Введение жилищного кодекса

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного социального страхования Принят Государственной Думой 20 июня 2014 года Одобрен Советом Федерации 25 июня 2014 года (В редакции федеральных законов от 09.03.2016 г. N 55-ФЗ; от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ) Статья 1 Внести в Федеральный закон от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 14, ст. 1401; 2001, N 44, ст. 4149; 2003, N 1, ст. 13; 2008, N 18, ст. 1942; 2009, N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6454; 2010, N 31, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 49, ст. 7037, 7057; 2012, N 50, ст. 6966; 2013, N 52, ст. 6986; 2014, N 11, ст. 1098) следующие изменения: 1) абзац четвертый статьи 1 после слов «родовые, семейные общины малочисленных народов Севера,» дополнить словами «Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации,»; 2) в абзаце третьем пункта 2 статьи 8 слова «50 и более работающих» заменить словами «25 и более работающих», слова «50 работающих» заменить словами «25 работающих». Статья 2 Внести в Федеральный закон от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3803; 2003, N 17, ст. 1554; N 52, ст. 5037; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5745; 2010, N 50, ст. 6606; 2011, N 45, ст. 6330; N 49, ст. 7061; 2012, N 10, ст. 1164; 2013, N 27, ст. 3477; N 52, ст. 6986) следующие изменения: 1)в подпункте 17 пункта 2 статьи 17 слова «по установленной» заменить словами «по форме, установленной страховщиком по согласованию с», слово «, форме» исключить; 2) в пункте 1 статьи 20-1 слово «выплачиваемые» заменить словом «начисляемые»; 3) в пункте 1 статьи 20-2: а) в подпункте 2: абзац шестой изложить в следующей редакции: «с увольнением работников, за исключением:»; дополнить новыми абзацами седьмым — девятым следующего содержания: «компенсации за неиспользованный отпуск; суммы выплат в виде выходного пособия и среднего месячного заработка на период трудоустройства в части, превышающей в целом трехкратный размер среднего месячного заработка или шестикратный размер среднего месячного заработка для работников, уволенных из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; компенсации руководителю, заместителям руководителя и главному бухгалтеру организации в части, превышающей трехкратный размер среднего месячного заработка;»; абзацы седьмой — тринадцатый считать соответственно абзацами десятым — шестнадцатым; б) подпункт 8 изложить в следующей редакции: «8) стоимость проезда работников к месту проведения отпуска и обратно и стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов, оплачиваемые страхователем лицам, работающим и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в соответствии с законодательством Российской Федерации, трудовыми договорами и (или) коллективными договорами. В случае проведения отпуска указанными работниками за пределами территории Российской Федерации не подлежит обложению страховыми взносами стоимость проезда или перелета (включая стоимость провоза багажа весом до 30 килограммов), рассчитанная от места отправления до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в том числе международного аэропорта, в котором работники проходят пограничный контроль в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации;»; 4) абзац второй пункта 1 статьи 24 после слова «установленной» дополнить словами «страховщиком по согласованию с». Статья 3 Внести в Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 51, ст. 4832; 2003, N 52, ст. 5037; 2004, N 30, ст. 3088; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 30, ст. 3754; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3616; 2009, N 29, ст. 3622; N 30, ст. 3739; 2010, N 31, ст. 4196; N 40, ст. 4969; N 42, ст. 5294; N 50, ст. 6597; 2011, N 1, ст. 40, 44; N 27, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 45, ст. 6335; N 49, ст. 7043, 7057; 2012, N 26, ст. 3447; N 31, ст. 4322; N 50, ст. 6966; 2013, N 27, ст. 3477; N 49, ст. 6352; 2014, N 14, ст. 1551) следующие изменения: 1) подпункт 2 пункта 1 статьи 6 после слова «адвокаты,» дополнить словами «арбитражные управляющие,»; 2) в пункте 1 статьи 7: а) в абзаце первом слова «, заключившие трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года» исключить; б) абзац третий изложить в следующей редакции: «самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями);»; 3) в статье 11: а) в пункте 1: в абзаце втором слова «, реестре членов саморегулируемых организаций» исключить; дополнить новыми абзацами шестым и седьмым следующего содержания: «арбитражных управляющих по месту их жительства в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации в качестве страхователя; иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, по месту их жительства в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи заявления о регистрации в качестве страхователя.»; абзацы шестой и седьмой считать соответственно абзацами восьмым и девятым; б) в пункте 2: в абзаце втором слова «, реестре членов саморегулируемых организаций» исключить; в абзаце третьем слова «либо приостановление» исключить; в абзаце четвертом слова «о снятии с учета» заменить словами «о снятии с регистрационного учета»; дополнить новым абзацем пятым следующего содержания: «арбитражных управляющих в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи страхователем заявления о снятии с регистрационного учета в качестве страхователя;»; дополнить абзацем шестым следующего содержания: «иных лиц, занимающихся частной практикой и не являющихся индивидуальными предпринимателями, в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня подачи страхователем заявления о снятии с регистрационного учета в качестве страхователя.»; абзац пятый считать абзацем седьмым; в) пункт 3 изложить в следующей редакции: «3. Порядок регистрации и снятия с регистрационного учета, в том числе с использованием электронных документов, страхователей, указанных в абзацах третьем — седьмом пункта 1 настоящей статьи, и лиц, приравненных к страхователям в целях настоящего Федерального закона, устанавливается страховщиком.»; 4) в пункте 2 статьи 22-1 слова «, заключивших трудовой договор на неопределенный срок либо срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года» исключить; 5) в пункте 4 статьи 33: а) подпункт 10 изложить в следующей редакции: «10) для страхователей, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, — аптечных организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность, — в отношении выплат и вознаграждений, производимых физическим лицам, которые в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» имеют право на занятие фармацевтической деятельностью или допущены к ее осуществлению;»; б) подпункт 14 после слов «применяющих патентную систему налогообложения,» дополнить словами «- в отношении выплат и вознаграждений, начисленных в пользу физических лиц, занятых в виде экономической деятельности, указанном в патенте». Статья 4 (Утратила силу — Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ) Статья 5 (Утратила силу — Федеральный закон от 03.07.2016 г. N 250-ФЗ) Статья 6 Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2015 года. Президент Российской Федерации В.Путин Москва, Кремль 28 июня 2014 года N 188-ФЗ

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 25 мая 2020 г. N 156-ФЗ

Изменения вступают в силу с 25 мая 2020 г.

Федеральный закон от 2 августа 2019 г. N 267-ФЗ

Изменения вступают в силу с 2 августа 2019 г.

Федеральный закон от 1 мая 2019 г. N 100-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 мая 2019 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 191-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2018 г.

Федеральный закон от 1 июля 2017 г. N 141-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 февраля 2017 г. N 14-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 361-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 февраля 2016 г. N 33-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 февраля 2015 г. N 19-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 255-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2014 г.

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 171-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 марта 2015 г.

Федеральный закон от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 43-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 февраля 2013 г. N 16-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 25 декабря 2012 г. N 271-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 октября 2012 г. N 159-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 июня 2011 г. N 123-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июля 2010 г. N 242-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 февраля 2010 г. N 4-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 декабря 2007 г. N 310-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. N 251-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2006 г.

Федеральный закон от 26 декабря 2005 г. N 184-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон принят Государственной Думой 21 июня 2018 года и одобрен Советом Федерации 27 июня 2018 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральным законом в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» устанавливается, что любой собственник помещения в многоквартирном доме вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, тогда как в настоящее время указанное действие вправе совершить любое лицо, уполномоченное общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме.

Предоставление любому собственнику помещения в многоквартирном доме права на обращение с заявлением о формировании указанного земельного участка согласуется с постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 28 мая 2010 г. № 12-П, в соответствии с которым часть 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» признана не соответствующей Конституции Российской Федерации в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

Интересно наблюдать, как создаются мифы, т.е. представления, которые мы считаем реальностью, но таковыми не являющиеся. Кажется, именно этот процесс рождения очередного ИТ-мифа, мне пришлось наблюдать вчера на дискуссии по теме СПО на ИнфоФоруме (о некоторых других первых впечатления об этой дискуссии написал еще вчера – Обсуждение проблем российского импортозамещения с западно-восточными ИТ-вендорами. Так в выступлениях сразу нескольких вендоров прозвучал такой термин – «Закон об импортозащении», причем в таком контексте, что он должен неким радикальным образом повлиять на экономику страны в целом и на ИТ-рынок, в том числе.
По ходу же дискуссии удалось уточнить, что говорящие это имеют в виду закон 188-ФЗ, принятый в июле этого года и который должен войти в действие 1 января 2016 года.
Отмечу, что еще в летних публикация в СМИ этот же закон именовался обычно как «Закон о создании Реестра отечественного софта» и подавался читателям таким образом, будто бы теперь чуть ли не вся страна будет обязана работать с ПО, которое будет числиться в этом Реестре.
Такая трактовка совершенно не верна.
Вообще говоря, нужно сказать, что 188-ФЗ – очень интересный пример нашего изощренно-хитрого законодательства. У меня он вызывает воспоминания об известном романе Болеслава Пруса «Фараон», а именно об описании того, как герои блуждали по Лабиринту в поисках «золотого резерва» страны. Темные ходы, куда идти на развилках – не понятно, а кроме того – разные ловушки…
Я бы сейчас не хотел вдаваться в подробная анализ этого замечательного произведения нашего законодательного искусства (188-ФЗ) и обращу внимание только на один (но важный) вопрос: какой доли ИТ-рынка в целом (да и экономики страны) он касается.
Вот ключевая статья, которая дает ответ на этот вопрос:

Часть 3 статьи 14 Федерального закона от 5 апреля 2013 года
№ 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, № 14, ст. 1652) изложить в следующей редакции:
«3. В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок…»

Сразу обращу внимание:
1) речь тут идет не о ПО, а вообще о ЛЮБЫХ товарах и услугах, в том числе, например, о приобретении автомобилей и пишущих машинок;
2) Никакой связи между налагаемым запретом и создаваемым Реестром отечественного ПО в законе просто нет. Т.е. создается Реестр, не очень понятно для чего, и просто появлется запрет на все иностранное
3) ОЧЕНЬ ВАЖНО: закон не вводит запрет! Он, по сути, только разрешает вводить такие запреты Правительством!
Т.е. никаких запретов 1 января не будет, будет только возможность введения таких запретов.
Вообще, в этой фразе видна как раз та «изощренность» закона (далеко не единственный пример), о которой я писал выше
«актами Правительства устанавливаются запрет… и и ограничения…»
Вот как понимать это законодательное положение: «должны устанавливаться» или «могут устанавливаться»?
Если «должны», то зачем вообще нужны акты Правительства, а если «могут», то — зачем нужен закон?
Я сейчас опускаю ряд еще некоторых важных, но все же в данном случае второстепенных аспектов приведенного фрагмент, и не хочу комментировать пафосные слова о «защите основ конституционного строя». Обращу внимание только на одно: данный запрет устанавливается только на приобретения, выполняемые по 44-ФЗ.
В очень упрощенном виде: он распространяется (хотя тоже далеко не полностью) на приобретения исключительно за бюджетные деньги и исключетельно для функционирования государственном машины. В том числе, он НЕ РАСПРОСТРАНЯЕТСЯ на деятельность коммерческих компаний, в том числе – госкорпораций и с государственным участие.

Вообще-то, по начальной задумке инициаторов 188-ФЗ (кто это такие – отдельная речь), предполагалось, что закон будет касаться и госкомпаний (тут процесс закупок регулируется законом № 223-ФЗ 18.07.11 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц»), то это дело «не прокатило», остался только 44-ФЗ.
Так вот вопрос: какая доля российского ИТ-рынка приходится на сферу, регулируемую 44-ФЗ? Т.е. – на какую долю ИТ-рынка будет распространяться запрет на приобретение иностранных ИТ-продуктов и ИТ-услуг? (то, что запрет не будет 100% — это само собой, но предположим крайний вариант – 100%).
Этот вопрос задавал последние дни различным экспертам, высказав и свою экспертную оценку – не более 3-5%.
Этот вопрос я задал на недавней пресс-конференции SAP и получил от руководителя SAP СНГ Вячеслава Орехова такой ответ: «SAP вообще не работает по 44-ФЗ».
То есть в российском бизнесе SAP этот закон затронет НОЛЬ процентов ее продаж. А SAP – это один из ведущих игроков российского ИТ-рынка
Этот же вопрос я задал и в рамках упомянутой дискуссии на ИнфоФоруме.
И получил такие экспертные оценки:
Андрей Тихонов (Samsung): «Для разных ИТ-направление – разные доли. Для мобильных устройств – 2-3%, для десктопов – 15-20%»
Сергей Бугрин (Red Hat): «У нас получается – 6-7%»
Денис Соcновцев (IBM): «По ИТ-рынку в целом – больше 3-5%»
Я попросил уточнить Дениса: «Насколько больше? На 10%, в два раза, в 10 раз?»
Он ответил – «не скажу».

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

Жилищный кодекс Российской Федерации

Принят Государственной Думой 22 декабря 2004 года

Одобрен Советом Федерации 24 декабря 2004 года

РАЗДЕЛ IОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Глава 1. Основные положения. Жилищное законодательство

Статья 1. Основные начала жилищного законодательства

1. Жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее — жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее — жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из настоящего Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты, обеспечения сохранности жилищного фонда и использования жилых помещений по назначению.

2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.

3. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

4. Граждане, законно находящиеся на территории Российской Федерации, имеют право свободного выбора жилых помещений для проживания в качестве собственников, нанимателей или на иных основаниях, предусмотренных законодательством.

5. Ограничение права граждан на свободу выбора жилых помещений для проживания допускается только на основании настоящего Кодекса, другого федерального закона.

Статья 2. Обеспечение условий для осуществления права на жилище

Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: (В редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

1) содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище;

2) используют бюджетные средства и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан, в том числе путем предоставления в установленном порядке субсидий для приобретения или строительства жилых помещений;

3) в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;

4) стимулируют жилищное строительство;

5) обеспечивают защиту прав и законных интересов граждан, приобретающих жилые помещения и пользующихся ими на законных основаниях, потребителей коммунальных услуг, а также услуг, касающихся обслуживания жилищного фонда;

51) обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах; (Пункт введен — Федеральный закон от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

6) обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

61) организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования; (Пункт введен — Федеральный закон от 25.12.2012 № 271-ФЗ)

7) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства; (В редакции Федерального закона от 18.07.2011 № 242-ФЗ)

8) осуществляют в соответствии со своей компетенцией государственный жилищный надзор и муниципальный жилищный контроль; (Пункт введен — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ; в редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ)

9) размещают в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее — система) информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации. (Пункт введен — Федеральный закон от 21.07.2014 № 263-ФЗ)

Статья 3. Неприкосновенность жилища и недопустимость его произвольного лишения

1. Жилище неприкосновенно.

2. Никто не вправе проникать в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан иначе как в предусмотренных настоящим Кодексом целях и в предусмотренных другим федеральным законом случаях и в порядке или на основании судебного решения.

3. Проникновение в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан допускается в случаях и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом, только в целях спасения жизни граждан и (или) их имущества, обеспечения их личной безопасности или общественной безопасности при аварийных ситуациях, стихийных бедствиях, катастрофах, массовых беспорядках либо иных обстоятельствах чрезвычайного характера, а также в целях задержания лиц, подозреваемых в совершении преступлений, пресечения совершаемых преступлений или установления обстоятельств совершенного преступления либо произошедшего несчастного случая.

4. Никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 4. Жилищные отношения. Участники жилищных отношений

1. Жилищное законодательство регулирует отношения по поводу:

1) возникновения, осуществления, изменения, прекращения права владения, пользования, распоряжения жилыми помещениями государственного и муниципального жилищных фондов;

2) пользования жилыми помещениями частного жилищного фонда;

3) пользования общим имуществом собственников помещений;

4) отнесения помещений к числу жилых помещений и исключения их из жилищного фонда;

5) учета жилищного фонда;

6) содержания и ремонта жилых помещений;

7) переустройства и перепланировки помещений в многоквартирном доме; (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

8) управления многоквартирными домами;

9) создания и деятельности жилищных и жилищно-строительных кооперативов, товариществ собственников жилья, прав и обязанностей их членов;

10) предоставления коммунальных услуг;

11) внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе уплаты взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме (далее также — взнос на капитальный ремонт); (В редакции Федерального закона от 25.12.2012 № 271-ФЗ)

111) формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (далее — фонд капитального ремонта); (Пункт введен — Федеральный закон от 25.12.2012 № 271-ФЗ)

12) контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;

13) осуществления государственного жилищного надзора и муниципального жилищного контроля; (Пункт введен — Федеральный закон от 18.07.2011 № 242-ФЗ; в редакции Федерального закона от 25.06.2012 № 93-ФЗ)

14) ограничения повышения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги. (Пункт введен — Федеральный закон от 28.12.2013 № 417-ФЗ)

2. Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.

3. Положения настоящего Кодекса применяются к жилищным отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства, иностранных юридических лиц, если иное не установлено настоящим Кодексом или другим федеральным законом.

Статья 5. Жилищное законодательство

1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

2. Жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.

3. Указы Президента Российской Федерации, регулирующие жилищные отношения, не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам.

4. Правительство Российской Федерации вправе издавать постановления, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение настоящего Кодекса, других федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации.

5. Федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.

7. Органы местного самоуправления могут принимать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

8. В случае несоответствия норм жилищного законодательства, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актах органов местного самоуправления, положениям настоящего Кодекса применяются положения настоящего Кодекса.

Статья 6. Действие жилищного законодательства во времени

1. Акты жилищного законодательства не имеют обратной силы и применяются к жилищным отношениям, возникшим после введения его в действие.

2. Действие акта жилищного законодательства может распространяться на жилищные отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, прямо предусмотренных этим актом.

3. В жилищных отношениях, возникших до введения в действие акта жилищного законодательства, данный акт применяется к жилищным правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

4. Акт жилищного законодательства может применяться к жилищным правам и обязанностям, возникшим до введения данного акта в действие, в случае, если указанные права и обязанности возникли в силу договора, заключенного до введения данного акта в действие, и если данным актом прямо установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Статья 7. Применение жилищного законодательства по аналогии

1. В случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).

2. При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.

Статья 8. Применение к жилищным отношениям иного законодательства

К жилищным отношениям, связанным с ремонтом, переустройством и перепланировкой помещений в многоквартирном доме, использованием инженерного оборудования, предоставлением коммунальных услуг, внесением платы за коммунальные услуги, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных настоящим Кодексом. (В редакции Федерального закона от 27.12.2018 № 558-ФЗ)

Статья 9. Жилищное законодательство и нормы международного права

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены жилищным законодательством, применяются правила международного договора.

Статья 10. Основания возникновения жилищных прав и обязанностей

Жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают:

1) из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему;

2) из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей;

3) из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности;

4) в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом;

5) из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах;

6) вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

Статья 11. Защита жилищных прав

1. Защита нарушенных жилищных прав осуществляется судом в соответствии с подсудностью дел, установленной процессуальным законодательством. (В редакции Федерального закона от 28.11.2018 № 451-ФЗ)

2. Защита жилищных прав в административном порядке осуществляется только в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другим федеральным законом. Решение, принятое в административном порядке, может быть обжаловано в судебном порядке.

3. Защита жилищных прав осуществляется путем:

1) признания жилищного права;

2) восстановления положения, существовавшего до нарушения жилищного права, и пресечения действий, нарушающих это право или создающих угрозу его нарушения;

3) признания судом недействующими полностью или в части нормативного правового акта государственного органа либо нормативного правового акта органа местного самоуправления, нарушающих жилищные права и противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа либо нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

4) неприменения судом нормативного правового акта государственного органа или нормативного правового акта органа местного самоуправления, противоречащих настоящему Кодексу или принятым в соответствии с настоящим Кодексом федеральному закону, иному нормативному правовому акту, имеющим большую, чем указанные нормативный правовой акт государственного органа или нормативный правовой акт органа местного самоуправления, юридическую силу;

5) прекращения или изменения жилищного правоотношения;

6) иными способами, предусмотренными настоящим Кодексом, другим федеральным законом.

Статья 12. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений

(Наименование в редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относятся: (В редакции Федерального закона от 18.10.2007 № 230-ФЗ)

1) определение порядка государственного учета жилищных фондов;

11) установление правил и норм технической эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме; (Пункт введен — Федеральный закон от 03.04.2018 № 59-ФЗ)

2) установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах, а также порядка обеспечения условий их доступности для инвалидов; (В редакции Федерального закона от 01.12.2014 № 419-ФЗ)

3) определение оснований призн