Возмещение расходов НДС

Возмещаемые расходы

В хозяйственных отношениях возникают ситуации, когда контрагенты возмещают организации расходы по сделке. В статье рассмотрены налоговые последствия каждой из таких ситуаций для стороны, которой расходы возмещаются (оплачиваются).

Возмещение контрагентами расходов по сделке обусловлено чаще всего особенностями гражданского законодательства. Так, ГК РФ предусматривает возмещение расходов по сделке комиссионеру, поверенному, агенту, экспедитору, хранителю (по договору хранения), доверительному управляющему.

Нередко мы говорим о возмещении отдельных расходов организации, произведенных ею в интересах работника, этим работником.

Другой, хотя на первый взгляд похожий, вариант — оплата заказчиком расходов исполнителя по сделке возмездного оказания услуг.

Возмещение расходов посреднику

Все посреднические договоры (комиссия, поручение, агентирование) объединены некоторыми общими признаками, в числе которых один из главных — действие посредника за счет поручающей стороны (комитента, доверителя, принципала). Это означает, что посредник получит в результате сделки не только вознаграждение, но ему также должны быть возмещены все понесенные по договору расходы (ст. 971, п. 2 ст. 975, ст. ст. 990, 1001, 1005 ГК РФ). Законодательство не предусматривает возмещения расходов посредника за счет его вознаграждения. Последнее считается оплатой по договору, доходом посредника в чистом виде, учитываемым в бухгалтерском и налоговом учете.

Посредник вправе в соответствии со ст. ст. 410, 997, 1011 ГК РФ удержать причитающиеся ему по договору суммы из всех сумм, поступивших к нему за счет поручающей стороны.

Комиссионер (агент) сохраняет право на комиссионное вознаграждение, а также на возмещение понесенных расходов и тогда, когда договор комиссии не был исполнен по причинам, зависящим от комитента (п. 2 ст. 991 ГК РФ).

Комиссионер не имеет права на возмещение только расходов на хранение находящегося у него имущества комитента, если в законе или договоре не установлено иное (ст. 1001 ГК РФ). Это означает, что такие расходы, являясь экономически оправданными, могут быть признаны самим комиссионером (агентом) как в бухгалтерском, так и в налоговом учете. Вероятно, именно такие расходы подразумеваются в Письме Минфина России от 17.05.2006 N 03-03-04/1/463, иначе текст Письма можно считать противоречащим действующему законодательству.

Иные расходы по сделке подлежат возмещению, причем сторонам необходимо учитывать положение ст. 992 ГК РФ о том, что принятое на себя поручение комиссионер обязан исполнить на наиболее выгодных для комитента условиях в соответствии с указаниями комитента, а при отсутствии в договоре комиссии таких указаний — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. То есть комиссионер (агент) может претендовать на возмещение экономически обоснованных, необходимых расходов.

Расходы, не отвечающие этим требованиям, доверяющая сторона может не возмещать, однако это не означает, что посредник сможет признать эти расходы своими в налоговом учете, — принцип экономической обоснованности, содержащийся в ст. 252 НК РФ, не допускает списывания таких расходов при формировании налоговой базы по налогу на прибыль (см. позицию Минфина по этому вопросу в Письме от 29 марта 2005 г. N 03-03-01-04/1/136).

Возмещение оправданных затрат производится при условии обоснования посредником понесенных им расходов.

Сумма расходов отражается в отчете комиссионера (агента), который в соответствии со ст. 999 ГК РФ по исполнении поручения комиссионер обязан представить комитенту. Статья 1008 ГК РФ устанавливает порядок отчета агента о ходе выполнения сделки. Однако налоговое законодательство (ст. 316 НК РФ) конкретизирует сроки подачи отчета — комиссионер обязан в течение трех дней с момента окончания отчетного периода, в котором произошла реализация товаров (работ, услуг), известить комитента о дате реализации. Именно на основании отчета налогоплательщик-комитент (принципал) определяет сумму выручки от реализации на дату реализации (ст. 316 НК РФ). Кроме того, отчет нужен и для целей формирования налоговой базы по НДС. То есть отчет должен составляться и передаваться комитенту ежемесячно (независимо от условий договора).

Ежемесячные отчеты могут дополняться извещениями посредника, высылаемыми по мере осуществления им расчетов с покупателем.

Считается, что, если у доверяющей стороны возникли какие-либо претензии по отчету вообще или по заявленным в нем возмещаемым расходам, комитент (принципал) должен сообщить о них комиссионеру (агенту) в течение 30 дней со дня получения отчета, если соглашением сторон не установлен иной срок, иначе отчет считается принятым (ст. ст. 999 и 1008 ГК РФ).

Вопрос о дополнительном подтверждении расходов решается так: если агент в сделке выступал от имени принципала, к отчету агента должны прилагаться оправдательные документы — все копии первичных документов, относящихся к проводимым в рамках таких сделок операциям, которые и будут первичными для отражения операций в бухгалтерском учете принципала; если агент в силу условий договора действовал от своего имени, первичные оправдательные документы могут не представляться вместе с отчетом (в законодательстве необходимость представления копий первичных документов в этом случае не оговорена). В этом случае они хранятся у посредника. Однако по требованию комитента (принципала), имеющего возражения по отчету, комиссионер (агент) обязан представить данные о сделках, заключенных во исполнение комиссионного поручения (п. 14 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 г. N 85, Письмо УМНС по Москве от 8 декабря 2004 г. N 24-11/79072, Письмо МНС России от 02.08.2001 N 03-1-09/2351/03-Ц316).

Возмещаемые затраты посредник не учитывает в составе своих расходов (п. 9 ст. 270 НК РФ), а отражает их на счетах учета расчетов в соответствии с условиями договора (обычно на счете 76 "Расчет с разными дебиторами и кредиторами"). Так, например, реклама товара, его транспортировка, упаковка производятся за счет комитента, даже если их осуществляет непосредственно комиссионер; выплаты, произведенные комиссионером третьим лицам вследствие обнаружения недостатков в проданном товаре, относятся на счет комитента и в том случае, если к моменту обнаружения недостатков комиссионные отношения прекратились (Письма УМНС по Москве от 30 января 2003 г. N 26-12/6250, от 13 апреля 2004 г. N 26-12/25174, от 5 февраля 2004 г. N 26-12/07387, п. 13 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 ноября 2004 г. N 85).

Возмещение расходов экспедитора

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента — грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза (ст. 801 ГК РФ, ст. 5 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности").

Экспедитор, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции, вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов или до предоставления клиентом надлежащего обеспечения исполнения своих обязательств в части уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы, связанные с удержанием имущества. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в названных случаях ответственность несет клиент (ст. 3 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности").

В случае если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов. Эта фиксированная штрафная ставка установлена ст. 10 Закона N 87-ФЗ.

Кроме того, клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.

Если права экспедитора нарушены, ему следует учитывать, что срок исковой давности по договорам транспортной экспедиции составляет один год и исчисляется со дня возникновения права на предъявление иска.

Согласно п. 9 ст. 270 НК РФ в состав расходов не включаются суммы расходов экспедитора, которые в соответствии с заключенным договором экспедиции (исходя из условий договора и (или) положений законодательства Российской Федерации) возмещаются или должны быть возмещены клиентом (см. также Письмо Минфина России от 30 марта 2005 г. N 03-04-11/69). В этом контексте трудно согласиться с положениями Письма Минфина России от 1 октября 2004 г. N 03-03-01-04/1/63, противоречащими не только описанным принципам гражданского права, но и НК РФ.

Оплата расходов по сделкам возмездного оказания услуг

В отличие от посреднических договоров и договора транспортной экспедиции возмездное оказание услуг предполагает, что исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность) за свой счет, а заказчик обязуется оплатить эти услуги, то есть выплатить исполнителю обусловленное договором вознаграждение (ст. ст. 779, 781 ГК РФ). Возмещения расходов на оказание услуги ГК РФ не предусматривает. Статья 782 ГК РФ определяет, что, если заказчик отказывается от исполнения договора возмездного оказания услуг, ему надлежит оплатить исполнителю фактически понесенные им расходы.

Если договором не предусмотрено иное, доходом исполнителя будет считаться полученное им вознаграждение, а понесенные по сделке издержки — расходами исполнителя.

В то же время стороны могут в договоре прямо предусмотреть оплату заказчиком всех или части расходов исполнителя по сделке. Такую выплату следует расценивать как дополнительный доход исполнителя (см., например, Письмо Минфина России от 22 октября 2001 г. N 04-04-06/449, Письмо УМНС по Москве от 27.09.2004 N 2811/62835).

Возмещение расходов от их оплаты заказчиком отличается принципиально — это не обусловленная законом выплата, когда операция производится за счет заказчика (как это происходит в посреднических сделках или в договоре транспортной экспедиции), а дополнительное вознаграждение, установленное только сторонами договора.

Пример. Гражданин заключил с организацией договор оказания услуг по анализу товарного рынка в другом регионе. С целью выполнения задания исполнитель выезжает в этот регион, причем в соответствии с договором заказчик оплачивает исполнителю проезд туда и обратно, проживание и питание. Подтвержденные расходы на эти нужды составили 4000 руб. В то же время по договору за оказанные услуги исполнителю причитается 10 000 руб.

Полная сумма выплаты — 14 000 руб. — подлежит обложению налогом на доходы физических лиц, ЕСН (кроме отчислений в ФСС), взносами на обязательное пенсионное страхование.

Отметим, что ВАС РФ признал, что выплаты в возмещение издержек, понесенных исполнителем — физическим лицом при исполнении договора возмездного оказания услуг (подрядчиком при исполнении договора подряда), не подлежат обложению единым социальным налогом, если эти издержки фактически понесены исполнителем (подрядчиком) (см. Информационное письмо Президиума ВАС РФ от 14 марта 2006 г. N 106). Нужно обратить внимание на формулировку — речь идет о возмещении, а не об оплате расходов. На наш взгляд, исходя из типа договора термин "возмещение" здесь неуместен. А вот оплата расходов подлежит обложению НДФЛ, ЕСН, пенсионными взносами (см. Письмо Минфина России от 30 июня 2005 г. N 03-05-02-04/128).

НДС при возмещении расходов

В соответствии с п. 1 ст. 154 НК РФ налоговая база при реализации налогоплательщиками услуг определяется как стоимость этих услуг, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.

Возмещаемые расходы

40 НК РФ, без включения налога на добавленную стоимость. В связи с этим налогоплательщики, оказывающие услуги по договорам транспортной экспедиции, должны определять налоговую базу по налогу на добавленную стоимость как сумму дохода, полученную в виде своего вознаграждения.

Налогоплательщики-посредники при осуществлении предпринимательской деятельности в интересах другого лица на основе договоров поручения, договоров комиссии либо агентских договоров определяют налоговую базу как сумму дохода, полученную ими в виде вознаграждений (любых иных доходов) при исполнении любого из указанных договоров (ст. 156 НК РФ).

Возмещаемые расходы, как мы указали выше, считаются расходами принципала, комитента, клиента, а значит, они не отражаются в качестве расходов у посредника, экспедитора, и оснований для вычета НДС по приобретенным в ходе выполнения договора товарам, работам, услугам у исполнителей не имеется (см. Письмо Минфина России от 30 марта 2005 г. N 03-04-11/69).

Пример. Экспедитор при выполнении договора привлекает ряд других организаций, осуществляющих перевозку, погрузочно-разгрузочные и другие работы. Эти работы осуществляются в интересах клиента, и расходы экспедитора по ним подлежат возмещению клиентом. Оснований для применения экспедитором вычета по НДС со стоимости услуг перевозчиков, а также погрузочно-разгрузочных работ не имеется. Экспедитор обязан передать все документы, подтверждающие его расходы по сделке, клиенту, который и приобретает право на вычет НДС.

По договорам возмездного оказания услуг, не предполагающим возмещения расходов исполнителя (но, возможно, предполагающим оплату таких расходов заказчиком), приобретенные при выполнении договора ценности считаются потребленными исполнителем; вся сумма вознаграждения и оплаты расходов по договору включается в налоговую базу по НДС у налогоплательщика-исполнителя, и он же производит вычет НДС.

Возмещение расходов работниками организации

Достаточно привычна ситуация, когда одна организация возмещает расходы другой, не менее распространено возмещение организацией расходов своим работникам (расходы на командировки, компенсации за использование личного имущества в служебных целях и т.п.). Тем не менее возможен и обратный вариант — когда фирма оплачивает за работников приобретаемые для них товары (работы, услуги), а те, в свою очередь, затем возмещают организации понесенные ею расходы.

Речь может идти об оплате медицинских услуг, услуг связи, коммунальных услуг, товаров и т.д.

Принято, чтобы работники в таких случаях вносили деньги в кассу организации, или организация производит соответствующие удержания из заработной платы работников по их письменным заявлениям.

Если организация сначала примет в расходы понесенные в интересах работников затраты, затем — по факту возмещения от работников — ей придется признать всю сумму в составе доходов. Кроме того, принять НДС к вычету налогоплательщик-организация не имеет права, так как приобретенные ею товары (работы, услуги) не предназначены для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ (пп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). "Входной" НДС будет принят в состав расходов, которые затем нужно будет возместить работнику. В выставленной работнику сумме этот НДС должен быть включен в состав компенсируемых расходов, а не выставлен отдельно, иначе организации придется уплатить его в бюджет. Ничего не реализуя своим работникам, а только перевыставляя им расходы к возмещению, НДС организация начислять (выделять) не может.

Наконец, полученное от работников возмещение фирме придется признать своим доходом, как раньше она признала эту сумму своим расходом (см., например, Письмо Минфина России от 29 марта 2006 г. N 03-03-04/1/297).

Во избежание этих совершенно ненужных проблем, накладок и недоразумений с работниками и с налогами, на наш взгляд, рассматриваемые отношения должны строиться принципиально по-иному. Организации следует оплачивать соответствующие товары (работы, услуги) в интересах работников на основании их письменных заявлений, доверенностей, но в расходы и доходы не включать.

Пример. Организация по письменному заявлению работника оплачивает его личные телефонные переговоры с последующим удержанием соответствующих сумм из заработной платы работника. В свои расходы организация включает только оплату телефонных переговоров по производственным вопросам.

На основании детализации счета за месяц всего расходы на услуги связи составили 1000 руб. (с учетом НДС), из них расходы на личные переговоры работника — 130 руб. (с учетом НДС).

Бухгалтерские проводки по этим операциям таковы.

Наименование
операции
Сумма, руб. Проводка Оправдательный
документ
Дт Кт
Оплачен счет за
услуги связи
1000 76 51 Счет за услуги
связи
Часть стоимости
услуг связи
(вместе с НДС)
перенесена на
работника
130 73 76 Бухгалтерская
справка-расчет,
заявление
работника
Признаны расходы
на услуги связи
737 ((1000 — 130) —
(1000 — 130) x
18/118)
26 76 Счет с
детализацией,
бухгалтерская
справка-расчет
Отражена сумма
НДС за услуги
связи (в части
стоимости услуг
связи, являющихся
расходами
организации)
133 ((1000 — 130) x
18/118)
19 76 Счет-фактура,
бухгалтерская
справка-расчет
Произведен вычет
НДС
133 68 19 Счет-фактура,
бухгалтерская
справка-расчет

М.А.Климова

К. э. н.,

независимый консультант

по налогообложению

Договором купли-продажи может быть предусмотрено, что обязанность по организации доставки товара возложена на продавца, а покупатель должен возместить продавцу расходы, связанные с доставкой приобретенного им товара <1>.

Порядок расчета НДС при возмещении стоимости расходов

Исполняя соглашение с покупателем, продавец заключает от своего имени договор с транспортными компаниями. Но в связи с компенсацией покупателем транспортных расходов продавца возникают следующие вопросы.
Следует ли продавцу включать в налоговую базу по НДС сумму полученного возмещения транспортных расходов?
Должен ли продавец перевыставлять покупателю счета-фактуры на транспортные услуги и если да, то как это правильно сделать?
Вправе ли покупатель принять к вычету НДС по компенсируемым транспортным расходам?
———————————
<1> Статья 510 ГК РФ.

Отношения по возмещению затратмежду продавцом и покупателем

Чтобы ответить на возникшие вопросы, нужно правильно квалифицировать отношения по компенсации транспортных расходов.
А они соответствуют отношениям по агентскому договору, где принципалом выступает покупатель, который поручает агенту (продавцу товара) заключить договоры с поставщиками транспортных услуг (перевозчиками) за счет покупателя. Так, по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала <2>. При этом принципал также обязан возместить расходы, понесенные агентом в связи с исполнением поручения <3>. Как известно, по агентскому договору агент определяет налоговую базу по НДС только с суммы своего вознаграждения <4>. То есть если квалифицировать правоотношения таким образом, то полученные суммы компенсации транспортных расходов не облагаются НДС у продавца.
Кроме того, такая квалификация правоотношений влечет и особый порядок перевыставления счетов-фактур, который установлен для посреднических договоров <5>.
Суть перевыставления счетов-фактур при приобретении услуг через агента (заключившего договоры с перевозчиками от своего имени) в следующем. Продавец получает счет-фактуру от перевозчика и регистрирует его в журнале полученных и выставленных счетов-фактур (в книге покупок счет-фактуру не регистрирует и НДС к вычету не принимает). Затем он перевыставляет счет-фактуру на транспортные услуги покупателю. В счете-фактуре в качестве продавца услуг он указывает перевозчика, а в качестве покупателя услуг — покупателя товара. Этот счет-фактуру продавец регистрирует в журнале полученных и выставленных счетов-фактур (в книге продаж счет-фактуру не регистрирует и НДС не начисляет). Кроме того, сведения о посреднических операциях, указанные в журнале полученных и выставленных счетов-фактур, продавец должен включить в декларацию по НДС <6>. Сам журнал в инспекцию сдавать не нужно.
Покупатель товара полученный счет-фактуру регистрирует в книге покупок и НДС принимает к вычету.
———————————
<2> Пункт 1 ст. 1005 ГК РФ.
<3> Статьи 1001, 1011 ГК РФ.
<4> Пункт 1 ст. 156 НК РФ.
<5> Постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137.
<6> Пункт 5.1 ст. 174 НК РФ.

Налоговые последствия компенсации затрат

Посмотрим, какие последствия по НДС могут ждать компании в зависимости от формулировки условий договора купли-продажи о возмещении транспортных расходов.

Агентская схема

Допустим, в договоре купли-продажи относительно возмещения транспортных расходов четко прописано условие агентского договора <7>, по которому продавец товара за вознаграждение обязуется организовать доставку товара путем заключения договоров с перевозчиками от своего имени и за счет покупателя товара. О порядке исчисления НДС и перевыставления счетов-фактур для этой ситуации мы рассказали выше. При этом Минфин не против такого оформления отношений и считает, что покупатель имеет право на вычет НДС по транспортным услугам <8>. То есть это беспроблемная ситуация.
———————————
<7> Пункт 3 ст. 421 ГК РФ.
<8> Письмо Минфина России от 21.03.2013 N 03-07-09/8906.

Возмещение затрат

Если же в договоре просто сказано о возмещении покупателем транспортных расходов продавца, тогда налоговики, скорее всего, потребуют, чтобы суммы компенсации продавец включил в налоговую базу по НДС <9>. Ведь Минфин считает, что суммы компенсации транспортных расходов связаны с оплатой товара <10>. В то же время продавец может принять к вычету предъявленный перевозчиком НДС.
Причем, как указывает финансовое ведомство, в этом случае продавец составляет счет-фактуру в одном экземпляре, а это означает, что покупатель не вправе принять к вычету НДС по транспортным расходам <11>.
Судебная практика в целом на стороне налогоплательщиков. Суды подтверждают, что суммы компенсации транспортных расходов не подпадают под понятие средств, связанных с оплатой товаров, так как продавец услуги не оказывает <12>.
Есть решение суда также в пользу налогоплательщика (продавца товара), которое интересно тем, что продавец, придерживаясь позиции Минфина, начислил НДС с суммы возмещаемых транспортных затрат и принял к вычету предъявленный перевозчиком НДС <13>. Но налоговики посчитали, что продавец не является лицом, которое фактически оказывало транспортные услуги, поэтому полученную сумму возмещения стоимости доставки нельзя включать в налоговую базу по НДС, а значит, вычет "входного" НДС с доставки заявлен неправомерно.

Суд, поддержав продавца, согласился с позицией Минфина <14>.

* * *

Есть еще один способ избежать споров с налоговиками. Для этого в договор купли-продажи вы можете добавить условия о том, что доставка товара — обязанность продавца и сумма транспортных расходов включена в цену товаров.
———————————
<9> Подпункт 2 п. 1 ст. 162 НК РФ.
<10> Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 03-07-09/44156.
<11> Письмо Минфина России от 06.02.2013 N 03-07-11/2568.
<12> Постановления ФАС ПО от 12.08.2013 N А65-32027/2012; ФАС СЗО от 26.05.2010 N А66-7801/2009; ФАС УО от 14.07.2009 N Ф09-4806/09-С3 (Определением ВАС РФ от 08.09.2009 N ВАС-11613/09 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ).
<13> Постановление 15 ААС от 06.04.2015 N 15АП-4077/2015.
<14> Письмо Минфина России от 22.10.2013 N 03-07-09/44156.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Налогообложение при возмещении затрат

Главная — Статьи

НДС: покупатель возмещает продавцу транспортные расходы

Комментарий к Письму Минфина России от 15.08.2012 N 03-07-11/299 «О применении вычетов НДС и выставлении счетов-фактур по транспортным расходам, возмещаемым покупателем товаров их продавцу»

Пожалуй, в подавляющем большинстве случаев товар, продукция или иные ценности, приобретенные покупателем у продавца, должны быть физически перемещены из одного места в другое, например перевезены со склада поставщика до склада покупателя. Причем нередко речь идет не о доставке купленного товара на соседнюю улицу или в пределах одного города, а о транспортировке в другие населенные пункты или даже в другую страну.
О том, как правильно исчислять НДС в одном из частных случаев, возникающих при перевозке товаров, рассказано в комментируемом Письме Минфина России от 15.08.2012 N 03-07-11/299.

Варианты организации и оплаты доставки

Схема взаимоотношений между покупателем и продавцом в части организации перевозки (доставки) приобретенного товара обычно прописывается непосредственно в договоре купли-продажи или поставки. Хотя возможно и заключение договоров по отдельности на сам товар и на его перевозку.
Вариантов на практике может быть несколько.

Во-первых, покупатель может купить товар на условии самовывоза. Тогда никакой лишней головной боли у поставщика не возникнет: ему нужно будет лишь передать товар со своего склада (или иного места его нахождения) непосредственно покупателю или работнику организации-покупателя либо представителю сторонней организации-перевозчика, которую нанял покупатель. При этом все расходы, связанные с перевозкой товара, покупатель несет самостоятельно, а продавец к транспортным расходам никакого отношения не имеет.

Во-вторых, поставщик может заложить стоимость доставки товара в цену данного товара, то есть товар изначально продается на условии его доставки поставщиком до определенного пункта. В этом случае не принципиально, как именно поставщик организует доставку — собственными силами или с привлечением сторонних организаций. Поскольку доставка включена в цену товара, транспортные расходы поставщика в такой ситуации являются частью его коммерческих расходов (издержек обращения) и подлежат отнесению в дебет счета 44 "Расходы на продажу". А в составе доходов поставщик признает общую сумму выручки от продажи товаров, исчисленную исходя из установленной цены на них.

В-третьих, поставщик может осуществлять одновременно два вида деятельности: торговлю товарами (или производство и реализацию готовой продукции) и оказание транспортных услуг. В этом случае покупатель, оплачивающий стоимость товаров и их доставки, фактически приобретает товары отдельно, а транспортные услуги — отдельно. В такой ситуации в принципе возможно и заключение двух разных договоров, хотя допускаются и "смешанные" договоры. В любом случае поставщик должен учитывать раздельно доходы (выручку) и расходы по двум видам деятельности, и стоимость доставки обязательно выделяется отдельной позицией в первичных документах (или на оказание транспортных услуг составляется отдельный акт, помимо товарной накладной или иного документа, подтверждающего передачу товара, продукции и иных ценностей).

И наконец, четвертый вариант: поставщик осуществляет все необходимые действия для того, чтобы организовать доставку товара до покупателя, — привлекает для этих целей специализированную транспортную организацию, заключает договор на оказание логистических услуг и т.д., но стоимость транспортных услуг фактически оплачивает покупатель. Однако обычно покупатель в таких случаях перечисляет необходимую сумму продавцу, а уже продавец производит расчеты с перевозчиком (или логистической компанией).

Именно такую ситуацию прокомментировали финансисты в рассматриваемом Письме.

Счета-фактуры и возмещение НДС: позиция Минфина

В Письме подчеркнуты два момента.

Во-первых, счета-фактуры выставляются только при реализации товаров, работ, услуг в ситуациях, когда согласно условиям договора поставки продавец товаров обязуется организовать их доставку грузополучателю, а покупатель — возместить понесенные продавцом транспортные расходы (п. 3 ст. 168 НК РФ). В этом случае услуги по транспортировке товаров, реализуемые перевозчиком, а не самим продавцом, в счете-фактуре, выставляемом продавцом по отгруженным товарам, указывать не надо.

Во-вторых, на основании договора комиссии либо агентского договора продавец может оказывать услуги покупателю товаров по приобретению от своего имени услуг по транспортировке товаров. В этой ситуации покупатель товаров производит вычеты НДС по транспортным услугам на основании счетов-фактур, составленных продавцом (Правила заполнения счета-фактуры, применяемого при расчетах по НДС (утв. Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137)). При составлении счета-фактуры комиссионером (агентом), приобретающим товары (работы, услуги) от своего имени, в частности услуги по транспортировке товаров, в строке 2 счета-фактуры указывается полное или сокращенное наименование фактического продавца услуг, а не комиссионера (агента).

На этом основании чиновники делают вывод, что покупатель не имеет права применить вычеты НДС по услугам по транспортировке товаров на основании счетов-фактур, выставленных продавцу товаров организациями, оказывающими ему данные услуги. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ такие счета-фактуры не являются основанием для применения налоговых вычетов у покупателя.

Таким образом, фактически позиция чиновников сводится к тому, что в подобной ситуации между продавцом и покупателем фактически возникают посреднические отношения, что по идее должно быть зафиксировано соответствующим договором (к примеру, агентским). Соответственно, и выписывать счета-фактуры необходимо в порядке, предусмотренном для посредников. Продавец товара, выступая в качестве агента (комиссионера) по посредническому договору, может приобретать транспортные услуги от своего имени. То есть договор будет заключен между продавцом товара и перевозчиком (логистической компанией), а покупатель ни в этом договоре, ни в первичных документах (например, счете-фактуре, акте об оказании транспортных услуг) вообще не фигурирует. Соответственно, продавец товара должен выставить покупателю два счета-фактуры:

  • как продавец товара — на сами отгруженные товары (без указания транспортных услуг);
  • как агент (комиссионер) — на транспортные услуги (причем в этом счете-фактуре указывается наименование фактического продавца услуг, то есть транспортной или логистической компании, а не продавца товара).

Конечно, можно сделать все так, как рекомендуют финансисты. Правда, в этом случае необходимо учесть, что исходя из норм гражданского законодательства и договор комиссии, и агентский договор являются возмездными, то есть оказывать посреднические услуги посредник берется за определенное вознаграждение (ст. ст. 990 — 991 и 1005 — 1006 ГК РФ). А если договором размер вознаграждения или порядок его уплаты не предусмотрены и размер вознаграждения не может быть определен исходя из условий договора, вознаграждение все равно должно уплачиваться после исполнения договора, а его размер должен определяться в соответствии с п. 3 ст. 424 ГК РФ "по аналогии" с ценами, обычно взимаемыми за такие услуги. Поэтому, если уж между продавцом и покупателем заключается еще и посреднический договор на организацию оказания транспортных услуг силами сторонней организации, нужно предусмотреть определенное вознаграждение, пусть даже и совсем небольшое. Эту сумму вознаграждения продавец (посредник) должен признать своим доходом (выручкой). А расчеты за транспортные услуги пройдут у продавца-посредника "транзитом" по счету 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".

Однако по большому счету действующее гражданское законодательство не обязывает заключать посреднический договор. Условия об организации доставки товара покупателю вполне могут быть урегулированы непосредственно в договоре купли-продажи (поставки).

А в целом и с позиции налогообложения, и с позиции бухгалтерского учета такая схема — когда покупатель возмещает продавцу расходы на транспортные услуги, фактически оказываемые третьими лицами, отдельно от стоимости товара — трактуется именно как посредническая.

С таким подходом соглашаются и судьи. К примеру, в Постановлении ФАС Московского округа от 12.04.2011 N КА-А41/957-11 подчеркивались следующие моменты:

  • если доставка товара, поставляемого в адрес покупателя, осуществляется сторонней организацией (а особенно если речь идет о специфическом товаре типа мазута, доставка которого должна производиться специализированным транспортом лицензированных грузоперевозчиков), продавец в этом случае выступает как посредник между перевозчиком и покупателем товара;
  • для отражения возмещаемой покупателем стоимости транспортировки товара от грузоотправителя до грузополучателя продавец товара (выступающий в качестве посредника в данных отношениях) не должен использовать счета реализации (счет 90 "Продажи") и отражать стоимость транспортировки товара как выручку от реализации товара;
  • поскольку продавец в данной ситуации не оказывает услуги по транспортировке товара, соответственно, у него не возникает обязанность в порядке ст. 248 НК РФ формировать доходную часть налоговой базы в отношении сумм, полученных от покупателя в качестве возмещения стоимости услуг третьего лица. Соответственно, затраты по оплате стоимости транспортных услуг у продавца не должны включаться и в состав расходов;
  • в бухгалтерском учете перечисление денежных средств в счет оплаты транспортных услуг, оказываемых сторонней фирмой, отражается по дебету счета 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками" в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетные счета";
  • плата за транспортные услуги, производимая продавцом за счет средств покупателя, не признается расходами организации (п.

    Договор оказания услуг с возмещением расходов

    2 ПБУ 10/99 "Расходы организации"), поскольку не приводит к уменьшению экономических выгод в результате выбытия денежных средств;

  • исходя из того, что продавец товара не реализует собственные услуги по перевозке товара, а в соответствии со ст. 39 НК РФ реализацией услуг признается возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, полученные от покупателя суммы возмещения стоимости транспортировки груза не должны включаться продавцом в налоговую базу по НДС в связи с отсутствием у него объекта обложения НДС;
  • начислять НДС не надо и с сумм денежных средств, полученных от покупателя в счет оплаты транспортных услуг, оказываемых сторонней организацией, если они поступают до фактического оказания перевозчиком транспортных услуг, ведь данная поступившая сумма не является для продавца товара (посредника) авансовым платежом.

В итоге суд пришел к выводу, что продавец товара, организовавший доставку товара силами стороннего перевозчика с возмещением транспортных расходов покупателем, не должен уплачивать в бюджет НДС с суммы оплаты за транспортные услуги, полученной от покупателя. У продавца отсутствует необходимость отражать счета-фактуры в книгах покупок и продаж, поскольку в рассматриваемой ситуации реализации услуг нет (так как услуги по транспортировке и доставке грузов оказывал не продавец, а сторонний перевозчик и, соответственно, потребителем услуг по перевозке являлся опять-таки не продавец, а его контрагент — покупатель товара).

Альтернативный вариант

Если заключать посреднический договор не хочется, а перевыставлять счета-фактуры кажется слишком сложным и хлопотным, можно оформить отношения и по-другому.

Действующее гражданское законодательство не запрещает сторонам самостоятельно определять принципы формирования цены товара в договоре купли-продажи или поставки. В частности, договором может быть предусмотрено, что цена товара подлежит изменению в зависимости от показателей, обусловливающих цену товара (себестоимость, затраты и т.д.) (п. 3 ст. 485 ГК РФ).

В такой ситуации имеет смысл также прописать и конкретный способ пересмотра цены.

А это значит, что вполне допустимо зафиксировать в договоре, что цена товара состоит из двух частей. Первая — это постоянная часть, соответствующая "базовой" цене товара, определяемая исходя из условия поставки "франко-склад поставщика" (т.е. на условиях самовывоза). Вторая — переменная часть, которая рассчитывается исходя из расходов на транспортировку товаров до места, указанного покупателем (исходя из тарифов сторонних перевозчиков с учетом дальности и других факторов).

В таком случае обе части цены будут формировать единую конечную цену, по которой будет определяться полная стоимость реализованного товара, то есть выручка от его реализации.

При такой схеме получается, что, с одной стороны, покупатель фактически компенсирует продавцу реальные расходы на транспортировку товара, но, с другой стороны, вся уплачиваемая сумма является ценой (стоимостью) товара, а потому ни о каких "посреднических" услугах речи вообще не идет.

То есть учет и налогообложение будут осуществляться точно так же, как и в случае, когда поставщик организует доставку товара покупателю за свой счет, закладывая транспортные расходы в конечную цену товара.

Иными словами:

  • у поставщика вся сумма, предъявляемая покупателю, признается "единой" выручкой от реализации товаров как в бухгалтерском, так и в налоговом учете;
  • покупателю выставляется один счет-фактура (на реализованные товары), в котором о транспортных услугах даже не упоминается, при этом цена каждого товара, естественно, сформирована уже с учетом заложенной в переменной части стоимости транспортных расходов;
  • НДС в счете-фактуре выделен единой суммой — с полной стоимости товара (в которую включены транспортные расходы);
  • всю эту сумму на основании данного счета-фактуры покупатель спокойно может предъявить к вычету;
  • перевозчик в рамках данной схемы выставляет на поставщика счет-фактуру на транспортные услуги, а также акт об оказании транспортных услуг. На основании этих документов поставщик спокойно относит стоимость транспортных услуг на свои коммерческие расходы (на счет 44 "Расходы на продажу") и предъявляет "входной" НДС по транспортным услугам к вычету, уменьшая тем самым сумму НДС, которая была предъявлена покупателю.

Подытожим…

Если покупатель возмещает продавцу товара транспортные расходы, налоговые органы и финансисты рассматривают возникающие взаимоотношения как посреднические и требуют перевыставления счета-фактуры продавцом-посредником, считая неправомерным возмещение НДС покупателем на основании "оригинального" счета-фактуры транспортной компании.

Избежать необходимости заключать посреднический договор и перевыставлять счета-фактуры можно, применяя иную схему формирования продажной цены товара, в которую в качестве переменной части закладывается стоимость перевозки товаров до места, указанного покупателем.

Декабрь 2012 г.

НДС