитывающихся в условиях социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних» в сборнике материалов 14 Международной научно-практической конференции»Социальная работа с молодежью» ОмГПУ 2011г

*Публикация статьи в сборнике 1 Региональной научно-практической конференции»Культура, наука, образование в духовно-нравственном воспитании» г. Омск 2011.

*Публикация статьи «Правовое воспитание дошкольника » на сайте БОУ ДПО «ИРООО» 2011г.

Буду рада если опубликованная информация поможет воспитателям социальных центров в организации и проведении социально-реабилитационного процеса с детьми.За время работы накопился материал по различным направлениям, доказавший свою нужность и эфективность. Желаю всем удачи в работе и благодарных воспитанников!

Воспитатель отделения социальной реабилитации

ГБУСОН РО «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних г.Ростова-на-Дону»

Железная К.А.

«Моя профессия — воспитатель!»

Работая воспитателем в отделении социальной реабилитации, я ни разу в жизни не пожалела, что выбрала именно эту профессию. Учась еще в старших классах, у меня появилась мечта – работать в социальном приюте. На тот момент я не знала, в чем заключается работа в этой сфере, но в другой специальности я себя не видела.

Поступив и окончив Московскую социальную академию, я стала продвигаться к своей цели. И в 2013 году мне удалось устроиться на работу психологом по подготовке принимающих родителей в отделении диагностики. Конечно, это не та профессия, о которой я мечтала, но с чего-то начинать было нужно. Проработав психологом один год, я стала понимать, в чем же суть работы организации. К тому времени в учреждении открылась вакантная должность воспитателя, и я с готовностью заняла ее.

Работа воспитателя далась мне не просто, приходилось работать днями и ночами: посещать семьи, которые находились в трудной жизненной ситуации, видеть неопрятный вид детей и их глаза, в которых угасла надежда на лучшую жизнь. Хотелось всех детей мира забрать под свою опеку. Малое, что я могла сделать — это подарить им всю свою любовь, доброту и понимание.

В конце 2014 года я пришла работать в отделение социальной реабилитации – настоящую школу жизни. Обделенные судьбой, лишенные материнской ласки и отцовской заботы – такие дети часто озлоблены на весь мир. Именно здесь, мне, как воспитателю, необходимо было научить своих воспитанников доверять, любить себя и всех, кто их окружает, помочь преодолеть свои страхи и тревоги. Научить их быть добрыми и отзывчивыми, воспитать желание стать сегодня лучше, чем вчера – вот главная задача, которая стояла передо мной. Для воспитанников такого учреждения очень важно, как ты к ним относишься, участливое отношение к их жизни, и если нужно, то подругу, сестру или даже мать. Они все очень разные. Главным для меня навыком, я считаю, это навык — принимать всех одинаково, не выделять из них: любимчиков. Доброта и милосердие должны быть присущи каждому человеку, а тем более воспитателю. Как здорово видеть, когда на твоих глазах из «злобного и замкнутого волчонка» малыш превращается в обычного ребенка, со своими детскими шалостями и потребностями, как оттаивает его сердечко, когда он бежит навстречу к тебе, чтобы обнять. Это – незабываемо. Это – счастье.

Назвать мою профессию воспитателя легкой нельзя – это кропотливый и ежедневный труд, на мне лежит огромная ответственность за воспитание, жизнь и безопасность моих воспитанников. Я горжусь тем, что выбрала именно эту профессию, следовала к своей цели и не отступилась от нее. Счастливые лица и улыбки встречающих меня ребят – подтверждение тому. Нет в жизни большего счастья, чем постоянно ощущать себя нужной детям. Дети – мое главное богатство.