Возврат таможенных платежей

Содержание

Большая часть торговых операций, так или иначе, связаны с импортом или экспортом продукции. Эти процедуры требуют соблюдения ряда правил. Одним из них является оплата таможенных платежей. Нередко встречаются такие ситуации, когда сумма внесённых в бюджет государства средств превысила сумму, подлежащую к оплате. Конкретно для подобных случаев законодательством Российской Федерации предусматривается такое понятие, как возврат излишне уплаченных таможенных платежей. Стоит рассмотреть этот термин поподробнее.

Что такое возврат таможенных платежей?

Как уже было сказано выше, возврат таможенных платежей представляет собой передачу плательщику авансового или иного таможенного платежа, который является излишне уплаченным и не может быть внесён в бюджет государства.

Таможенная служба рассматривает заявление лица на получение излишне уплаченных денежных средств и принимает окончательное решение. Если будет признано, что средства являются действительно «лишними», они будут возвращены налогоплательщику. В ином случае, заявление будет отвергнуто.

К платежам, которые тесно связаны с данным понятием и избыток которых может быть возвращён, относятся:

  • таможенные сборы;
  • таможенные пошлины;
  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы на ввоз.

Важно правильно заполнить заявление на возврат платежей.

Когда платёж подлежит возврату?

Термин может использоваться в самых различных случаях. Нередко сотрудники таможни попросту не могут сразу точно определить размер государственной пошлины. А задерживать продукт они не имеют никакого юридического права. Только со временем можно установить точный размер налога для конкретного случая. После могут быть произведены как возврат, так и доплата.

Экономика развивается стремительно, что влечёт за собой изменения в торговле. Режим работы и функционирования таможенных органов может постоянно изменяться.

Возврат таможенных платежей

Как правило, подобные изменения в первую очередь затрагивают именно процедуру нахождения взносов при импорте или экспорте. Этим и могут быть вызваны неточности в размерах денежных средств и, следовательно, переплата.

Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на получение льгот. Для этого необходимо принадлежать к определённой группе льготников. Такие граждане могут как полностью, так и частично избавиться от налоговых обязательств. Если льготы были получены налогоплательщиком только после внесения денежных средств в бюджет таможенного органа, он может подать заявление на зачёт таможенных платежей.

Валюта постоянно теряет или приобретает свою ценность. Этим и обуславливаются довольно частые скачки в стоимости многих товаров. Так как при определении таможенных взносов учитывается цена перевозимого продукта, при малейших изменениях меняется и конечный размер налога.

Работники таможни не защищены от ошибок при оформлении документов, расчётов и прочих процедур. Они могут ошибиться, что приводит к некорректному начислению взноса.

Необходимо всегда самостоятельно рассчитывать по официальной формуле размер налога перед его оплатой, чтобы иметь примерный ориентир и не переплачивать.

При возникновении подозрений о неправильном начислении платежа лучше обратиться в таможенный орган для перепроверки данных.

Как вернуть таможенные платежи?

Возвращение таможенных платежей — процедура, которая состоит из нескольких последовательных шагов. Как уже было сказано выше, соответствующая инстанция должна рассмотреть заявление налогоплательщика и принять решение о необходимости дальнейших действий.

Процедура возврата переплаты

Процедура возврата денежных средств выполняется поэтапно.

  • Первый этап — установление факта переплаты таможенных платежей. Как правило, инициатором данного шага является сам плательщик. Но нередко во время различных проверок таможенный орган выявляет нарушения и предпринимает меры по их устранению.
  • Второй этап — точное определение переплаченной суммы. Для этого необходимо заново рассчитать налог и сравнить полученный результат с внесёнными ранее средствами.
  • Третий этап — подача в соответствующий орган пакета документов. Этот шаг актуален для тех случаев, когда ошибку выявил непосредственно сам плательщик.
    Обязательной бумагой в этом пакете документов является заявление. Образец заполнения заявления на возврат таможенных платежей прикреплён ниже. Документы можно подать как посредством личного обращения в отделение органа по месту жительства, так и почтой.
  • Четвёртый этап — получение решения от сотрудников таможни. Оно может быть как положительным, так и отрицательным. В последнем случае отказ должен быть чётко и ясно аргументирован.
  • Пятый этап — непосредственно получение денежных средств.

Если таможенный орган неправомерно отказал в возврате средств, плательщику необходимо подавать иск в местный суд.

При покупке авто за рубежом россияне должны платить утилизационный сбор на автомобили. Как рассчитать сбор, читайте в нашей статье.
Сколько стоит растаможка авто из Калининграда подробнее тут. Для удобства воспользуйтесь таможенным калькулятором.

Заявление на возврат излишне уплаченных таможенных платежей

Заполнение заявления должно производиться строго в соответствии с общепринятыми правилами. Документ должен содержать следующую информацию:

  • Данные плательщика (имя, фамилия и отчество физического лица, ИНН и наименование организации или предприятия и т. д.).
  • Фамилия, имя и отчество начальника таможенного органа.
  • Данные платёжного документа (номер, сумма оплаты, дата внесения денежных средств и т. д.).
  • Причина, в соответствии с которой произошла переплата.
  • Сумма, которая подлежит возврату.
  • Данные о прилагающихся к заявлению документах и т. д.

Очень важно грамотно заполнить заявление. Любые ошибки могут привести к потере юридической силы документа. Составление заявления может осуществляться несколькими способами: самостоятельно или с помощью грамотных специалистов.

Если вы решили заполнять документ самостоятельно, необходимо собрать всю нужную информацию и тщательно её перепроверить. Для грамотного составления лучше воспользоваться образцом заявления на возврат.

Для того чтобы избежать возможных ошибок, лучше обратиться к специалистам. Они грамотно составят всю необходимую документацию. Так можно существенно сэкономить время и снизить риск серьёзных ошибок, которые могут привести к потере юридической силы бумаги. Юристы ответят на все возникшие вопросы и помогут избежать подводных камней при осуществлении возврата. Из минусов можно выделить только оплату услуг таких специалистов.

Срок возврата таможенных платежей

Предусмотрены сроки возврата таможенных платежей. Налогоплательщик может подать заявление о переплате в течение 3 лет после внесения соответствующей денежной суммы в бюджет инстанции. По истечении этого срока заявление рассматриваться не будет.

Согласно законодательству Российской Федерации, все эти процедуры должны быть выполнены сотрудниками соответствующей инстанции в течение одного календарного месяца.

За отведённое по закону время сотрудники таможни исполняют следующие процедуры:

  • Рассмотрение сотрудниками пакета документов.
  • Совместное принятие решения.
  • Возврат «лишних» денег (в случае принятия положительного решения).

Если налогоплательщик в ближайшем будущем будет осуществлять торговые операции, связанные с импортом или экспортом продукции, то избыток средств может пойти на погашение новых взносов.

Дополнительная информация о процедуре возврата излишне уплаченных таможенных платежей в этом видео:

Итак, возврат таможенных платежей — дело хлопотное, но вполне выполнимое. Задача плательщика — правильно составить заявление и собрать все необходимые для процедуры бумаги. Но не во всех случаях субъектам ВЭД, которые потерпели финансовые убытки, удаётся вернуть переплаченные деньги обратно. Некоторые их заявления отклоняются или и вовсе не рассматриваются сотрудниками соответствующей инстанции. В таком случае необходимо подавать иск в судебные органы для открытия дела.

Вы можете найти дополнительную информацию по теме в разделе Таможенные платежи.

Возврат (зачет) денежных средств

Возврат (зачет) денежных средств

Возврат (зачет) денежных средств производится в соответствии с главой 13 Таможенного кодекса Таможенного союза, главами 13, 14, 17 Федерального закона от 27.11.2010 года № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Федеральный закон), вступившего в силу 29 декабря 2010 года, приказом ФТС России от 22.12.2010 года № 2520 (в редакции приказа ФТС России от 02.05.2012 года № 831) «Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога» вступившего в силу 5 апреля 2011 года далее приказ ФТС России от 22.12.2010 года № 2520.

Статья 129. Взыскание и возврат таможенных сборов.

«1. Взыскание и возврат таможенных сборов осуществляются в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Федеральным законом для взыскания и возврата таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи.

2. Если после регистрации таможенной декларации в ходе ее проверки осуществлена корректировка содержащихся в ней сведений, влияющих на величину таможенных сборов за таможенные операции, сумма таможенных сборов за таможенные операции, заявленная при декларировании товаров, не пересчитывается, дополнительное взыскание и возврат сумм таможенных сборов за таможенные операции не производятся.

3. В случаях, установленных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 148 настоящего Федерального закона, возврат таможенных сборов за таможенные операции не производится.»

Статья 122.

Заявление на возврат таможенных платежей

Возврат авансовых платежей.

«Возврат авансовых платежей осуществляется по правилам, предусмотренным для возврата излишне уплаченных таможенных пошлин, налогов, если заявление об их возврате подано лицом, внесшим авансовые платежи (его правопреемником), в течение трех лет со дня последнего распоряжения об использовании авансовых платежей. Если указанным лицом распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства».

Статья 147. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств.

«заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания».

«7. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.»…

«12. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;

2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.»

Статья 148. Иные случаи возврата таможенных пошлин, налогов

«Возврат таможенных пошлин, налогов в случаях, указанных в части 1 настоящей статьи…,»

в частности в случаях:

«1) отказа в выпуске товаров в соответствии с заявленной таможенной процедурой в отношении сумм таможенных пошлин, налогов, уплаченных в связи с регистрацией таможенной декларации на помещение товаров под эту таможенную процедуру;

2) отзыва таможенной декларации;

3) восстановления режима наиболее благоприятствуемой нации или тарифных преференций…»

и др. «производится при подаче заявления об этом не позднее одного года со дня, следующего за днем наступления обстоятельств, влекущих за собой возврат уплаченных сумм таможенных пошлин, налогов, в соответствии с настоящей статьей применительно к возврату излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных платежей.»

Статья 149. Возврат (зачет) денежного залога.

«Возврат денежного залога или его зачет в счет авансовых платежей осуществляется при условии исполнения или прекращения обязательства, обеспеченного денежным залогом, если заявление о возврате (зачете) денежного залога подано лицом, внесшим денежный залог (его правопреемником), в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения или прекращения обязательства. Возврат (зачет) денежного залога также осуществляется, если обязательства, обеспеченные денежным залогом, не возникли, при этом указанный срок подачи заявления о возврате (зачете) денежного залога исчисляется со дня оформления таможенным органом таможенной расписки».

«6. Денежный залог возвращается в валюте Российской Федерации в безналичном порядке на счет лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате денежного залога.»

«7. Возврат (зачет) денежного залога не производится при наличии у лица, внесшего денежный залог (его правопреемника), задолженности по уплате таможенных платежей, пеней или процентов в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со статьей 158 настоящего Федерального закона.»

Для осуществления возврата (зачета) денежных средств принимается к рассмотрению заявление плательщика, оформленное по форме, утвержденной приказом ФТС России от 22.12.2010 года №2520.

Перечень и требования к прилагаемым к заявлению документам, а также порядок возврата (зачета) определены статьями 122, 147 – 149 Федерального закона.

Обращаем Ваше внимание, что в соответствии с главой 17 Федерального закона при отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.

О порядке возврата излишне уплаченных таможенных платежей

В соответствии со статьей 147 Федерального закона Российской Федерации от 27.11.2010 №311-Ф3 «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее Закон) излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника).

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей — как выиграть в этом споре

Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждена Приказом ФТС от 22.12.2010 №2520 «Об утверждении форм заявлений плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов или иных денежных средств, заявления плательщика о возврате (зачете) денежного залога».

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122 Закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

Согласно ч.4 ст.122 Закона юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляют:

1) копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

2) копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

3) документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;

4) образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление;

5) копию документа, подтверждающего правопреемство, в случае, если заявление о возврате авансовых платежей подается правопреемником лица, внесшего авансовые платежи, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа.

Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122 Закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.

Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.

У нас есть готовые решения по таможенному оформлению любых грузов. Это сэкономит Ваши деньги и время при перемещении через таможенную границу товаров и транспортных средств, во время декларирования. При необходимости, можем предложить выход из любой ситуации, в том числе изменить таможенную процедуру под которую помещен Ваш груз.

Процедура возврата таможенных платежей

Возврат таможенных платежей регулируется статьями 122, 129, 147, 148, 149 Федерального закона от 27 ноября 2010 г.

Возврат излишне уплаченных таможенных платежей — описание процедуры

№ 311-ФЗ “О таможенном регулировании в Российской Федерации”.

Возврат платежей может осуществить только та таможня, в которую они были перечислены.

Обращение в таможню должно быть составлено в письменной форме в виде заявления в точности по форме приказа ФТС РФ 2520 от 22.10.2010, с обязательным указанием:

  • обстоятельств, в соответствии с которыми у плательщика имеются излишне уплаченные денежные средства;
  • суммы платежей, подлежащей возврату;
  • видов таких платежей;
  • реквизитов платежных документов, согласно которым суммы платежей были уплачены.

В заявлении также должны быть указаны банковские реквизиты плательщика (наименование банка, МФО банка, расчетный счет).

Заявление должно быть подписано руководителем юридического лица (иным уполномоченным лицом) и заверено печатью юридического лица, содержать фамилию, имя, отчество лица либо руководителя юридического лица (иного уполномоченного лица), а также полное наименование юридического лица, место жительства или место нахождения лица либо юридический адрес юридического лица.

Сведения, указанные в заявлении, подтверждаются документально. Следует отметить, что требуется представить только те сведения, которые имеют существенное значение для решения вопроса о возврате платежей и не представлялись таможне ранее.

Чтобы ускорить процедуру рассмотрения заявления, документы, влияющие на принятие решения о возврате, должны быть представлены в таможню одновременно с заявлением.

Данное заявление может быть подано плательщиком не позднее трех лет со дня уплаты рассматриваемой суммы. По истечении указанного срока излишне уплаченные суммы не возвращаются.

Если по платежным документам частично списывались деньги по Декларациям на товар – необходимо прикладывать копии данных ДТ.

К заявлению о возврате авансовых платежей юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации, предоставляют следующие документы:

  1. платежный документ, подтверждающий перечисление авансовых платежей;
  2. копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа (ИНН – заверенная нотариально);
  3. копию свидетельства о государственной регистрации, заверенную нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа (ОГРН –заверенная нотариально);
  4. документ, подтверждающий полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа;
    Протокол/ решение о назначении генерального директора, заверенные нотариально. 
    Приказ на Генерального директора или выписку ЕГРЮЛ, заверенную нотариально.
    Копия паспорта директора с регистрацией, заверенные печатью фирмы.
  5. образец подписи лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей, заверенный нотариально либо таможенным органом при предъявлении оригинала документа, удостоверяющего личность лица, подписавшего заявление; 
    Банковская карточка- «Карточка с образцами подписей и оттиска печати», заверенная нотариально или нотариальное заверение подписи на заявлении – полномочия проверены подпись верна.

Авансовые платежи и денежный залог по таможенным платежам: проблемы возврата

В силу ст. 331 Таможенного кодекса (далее — ТК РФ) таможенные пошлины и налоги уплачиваются на счет Федерального казначейства. Вместе с тем ТК РФ допускает и иной способ уплаты — внесение авансовых платежей с последующим зачетом в счет уплаты таможенных платежей. Несмотря на явное удобство данной формы, в процессе внесения, использования и, главное, возврата неиспользованных авансовых платежей плательщики сталкиваются с рядом проблем. Аналогичные неприятности возникают и в случае возврата денежного залога, внесение которого в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей и налогов предусматривает ТК РФ.

Авансовые платежи Старые и новые порядки

В силу норм ст. 330 ТК РФ авансовыми платежами являются денежные средства, внесенные на счет Федерального казначейства в рублях в счет предстоящих таможенных платежей и не идентифицированные плательщиком в качестве конкретных видов и сумм таможенных платежей в отношении конкретных товаров.

Справка. Статьей 319 ТК РФ закреплена обязанность по уплате таможенных пошлин и налогов, возникающая:

  • при ввозе товаров — с момента пересечения таможенной границы;
  • при вывозе товаров — с момента подачи таможенной декларации или совершения действий, непосредственно направленных на вывоз товаров с таможенной территории РФ.

В соответствии с Федеральным законом от 09.04.2009 N 58-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее — Закон N 58-ФЗ) авансовые платежи должны уплачиваться на счет Федерального казначейства и только в валюте РФ.

До 01.10.2009 порядок уплаты авансовых платежей был иной:

  • они вносились в кассу или на счет таможенного органа;
  • согласно ст. 330 ТК РФ в редакции до 09.04.2009 допустимо было уплачивать их как в рублях, так и в иностранной валюте <1>.

<1> Действие п. 2 ст. 330 ТК РФ в редакции до 09.04.2009 приостановлено до 01.10.2012 Федеральным законом от 24.11.2008 N 205-ФЗ.

В связи с вышеизложенным в силу п. 3 ст. 8 Закона N 58-ФЗ с 01.10.2009 по 30.06.2010 осуществляются следующие мероприятия:

  • перечисление в федеральный бюджет остатков средств со счетов таможенных органов по учету таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности;
  • переход на уплату плательщиками таможенных и иных платежей в соответствии с ТК РФ на счет, открытый территориальному органу Федерального казначейства, предназначенный для учета поступлений и их распределения между бюджетами бюджетной системы РФ в соответствии с бюджетным законодательством;
  • закрытие счетов по учету таможенных и других платежей от внешнеэкономической деятельности.

В соответствии с положениями ст. 8 Закона N 58-ФЗ ФТС России разработан график перехода уплаты платежей на единый счет Федерального казначейства <2>:

  • ФТС России — октябрь 2009 г.;
  • Центральная энергетическая таможня — октябрь 2009 г.;
  • Центральная акцизная таможня — ноябрь 2009 г.;
  • Центральное таможенное управление — ноябрь 2009 г.;
  • Северо-Западное таможенное управление — декабрь 2009 г.;
  • Дальневосточное таможенное управление — декабрь 2009 г.;
  • Шереметьевская таможня — январь 2010 г.;
  • Домодедовская таможня — февраль 2010 г.;
  • Внуковская таможня — февраль 2010 г.;
  • Уральское таможенное управление — март 2010 г.;
  • Сибирское таможенное управление — март 2010 г.;
  • Южное таможенное управление — апрель 2010 г.;
  • Приволжское таможенное управление — апрель 2010 г.

<2> Официальная информация взята с интернет-ресурса ФТС России: www.customs.ru.

Как следует из официальной информации, размещенной на интернет-ресурсе Федеральной таможенной службы, во исполнение Закона N 58-ФЗ с 01.10.2009 таможенными органами будет производиться поэтапное закрытие счетов в валюте РФ N 40314 "Таможенные и другие платежи от внешнеэкономической деятельности" (далее — счет N 40314) <3>:

"…При закрытии счета N 40314 остатки денежных средств, уплаченных на счета N 40314 и не использованные участниками внешнеэкономической деятельности, будут перечислены на отдельный счет N 40101 "Доходы, распределяемые органами Федерального казначейства между уровнями бюджетной системы Российской Федерации" с кодом бюджетной классификации 15311009000010000180 "Авансовые платежи в счет будущих таможенных и иных платежей" и в дальнейшем могут использоваться участниками ВЭД при таможенном оформлении.

Закрытие счетов N 40314 будет осуществляться согласно графику, приведенному в приложении.

Сроки, указанные в графике, предварительные и могут быть изменены. Информация о дате закрытия счета N 40314 и реквизитах счета N 40101 для перечисления денежных средств участниками ВЭД будет размещаться таможенными органами на информационных стендах не позднее трех рабочих дней до дня закрытия счета. Информация о денежных средствах, зачисленных на счет N 40101 для таможенного органа, у которого не закрыт счет N 40314, в таможенный орган доводиться не будет".

<3> Более подробно с информацией о закрытии счета N 40314 можно ознакомиться на официальном интернет-ресурсе ФТС России http://www.customs.ru/ru/ved_info/scheta/popup.php.

В соответствии с п. 3 ст. 330 ТК РФ денежные средства, перечисленные на счет Федерального казначейства в качестве авансовых платежей, являются имуществом лица, внесшего авансовые платежи, и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до тех пор, пока лицо, внесшее авансовые платежи, не сделает распоряжение об этом таможенному органу либо таможенный орган не обратит взыскание на авансовые платежи в соответствии со ст. 353 ТК РФ.

В качестве распоряжения лица, внесшего авансовые платежи, рассматривается подача им или от его имени таможенной декларации либо совершение иных действий, свидетельствующих о намерении использовать свои денежные средства в качестве таможенных платежей.

Обратите внимание: часто на практике таможенные органы отказывают в распоряжении денежными средствами, внесенными в качестве авансовых платежей, на том основании, что лицом, намеренным распорядиться указанными средствами, подана декларация без дополнительных документов либо временная или периодическая декларация. Вместе с тем данные действия таможенных органов не являются законными и обоснованными по следующим причинам.

Как следует из п. 5 Письма ФТС России от 28.03.2008 N 01-11/11710, поскольку ТК РФ не связывает возможность распоряжения авансовыми платежами с конкретным типом таможенной декларации, даже подача предварительной декларации должна рассматриваться как основание для распоряжения авансовыми платежами. Кроме того, в силу норм ст. 124 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 24.07.2009 N 207-ФЗ) под декларированием понимается заявление таможенному органу в таможенной декларации (в том числе в неполной, периодической, временной, полной таможенной декларации) сведений о товарах.

Таким образом, в ТК РФ внесены соответствующие изменения, которые должны ограничивать отказ таможенных органов декларанту в его законном праве распорядиться авансовыми платежами, в случае если он подает временную, неполную или периодическую декларацию.

Пункт 4 ст. 330 ТК РФ обязывает таможенный орган представить отчет <4> о расходовании средств, внесенных в качестве авансовых платежей, в течение 30 дней с момента предъявления соответствующего требования плательщиком. Если плательщик не согласен с результатами отчета, таможенный орган проводит выверку, результат которой оформляется актом <5>.

<4> Утв. Распоряжением ГТК России от 27.11.2003 N 647-р.
<5> Форма утв. Приказом ГТК России от 04.08.2003 N 849.

Проблемы возврата усугубились

Возврат авансовых платежей осуществляется по заявлению <6> плательщика, если оно подано в течение трех лет со дня последнего распоряжения лица об использовании авансовых платежей (п. 5 ст. 330 ТК РФ). Если же распоряжение об использовании авансовых платежей не производилось, указанный срок подачи заявления об их возврате исчисляется со дня поступления денежных средств на счет Федерального казначейства. Возврат осуществляется в порядке, установленном гл. 33 ТК РФ.

<6> Форма утв. Приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607.

Дополнительно заявитель предоставляет в таможенный орган следующий перечень документов:

  • документ, подтверждающий поступление таможенных платежей;
  • документ, на основании которого проводилось расходование авансовых платежей;
  • свидетельство ИНН (если оно не было представлено ранее);
  • свидетельство ОГРН или ОГРНИП;
  • документы, подтверждающие полномочия лица, подписавшего заявление о возврате авансовых платежей.

Обратите внимание: общий срок рассмотрения заявления и принятия решения о возврате не может превышать 1 месяц со дня подачи заявления (п. 3 ст. 355 ТК РФ). При нарушении этого срока на сумму невозвращенных платежей начисляются проценты за каждый день нарушения срока. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действующей на период нарушения срока (Постановление ФАС СКО от 23.01.2007 N Ф08-7260/2006-2976А).

Как уже упоминалось, до 01.10.2009 возврат авансовых платежей осуществлялся по правилам, предусмотренным гл. 33 ТК РФ, если соответствующее заявление о возврате подано в течение трех лет со дня внесения их в кассу или поступления на счет таможенного органа.

На практике таможенные органы руководствовались Распоряжением ГТК России от 27.11.2003 N 647-р "Об утверждении Методических указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного кодекса РФ, относящихся к таможенным платежам" (далее — Распоряжение N 647-р), п. 8.21 которого гласит, что если заявление о возврате авансовых платежей не подано в установленные сроки, указанные денежные средства подлежат перечислению в федеральный бюджет. Однако арбитры придерживались иного мнения.

Судебно-арбитражная практика. Вместе с тем судебная практика однозначно указывает на то, что Распоряжение N 647-р противоречит нормативным актам, имеющим большую юридическую силу, а именно — положениям п. 3 ст. 35 Конституции РФ, ст. 330 ТК РФ, и согласно п. п. 2, 3 ст. 6 ТК РФ применяться не может (Постановления ФАС ПО от 23.12.2008 по делу N А12-3412/2008; Девятого арбитражного апелляционного суда от 19.06.2008 N 09АП-5052/2008-АК).

Также судами было указано, что авансовые платежи являются собственностью плательщика и у таможенного органа отсутствуют полномочия на списание данных средств в бюджет. Кроме того, по мнению судов, трехгодичный срок — это срок, в течение которого необходимо подать заявление о возврате. По истечении же этого времени авансовые платежи остаются на счетах таможенного органа, а плательщик вправе распоряжаться ими дальше, то есть производить ими уплату таможенных платежей (Постановления ФАС ДВО от 15.06.2009 N Ф03-2489/2009; ФАС УО от 28.02.2007 N Ф09-1099/07-С1).

Между тем с 01.10.2009 данная спорная ситуация с возвратом авансовых платежей определена в ТК РФ.

Фрагмент документа. Пункт 5 ст. 330 Таможенного кодекса РФ.

Фактически действия таможенных органов по списанию в бюджет невостребованных авансовых платежей признаны правомерными. Более того, теперь такое списание будет производиться автоматически по истечении трехгодичного срока, отведенного на подачу заявления о возврате.

Вместе с тем нельзя согласиться с указанной позицией, поскольку она также противоречит Конституции РФ.

Фрагмент документа. Части 2 и 3 ст. 35 Конституции РФ.

В силу того, что в соответствии с п. 3 ст. 330 ТК РФ денежные средства, внесенные в качестве авансовых платежей, являются имуществом плательщика и не могут рассматриваться в качестве таможенных платежей до того, как он не даст распоряжение об их использовании, то и неиспользованные авансовые платежи также продолжают оставаться его имуществом.

Таким образом, очевидно явное противоречие п. п. 5 и 3 ст. 330 ТК РФ, которое может быть устранено в случае, если законодатель пересмотрит положения п.

Порядок возврата таможенных платежей в 2017-2018 году

5 данной статьи либо если Конституционный Суд РФ признает этот пункт в части списания невостребованных авансовых платежей в бюджет противоречащим ст. 35 Конституции РФ.

Денежный залог Общий порядок

Статья 337 ТК РФ предусматривает обеспечение исполнения обязательств по уплате таможенных платежей в случаях:

  • предоставления отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов;
  • условного выпуска товаров;
  • перевозки и (или хранения) иностранных товаров;
  • осуществления деятельности в области таможенного дела;
  • осуществления деятельности в области резидента портовой ОЭЗ;
  • в иных случаях, предусмотренных ТК РФ.

Согласно ст. 340 ТК РФ существует несколько способов такого обеспечения:

  • залог товаров и иного имущества;
  • банковская гарантия;
  • перечисление денежных средств на счет Федерального казначейства или в случае, установленном п. 3 ст. 287 ТК РФ, внесение их в кассу таможенного органа (денежный залог);
  • поручительство.

Ко всем способам обеспечения обязательств по уплате таможенных платежей, кроме денежного залога, применяются положения ГК РФ. Поэтому право требования плательщиком возврата денежного залога регулируется ТК РФ и не является гражданско-правовым обязательством, которое согласно ст. 382 ГК РФ может быть передано по договору цессии иному лицу (Постановление ФАС ДВО от 22.09.2009 N Ф03-4844/2009) <7>.

<7> В правовой литературе большинство авторов склоняются к позиции, что денежный залог, как форма обеспечения обязательств ГК РФ, не регулируется, а регулируется в административном порядке. По данному вопросу см., например, Бадулин О.Г. "Обеспечение уплаты таможенных платежей" // Право и экономика. — N 7. — 2004; Гущин В.В. "Проблемы соотношения гражданского и таможенного законодательства при обеспечении уплаты таможенных платежей" // Цивилист. — N 1. — 2006.

Судебно-арбитражная практика. Примечательна позиция ВАС РФ. Согласно п. 3 Информационного письма ВАС РФ от 15.01.1998 N 26 денежные средства не могут быть предметом залога, поскольку исходя из правовой сути залога и в силу норм ст. ст. 349 и 350 ГК РФ для удовлетворения требований кредитора предмет за лога должен быть продан на торгах с последующим направлением вырученной суммы в погашение долга.

Денежный залог перечисляется на счет Федерального казначейства, а в случае, установленном п. 3 ст. 287 ТК РФ, вносится в кассу таможенного органа денежного залога в рублях (п. 1 ст. 345 ТК РФ). Проценты на сумму денежного залога не начисляются.

Необходимо отметить, что до 01.10.2009 допускалось внесение де нежного залога в кассу или на счет таможенного органа как физическими, так и юридическими лицами, а после этой даты юридическим лицам разрешено вносить денежный залог, равно как и авансовые платежи, только на счет Федерального казначейства.

В соответствии с п. 5 ст. 345 ТК РФ в подтверждение внесения денежного залога лицу, внесшему денежные средства, выдается расписка <8>, к которой может прилагаться до 10 добавочных листов. Таможенная расписка заполняется в трех экземплярах: первый экземпляр и квитанция к КПО выдаются плательщику для передачи инспектору исполнителю в качестве подтверждения оплаты, а также для окончательного оформления третьего экземпляра расписки, который выдается на руки плательщику. При этом первый экземпляр расписки хранится в соответствии с установленным порядком вместе с другими документами по внесению обеспечения.

<8> Форма утв. Приказом ГТК России N 1311 от 24.11.2003.Обратите внимание: на практике таможенные органы отказывают в возврате залога ввиду того, что у заявителя отсутствует экземпляр таможенной расписки. Вместе с тем такое основание неправомерно, о чем свидетельствует судебная практика. В случае утери расписки, согласно Письму ФТС России от 05.09.2005 N 01-06/30319, по решению таможенного органа оформляется дубликат расписки.

Судебно-арбитражная практика. По вопросу неправомерного отказа в возврате денежного залога ввиду того, что у заявителя отсутствует таможенная расписка, см., например, Постановления ФАС Дальневосточного округа от 20.07.2005 N Ф03-А51/04-2/1914; от 02.02.2005 N Ф03-А73/04-2/4089.

При неисполнении обеспеченных денежным залогом обязательств осуществляется обращение взыскания на денежные средства, внесенные в качестве денежного залога, без направления требования об уплате таможенных платежей и без взыскания таможенных платежей за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика в банках (п. 3 ст. 345 ТК РФ). Взыскание осуществляется в течение трех рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения обязательства. Таможенный орган информирует плательщика о произведенном взыскании также в трехдневный срок.

Проблемы возврата

Денежный залог возвращается при представлении таможенной расписки (п. 5 ст. 345 ТК РФ) в рублях. При этом если у плательщика имеется задолженность по уплате таможенных платежей, пеней или процентов, залог не вернут в размере такой задолженности. Таможенный орган вправе обратить взыскание на денежный залог в соответствии со ст. 353 ТК РФ.

При возврате сумм денежного залога проценты с них не выплачиваются, суммы не индексируются и комиссионное вознаграждение по банковским операциям выплачивается за счет переводимых средств.

Пунктом 4 ст. 345 ТК РФ также предусмотрена возможность для плательщика потребовать от таможенного органа использовать денежный залог:

  • для уплаты таможенных платежей;
  • для зачета в счет будущих таможенных платежей;
  • для обеспечения уплаты таможенных платежей по другому обязательству перед таможенными органами.

Денежный залог возвращается при условии исполнения обязательства, обеспеченного им, если заявление <9> о его возврате подано в таможенный орган в течение трех лет со дня, следующего за днем исполнения обязательства (п. 1 ст. 357 ТК РФ). По истечении указанного срока невостребованные суммы денежного залога учитываются в составе прочих неналоговых доходов федерального бюджета и возврату не подлежат. До 01.10.2009 данная норма звучала практически так же.

<9> Форма утв. Приказом ГТК России от 25.05.2004 N 607 (эта же форма используется при возврате излишне уплаченных таможенных платежей и неиспользованных авансовых платежей).

Примечательно, что если в отношении неправомерности списания авансовых платежей в бюджет судебная практика едина, то в отношении денежного залога такого, скорее всего, и не будет. Но и в этом случае нельзя согласиться с мнением законодателей о бесспорности списания денежного залога по истечении трехлетнего срока, поэтому п. 1 ст. 357 ТК РФ требует переработки.

В.Бородкин

Старший юрисконсульт

АКГ "Интерком Аудит"

Статья 147. Возврат (зачет) излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов и иных денежных средств

1. Излишне уплаченные или излишне взысканные суммы таможенных пошлин, налогов подлежат возврату по решению таможенного органа по заявлению плательщика (его правопреемника). Указанное заявление и прилагаемые к нему документы подаются в таможенный орган, в котором произведено декларирование товаров, а в случае применения централизованного порядка уплаты таможенных пошлин, налогов в таможенный орган, с которым заключено соглашение о его применении, либо в таможенный орган, которым было произведено взыскание, не позднее трех лет со дня их уплаты либо взыскания.

К заявлению о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных сумм таможенных пошлин, налогов должны прилагаться следующие документы:

1) платежный документ, подтверждающий уплату или взыскание таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

2) документы, подтверждающие начисление таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату;

3) документы, подтверждающие факт излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов;

4) документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, в зависимости от статуса заявителя и с учетом статуса возвращаемых денежных средств;

5) документ, подтверждающий согласие лица, уплатившего таможенные пошлины, налоги, на их возврат лицу, на которое возложена обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов, при подаче заявления о возврате таможенных пошлин, налогов лицом, на которого возложена обязанность по их уплате;

6) иные документы, которые могут быть представлены лицом, для подтверждения обоснованности возврата.

3. Если в таможенный орган ранее представлялись документы, указанные в частях 4 — 7 статьи 122 настоящего Федерального закона, плательщик вправе не представлять такие документы повторно, сообщив сведения о представлении в таможенный орган таких документов и об отсутствии в них изменений.

4. При отсутствии в заявлении о возврате требуемых сведений и непредставлении необходимых документов указанное заявление подлежит возврату плательщику (его правопреемнику) без рассмотрения с мотивированным объяснением в письменной форме причин невозможности рассмотрения указанного заявления. Возврат указанного заявления производится не позднее пяти рабочих дней со дня его поступления в таможенный орган. В случае возврата таможенным органом указанного заявления без рассмотрения плательщик (его правопреемник) вправе повторно обратиться с заявлением о возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в пределах сроков, установленных частью 1 настоящей статьи.

Возврат излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей

При обнаружении факта излишней уплаты или излишнего взыскания таможенных пошлин, налогов таможенный орган не позднее одного месяца со дня обнаружения такого факта обязан сообщить плательщику о суммах излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов.

6. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится по решению таможенного органа, который осуществляет администрирование данных денежных средств. Общий срок рассмотрения заявления о возврате, принятия решения о возврате и возврата сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не может превышать один месяц со дня подачи заявления о возврате и представления всех необходимых документов. При нарушении указанного срока на сумму излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов, не возвращенную в установленный срок, начисляются проценты за каждый день нарушения срока возврата. При возврате излишне взысканных в соответствии с положениями главы 18 настоящего Федерального закона таможенных пошлин, налогов проценты на сумму излишне взысканных таможенных пошлин, налогов начисляются со дня, следующего за днем взыскания, по день фактического возврата. Процентная ставка принимается равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действовавшей в период нарушения срока возврата.

7. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится на счет плательщика (его правопреемника), указанный в заявлении о возврате.

8. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов производится в валюте Российской Федерации.

9. При возврате излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов возврату также подлежат суммы пеней и процентов, уплаченные или взысканные с суммы возвращаемых таможенных пошлин, налогов, за исключением возврата таможенных платежей в соответствии со статьей 148 настоящего Федерального закона.

10. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных вывозных таможенных пошлин, налогов по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней, процентов. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин по желанию плательщика (его правопреемника) может производиться в форме зачета в счет исполнения обязанностей по уплате ввозных таможенных пошлин. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных ввозных таможенных пошлин в счет исполнения обязанности по уплате вывозных таможенных пошлин, налогов не допускается.

11. Зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов осуществляется в соответствии с настоящей статьей применительно к порядку возврата с учетом положений части 12 настоящей статьи.

12. Возврат излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов не производится:

1) при наличии у плательщика задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов в размере указанной задолженности. В указанном случае по заявлению плательщика (его правопреемника) может быть произведен зачет излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в счет погашения указанной задолженности с учетом положения части 10 настоящей статьи;

2) если сумма таможенных пошлин, налогов, подлежащих возврату, составляет менее 150 рублей, за исключением случаев излишней уплаты таможенных пошлин, налогов физическими лицами или их излишнего взыскания с указанных лиц;

3) в случае подачи заявления о возврате сумм таможенных пошлин, налогов по истечении установленных сроков.

13. При наличии задолженности по уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов таможенный орган вправе осуществить ее взыскание за счет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов в соответствии со статьей 158 настоящего Федерального закона. Таможенный орган обязан проинформировать плательщика (его правопреемника) о произведенном зачете в течение трех дней со дня, следующего за днем его осуществления.

14. При возврате таможенных пошлин, налогов проценты с них не выплачиваются, за исключением случая, предусмотренного частью 6 настоящей статьи, и суммы не индексируются.

15. Форма заявления плательщика о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов и форма решения таможенного органа о возврате (зачете) излишне уплаченных или излишне взысканных таможенных пошлин, налогов утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.