Выездная проверка ПФР

Содержание

Порядок проведения выездной проверки пенсионным фондом

В целях единообразия проведения выездных проверок Распоряжением Правления ПФР от 11.05.2010 N 127р утверждены Временные методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов (далее — Методические рекомендации). О том, какой порядок проведения выездных проверок ПФР предусматривает данный документ, мы расскажем в статье.

Порядок проведения мероприятий, целью которых является контроль за начислением, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, регламентирован гл. 5 Закона о страховых взносах <1>. Согласно п. 3 ст. 33 данного Закона такой контроль осуществляют:

  • ПФР и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в ПФР, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в ФОМС;
  • ФСС и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в ФСС.

<1> Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования".

Контрольные мероприятия осуществляются посредством проведения контролирующими органами камеральных и выездных проверок (ст. 33 Закона о страховых взносах).

Планирование выездной проверки

Выездная проверка территориальными органами ПФР проводится на основании составленного плана-графика, утверждаемого руководителем (п. 2.1 Методических рекомендаций). В нем в соответствии с п. 2.2 Методических рекомендаций указывается:

  • наименование плательщика страховых взносов, его ИНН, КПП;
  • период, за который проводится выездная проверка;
  • срок проведения выездной проверки;
  • структурное подразделение территориального органа ПФР (должностное лицо), ответственное за проведение выездной проверки.

Перед началом срока, определенного планом-графиком выездных проверок, руководителем территориального органа ПФР выносится решение о проведении выездной проверки плательщика страховых взносов по форме 9-ПФР <2>, в котором указываются реквизиты проверяемой организации (п. п. 3.1 — 3.3 Методических рекомендаций).

<2> Утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 07.12.2009 N 957н "Об утверждении форм документов, применяемых при осуществлении контроля за уплатой страховых взносов" (далее — Приказ N 957н).

Решение выносится в двух экземплярах. Первый экземпляр вручается плательщику страховых взносов (уполномоченному представителю плательщика страховых взносов), второй экземпляр приобщается к материалам выездной проверки (п. 3.5 Методических рекомендаций).

Место проведения выездной проверки

Как определено п. 4.1 Методических рекомендаций и п. 1 ст. 35 Закона о страховых взносах, выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на его территории (в помещении). Однако, если у организации отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, последняя может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов, в данном случае — по месту нахождения территориального органа ПФР.

Обращаем внимание руководителей, что в соответствии с п. 4.2 Методических рекомендаций доступ на территорию или в помещение проверяемой организации специалистов территориального органа ПФР, непосредственно проводящих выездную проверку, осуществляется только при предъявлении ими служебных удостоверений и решения руководителя о проведении выездной проверки плательщика страховых взносов.

Период проведения выездной проверки

В соответствии с п. 9 ст. 35 Закона о страховых взносах и ст. 5.1 Методических рекомендаций в рамках выездной проверки проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении выездной проверки.

Период, за который проводится проверка, рассчитывается ПФР исходя из целого числа расчетных периодов. При этом согласно п. 5.2 Методических рекомендаций выездную проверку территориальным органам ПФР рекомендуется назначать не ранее наступления сроков представления расчетов за последний расчетный период.

В случае если выездная проверка осуществляется в связи с реорганизацией или ликвидацией плательщика страховых взносов, она проводится независимо от времени предыдущей проверки. При этом проверяется период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 5.3 Методических рекомендаций).

Срок проведения выездной проверки

Срок проведения проверки всегда волнует проверяемое лицо. Согласно нормам, изложенным в п. 11 ст. 35 Закона о страховых взносах и п. 6.1 Методических рекомендаций, выездная проверка не может продолжаться более двух месяцев. При проведении выездной проверки обособленного подразделения ее срок не может превышать одного месяца.

В соответствии с п. 6.2 Методических рекомендаций срок проведения выездной проверки исчисляется со дня вынесения решения о проведении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке по форме 12-ПФР, утвержденной Приказом N 957н.

Порядок проведения выездной проверки

Основные моменты проведения выездной проверки подробно изложены в п. п.

Выездные проверки ПФР: что проверят?

7.1 — 7.4 Методических рекомендаций. В ходе осуществления контрольного мероприятия специалисту территориального органа ПФР рекомендовано проверять, анализировать, сопоставлять документы и информацию, имеющую значение для формирования выводов о правильности исчисления, полноте и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также для принятия обоснованного решения по результатам проверки.

Какие документы могут быть затребованы в ходе выездной проверки организации территориальным органом ПФР? Специалистам фонда рекомендовано ознакомиться со следующими документами:

  • учредительные документы (устав и (или) учредительный договор);
  • приказ об утверждении учетной политики, действующей в проверяемом периоде;
  • лицензии, действующие в проверяемом периоде;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование за проверяемые периоды;
  • бухгалтерская отчетность плательщика страховых взносов за проверяемый период, в том числе годовые отчеты, пояснительные записки к ним, аудиторские заключения;
  • регистры бухгалтерского и налогового учета за проверяемый период, в том числе главные книги, журналы учета хозяйственных операций, журналы-ордера, ведомости;
  • трудовые, гражданско-правовые договоры (контракты) с физическими лицами, действующие в проверяемом периоде;
  • банковские и кассовые документы за проверяемый период;
  • первичные документы бухгалтерского учета, подтверждающие факты осуществления плательщиком хозяйственной деятельности.

Каков порядок истребования документов для проведения контрольного мероприятия? Истребование документов осуществляется посредством вручения проверяемой организации (ее представителю) Требования о представлении документов по форме 14, утвержденной Приказом N 957н.

При получении требования плательщик страховых взносов в течение 10 рабочих дней осуществляет подбор необходимых документов, которые должны быть заверены подписью руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации. Передача пакета документов должна быть произведена на основании описи, заверенной обеими сторонами.

Обратите внимание! Пункт 7.2 Методических рекомендаций запрещает требование от проверяемой организации нотариального удостоверения копий документов, представляемых в территориальный орган ПФР, а также изъятие подлинников документов. Ознакомление специалистов территориального органа ПФР с подлинниками документов осуществляется на территории (в помещении) плательщика страховых взносов, за исключением случаев проведения выездной проверки по месту нахождения территориального органа ПФР.

Как поступить, если указанного времени для подбора необходимых документов недостаточно и учреждение не успевает их подготовить в течение 10 рабочих дней? Если плательщик страховых взносов не имеет возможности представить истребуемые документы в течение 10 рабочих дней, то на следующий день после получения требования о представлении документов он обязан отправить письменное уведомление о невозможности представления в назначенные сроки документов с указанием причин. В уведомлении следует отразить сроки, в течение которых это требование будет исполнено.

В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) территориального органа ПФР вправе на основании его продлить сроки представления документов или отказать в продлении указанных сроков, о чем выносится отдельное решение по форме 15, утвержденной Приказом N 957н.

На что обращает внимание ревизор при проведении проверки? В ходе проверки документов специалистом будут проверены:

  • полнота устранения выявленных предыдущей выездной проверкой нарушений законодательства об обязательном пенсионном и медицинском страховании, а также наличие в проверяемом периоде нарушений, аналогичных нарушениям, выявленным предыдущей проверкой (в случае, если такие нарушения имели место);
  • соответствие показателей, отраженных в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное, медицинское страхование, данным бухгалтерского учета;
  • полнота и правильность отражения в бухгалтерском учете финансово-хозяйственных операций, влияющих на формирование базы для начисления страховых взносов на обязательное пенсионное, медицинское страхование.

Если в ходе проверки будут выявлены нарушения законодательства РФ об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, то проверяющим будут осуществлены:

  • подбор документов, подтверждающих отдельно каждый факт выявленных нарушений законодательства РФ об обязательном социальном страховании;
  • доначисление сумм страховых взносов;
  • формирование предложения о привлечении страхователя к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение правонарушения, а также об устранении выявленных нарушений законодательства об обязательном социальном страховании.

Копии документов по каждому выявленному факту нарушения законодательства приобщаются к материалам проверки.

Оформление результатов выездной проверки

В соответствии с п. 23 ст. 35 Закона о страховых взносах и п. 8.1 Методических рекомендаций по окончании выездной проверки, в последний ее день, специалистами территориального органа ПФР составляется справка о проведенной проверке по форме 12-ПФР, утвержденной Приказом N 957н, в двух экземплярах.

Первый экземпляр справки вручается организации (ее уполномоченному представителю), второй экземпляр приобщается к материалам проведенной выездной проверки.

Далее в течение двух месяцев со дня оформления справки о проведенной проверке специалист территориального органа ПФР, проводивший проверку, составляет в двух экземплярах акт выездной проверки по форме 17-ПФР, утвержденной Приказом N 957н (п. 2 ст. 38 Закона о страховых взносах).

Согласно п. 8.3 Методических рекомендаций акт выездной проверки подписывается специалистами территориального органа ПФР, проводившими проверку, и плательщиком страховых взносов (его представителем), в отношении которого проводилась проверка. В случае отказа лица, в отношении которого проводилось контрольное мероприятие, подписать акт выездной проверки специалистом территориального органа ПФР делается соответствующая запись в акте выездной проверки.

Первый экземпляр акта вручается плательщику страховых взносов (его представителю) в течение пяти рабочих дней с даты его подписания под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом.

В случае уклонения организации от получения акта проверки этот факт фиксируется в указанном акте, который направляется по почте заказным письмом с уведомлением по месту нахождения организации.

Обратите внимание! В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения акта считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма (п. 4 ст. 38 Закона о страховых взносах).

Если учреждение не согласно с выводами и предложениями, отмеченными в акте проверки, вправе ли оно их опровергнуть? Организация, в отношении которой проводилась проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в территориальные органы ПФР письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом она вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений (п. 5 ст. 38 Закона о страховых взносах).

Вынесение решения по результатам выездной проверки

Перед вынесением окончательного решения о виновности или невиновности учреждения, в отношении которого проводилась выездная проверка, акт проверки, а также письменные возражения по нему рассматриваются руководителем территориального органа ПФР. Срок для рассмотрения — 10 дней со дня истечения 15-дневного срока, данного лицу на ознакомление с актом проверки. В исключительных случаях срок может быть продлен, но не более чем на месяц (п. 1 ст. 39 Закона о страховых взносах и п. 9.2 Методических рекомендаций).

Рассмотрение материалов проверки может производиться при участии представителя юридического лица, в отношении которого проводилась данная проверка. При этом руководитель территориального органа ПФР должен письменно известить о времени и месте рассмотрения материалов по результатам проверки. Стоит отметить, что присутствие лица не является его обязанностью, то есть материалы проверки могут быть рассмотрены и в его отсутствие (п. 9.3 Методических рекомендаций).

Итоги рассмотрения материалов проверки организация вправе обжаловать в срок, который указан в решении территориальных органов ПФР (п. 11 ст. 39 Закона о страховых взносах).

Привлечение к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах

Особенности привлечения к ответственности и ее виды определены в гл. 6 Закона о страховых взносах. Что касается выездных проверок, проводимых ПФР, то организация данной работы приведена в Методических рекомендациях, утвержденных Распоряжением Правления ПФР N 120р <3>.

<3> Распоряжение Правления ПФР от 05.05.2010 N 120р "Об организации работы территориальных органов Пенсионного фонда РФ по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства РФ о страховых взносах".

Так, данным документом установлено, в частности: при привлечении плательщиков страховых взносов к ответственности территориальные органы ПФР должны исходить из того, что:

  • обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте нарушения законодательства о страховых взносах и виновности плательщика страховых взносов в его совершении, возлагается на территориальные органы ПФР;
  • никто не может быть привлечен повторно к ответственности за совершение одного и того же правонарушения;
  • основанием для привлечения плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства РФ о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование является установление факта совершения данного нарушения решением территориального органа ПФР, вступившим в силу;
  • привлечение плательщика-организации к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах не освобождает ее должностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной или иной ответственности, предусмотренной законодательством РФ;
  • привлечение плательщика страховых взносов к ответственности за нарушение законодательства о страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы страховых взносов и пени.

Таким образом, чтобы применить наказание к проверяемой организации, нужно представить доказательства ее вины и подкрепить их соответствующими документами, выводами и обоснованиями.

С.Валова

Редактор журнала

"Бюджетные учреждения:

ревизии и проверки

финансово-хозяйственной деятельности"

CheckPFR

Последняя версия CheckPFR 2018 для Windows получила незначительные обновления интерфейса и внешнего дизайна. Программа является разработкой Отделения Пенсионного фонда РФ в Республике Башкортостан. Она пришла на смену стандартной CheckXML-UFA и официально была принята весной 2014 года.

Бесплатно скачать программу CheckPFR 2018 по прямой ссылке:

Скачать дополнительные файлы для CheckPFR:

CheckPFR представляет собой софт для проверки и работы с отчетными данными, которые предоставляют работодатели. Она способна проверить расчетные счета взносов по страхованию и вывести информацию по индивидуальным персонифицированным учетам, которые подаются страхователями в электронном формате 7.0. Передача подотчетных материалов в Пенсионный Фонд РФ с занесением их в базу происходит при помощи носителей (дискеты, диски, USB-флеш) или по электронному каналу Интернет.

Видео обзор программы CheckPFR

Особенности работы с CheckPFR

Программа способна осуществлять проверку нижеперечисленных отчетных форм:

  • квартальный отчет РСВ-1, РСВ-2, РСВ-3
  • документальный персонифицированный учет С3В-6-1, С3В-6-2, АДВ-6-2, С3В-6-4, СПВ-1, АДВ-11.

Сдача отчетного материала реализовывается за счет постоянного обновления программы. Перед запуском приложения следует всегда совершать проверку на наличие последних обновлений.

Проверка ФСС и ПФР

Это особенно важно при работе с формой персонифицированного учета РСВ-1.

Порядок проверки и просмотра отчетных данных

Для детального ознакомления и работы с конкретным отчетом нужно переместить файл из каталога в рабочее окно при помощи мыши или щелкнув на центральную надпись «Нажмите здесь, чтобы выбрать отчет для проверки».

На экране высветятся детальные данные и сведения про текущий выбранный файл (имя, формат, количество документов в блоке).

Важно: Если файл невозможно проверить появиться текстовое окно с надписью «Выбранный файл не является правильным XML-файлом».

Чтобы проверить и ознакомиться с информацией по конкретному файлу, необходимо запустить панель с надписью «Проверить выбранный файл». Если необходимо произвести пакетное тестирование нескольких документов одновременно, то все файлы следует поместить в одну папку.

Функция сверки отчетных данных

Модуль проверки CheckPFR работает по функции сверки показателей по двум типам отчетных форм (Расчет РСВ-1 и Опись сведений АДВ-6-2). В случае выявления разности значений по двум параметрам одного вида отчетности или появлении – отчетные документы отклоняются контрольными органами и возвращаются на доработку.

Важно: Все замечания в создаваемых документах, выявленные по ошибочному признаку следует исправлять до передачи в органы ПФ. В противном случае потребуется предоставить письменное объяснение по расхождениям и передать детальную отчетность, согласно указу Пенсионного фонда.

Системные требования CheckPFR

  • В список поддерживаемых операционных систем входят: Windows XP (Service Pack 1-3), Windows Vista, Windows 7 (x32/x64 bit);
  • Минимальная оперативная память – 1 GB RAM;
  • Требуемое свободное место на жестком диске – 1078 Mb;
  • Минимальное разрешение экрана 1024х768;
  • Обязательное наличие MSXML0 на персональном компьютере;
  • Наличие подключения к электронному каналу Интернет 7.0.

Официальная версия CheckPFR с сайта разработчика

На странице сайта можно бесплатно скачать одним файлом бухсофт. Техническая поддержка поможет пользователям в любой момент обновить CheckPFR до последней версии. В состав архива, который следует загрузить, входят:

  • инсталлятор exe
  • msxml6_xmsi
  • подробная пошаговая инструкция по установке в формате .doc
  • пользовательское руководство в формате .doc

Чтобы установить CheckPFR на компьютер достаточно открыть архив и запустить .exe файл, проследовав по всплывающим подсказкам. Тихая установка самостоятельно произведет распаковку компонентов в указанную директорию.

Программа распространяется абсолютно бесплатно и предназначена для использования только на территории Российской Федерации.

Для нормальной работы программы следует регулярно проверять наличие последних обновлений. Официальный сайт выпускает информацию о последних обновлениях с перечнем внесенных изменений в программу.

Решения и постановления судов

Определение Свердловского областного суда от 19.05.2009 по делу N 33-3316/2009 Периоды работы, за которые страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не были уплачены полностью или в части, включаются в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию.

СВЕРДЛОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 мая 2009 г.

по делу N 33-3316/2009

Судебная коллегия по гражданским делам Свердловского областного суда в составе:

председательствующего Шварева В.И.,

судей Калимуллиной Е.Р.,

Чумак Г.Н.

рассмотрела в открытом судебном заседании 19.05.2009 гражданское дело по иску Б. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске (ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске)

по кассационной жалобе истца Б. на решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 19.02.2009, которым постановлено: в удовлетворении исковых требований Б. к Государственному учреждению Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске о перерасчете страховой части трудовой пенсии отказать.

Заслушав доклад судьи Шварева В.И., пояснения истца Б., поддержавшего доводы кассационной жалобы, пояснения представителя ответчика — ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске — Ф., действующей по доверенности и возражавшей против удовлетворения кассационной жалобы, судебная коллегия

установила:

Б. обратился в суд с иском к ГУ Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске о перерасчете страховой части трудовой пенсии. В обоснование исковых требований указал, что с 24.10.2007 ему назначена трудовая пенсия по старости. Согласно решению ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске от 14.11.2007 N 853, ему было отказано в зачете в общий (страховой) стаж периодов трудовой деятельности с 26.03.1992 по 30.06.1992, с 01.02.1994 по 01.07.1994, с 01.08.1994 по 31.12.2001. Впоследствии он обращался к ответчику с заявлением произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии, а следовательно, и размера трудовой пенсии, однако получил отказ. Основанием для отказа в перерасчете страховой части трудовой пенсии и самой трудовой пенсии явился тот факт, что в указанные периоды предприятие — товарищество с ограниченной ответственностью фирма “Руслан“ (ТОО фирма “Руслан“) — не производило отчисление страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку не было начислений заработной платы. Ответчиком был сделан вывод о том, что ТОО фирма “Руслан“ в данные периоды не вело финансово-хозяйственную деятельность, с чем он не согласен, поскольку ТОО фирма “Руслан“ в вышеуказанные периоды работы не прекращало свою деятельность, существовал штат работников, которые получали заработную плату, кроме того, факт его работы в ТОО фирме “Руслан“ в вышеуказанные периоды подтвержден записями в трудовой книжке. Просил включить в его общий трудовой и страховой стаж в целях конвертации пенсионных прав при назначении пенсии по старости периодов работы в ТОО фирме “Руслан“ с 26.03.1992 по 30.06.1992, с 01.02.1994 по 01.07.1994, с 01.08.1994 по 31.12.2001, обязать ответчика произвести перерасчет страховой части трудовой пенсии, трудовой пенсии по старости с момента его обращения с заявлением о назначении пенсии.

В судебном заседании истец Б. и его представитель Ж., действовавший на основании ордера, исковые требования поддержали в полном объеме.

Представитель ответчика — ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске — Ф., действующая по доверенности, исковые требования не признала, пояснив, что Б. при обращении 25.09.2007 в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске за назначением пенсии по старости представил трудовую книжку и две справки, свидетельствующие о стаже в ТОО фирме “Руслан“. С целью проверить обоснованность указанных справок истцу было предложено предоставить первичные документы, на которых основывались сведения, изложенные в справках, на что Б. ответил отказом. Из наблюдательного дела ТОО фирмы “Руслан“ следует, что за период с 26.03.1992 по 30.06.1992, с 01.02.1994 по 31.12.2001 ТОО фирмой “Руслан“ не производилось отчислений страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку заработная плата не начислялась, следовательно, начисленные страховые взносы составили нулевую сумму. На этом основании был сделан вывод о том, что в оспариваемые периоды ТОО фирма “Руслан“ не вело финансово-хозяйственную деятельность, так как заработная плата не начислялась, страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались, в связи с чем Б. было отказано во включении в общий (страховой) стаж оспариваемых периодов работы.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В кассационной жалобе истец Б. просит отменить решение суда как незаконное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации“, застрахованные лица — лица, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства, в том числе, работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера, предметом которого являются выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому и лицензионному договору; самостоятельно обеспечивающие себя работой, а также иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует, что истец Б. с 24.10.2007 является получателем трудовой пенсии по старости по достижении возраста 60 лет. 25.09.2007 при обращении за назначением пенсии в ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске Б.

Какие документы могут запрашивать сотрудники ПФР при выездной проверке?

представил трудовую книжку, из которой следует, что он был назначен на должность директора ТОО фирмы “Руслан“ с 26.03.1992 по 01.07.1994 и с 01.08.1994 по 26.12.2003. На основании протокола ГУ Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Новоуральске от 14.11.2007 N 853 ему было отказано в зачете в общий (страховой) стаж периодов трудовой деятельности с 26.03.1992 по 30.06.1992, с 01.02.1994 по 01.07.1994, с 01.08.1994 по 31.12.2001, так как в названные периоды ТОО фирма “Руслан“ не производило отчисления страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, поскольку не было начисления заработной платы.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд исходил из того, что отсутствует документальное подтверждение того, что в оспариваемые истцом периоды ТОО фирма “Руслан“ вело финансово-хозяйственную деятельность, поскольку не было начисления заработной платы и страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации не уплачивались.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом суда первой инстанции, поскольку им неверно были истолкованы положения Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ и не были установлены все обстоятельства, имеющие значение для дела.

Так, в соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ “О трудовых пенсиях в Российской Федерации“ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

При этом необходимо учитывать, что Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10.07.2007 N 9-П положения п. 1 ст. 10 указанного Федерального закона были признаны противоречащими Конституции Российской Федерации в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.

Согласно п. 4 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.07.2002 N 555 (далее — Правила), при подсчете страхового стажа подтверждаются:

периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“ — документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами;

периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“ — на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с п. 5 Правил к уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при применении настоящих Правил приравнивается уплата взносов на государственное социальное страхование до 01.01.1991, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Уплата указанных платежей подтверждается следующими документами:

взносов на государственное социальное страхование за период до 01.01.1991 — документами финансовых органов или справками архивных учреждений;

страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за период до 01.01.2001 и после 01.01.2002 — документами территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации;

единого социального налога (взноса) за период с 01.01.2001 по 31.12.2001 — документами территориальных налоговых органов;

единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности — свидетельством, выданным территориальными налоговыми органами.

Таким образом, для того, чтобы спорные периоды работы были включены в страховой стаж истца, ему необходимо было доказать, что в указанные периоды он осуществлял трудовую или иную деятельность, будучи застрахованным лицом, в том числе и по смыслу Федерального закона “Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования“, осуществлял необходимые отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации либо в налоговые органы, но не финансово-хозяйственную деятельность ТОО фирма “Руслан“, наличие или отсутствие которой как таковой не может свидетельствовать об отчислениях страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Кроме того, при кассационном рассмотрении дела истец Б. представил судебной коллегии документы, подтверждающие деятельность ТОО фирмы “Руслан“ в спорные периоды времени, а также пояснил, что суд первой инстанции отказался их принимать в качестве доказательств и рассматривать в ходе судебного заседания, тогда как в решении суда указано, что истец не предоставил первичные документы ТОО фирмы “Руслан“, на основании которых ему были выданы справки о стаже.

Более того, суд не учел и то обстоятельство, что в соответствии с Уставом ТОО фирмы “Руслан“ истец являлся его учредителем и, соответственно, единственным участником и директором одновременно, что не противоречит абз. 2 п. 2 ст. 7 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью“, которым предусмотрено, что общество может быть учреждено одним лицом, которое становится его единственным участником, и п. 1 ст. 40 указанного Закона о том, что единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и другие) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества.

При таких обстоятельствах, а также с учетом того, что по представленным материалам дела невозможно устранить указанные недостатки и установить все обстоятельства, имеющие значение для дела, судебная коллегия считает необходимым направить дело на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела суду следует учесть изложенное, тщательно проверить доводы и возражения сторон, предложить сторонам представить дополнительные доказательства в подтверждение заявленных ими доводов и разрешить спор в строгом соответствии с нормами материального и процессуального законов.

Руководствуясь ст. 362 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Новоуральского городского суда Свердловской области от 19.02.2009 отменить, направить дело на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

ШВАРЕВ В.И.

Судьи

КАЛИМУЛЛИНА Е.Р.

ЧУМАК Г.Н.