Задолженность нереальная к взысканию

Дебиторская задолженность в бюджетном учете

Дебиторская задолженность – это сумма общей задолженности, причитающиеся фирме, бюджетной организации или компании дебиторами (покупателями), в соответствии со стандартами бухгалтерского учета. Она возникает, если денежные средства не поступили, а услуга (или товар) проданы и в бухгалтерии относится к разряду оборотных активов, не зависимо от сроков ее погашения.

Требовать взыскание просроченной дебиторской задолженности, возможно в пределах установленного срока исковой давности. Это то время (примерно три года), в течении которого можно востребовать задолженность в судебном порядке. Такой срок начинается с момента обнаружения лицом нарушения своего права. Кредитор вправе требовать погашения долга в течении семи календарных дней, либо срок предусмотренный действующим законодательством. Течение срока давности приостанавливается, если должник совершает такие действия:

  1. Частичное погашение задолженности;
  2. Письменное обращение с просьбой об отсрочке;
  3. Подписание акта сверки по задолженности.

Дебиторская задолженность ведется на соответствующих балансовых счетах, но в момент признания такой задолженности нереальной к взысканию переносится на забалансовый счет, а с основного списывается. После этого, главной целью становится наблюдение за текущим финансовым положением должника с целью конечного взыскания долга в течение срока, предусмотренного действующим законодательством РФ. В момент списания суммы необходимо наличие таких документов:

  1. Официальная справка (ф. 0504833);
  2. Приказ о списании руководителя;
  3. Письменное решение о списании;
  4. Решение инвентаризационной комиссии;
  5. Любой документ, подтверждающий невозможность проведения взыскания;
  6. Первичные документы;
  7. Опись расчетов с покупателями.

Такое списание может происходить с письменного распоряжения руководителя.

Нереальная к взысканию дебиторская задолженность

Стандартный срок исковой давности – три года, но эта цифра может меняться на основании судебного решения.

Ликвидация предприятия – это полное прекращение ее деятельности как юридического лица, без передачи прав и обязанностей другому лицу и момент занесения такой записи в государственный реестр юр. лиц. В этот момент происходит полное списание долгов предприятия в ранг безнадежных. На основании постановления судебного пристава-исполнителя про причину отсутствия у должника имущества подходящего под взыскание, при учете исполнения всех допустимых по закону мер по отысканию его имущества, признается безнадежной.

Для списания с баланса безнадежную дебиторскую задолженность, бюджетному учреждению в первую очередь необходимо провести полную инвентаризацию расчетов. Обязательное подтверждение такими документами:

  1. Оригинал договора, составленный между заказчиком и подрядчиком;
  2. Акты приема – передачи выполненных работ или услуг, накладные;
  3. Счета, выписанные для предварительной оплаты предоставленных работ или услуг поставщику, который не выполнил своих обязательств.

Безнадежные к взысканию долги определяются и списываются в бюджетном учете на основании:

  1. Данных инвентаризации;
  2. Письменное распоряжение, обоснование;
  3. Согласование с распорядителем бюджетных средств и органом, отвечающего за исполнение бюджета;
  4. Приказа руководителя бюджетного учреждения.

Требования, направленные на признание задолженности безнадежной ко взысканию и списанию.

С одной стороны, как это следует, например, из Постановления Президиума ВАС РФ от 11 мая 2005 г. N 16504/04, исходя из ст. 59 НК РФ должностные лица налоговых органов, действующие в рамках предоставленных им полномочий, не могут произвольно, исходя из собственного усмотрения, признавать долги по налогам и сборам нереальными ко взысканию и исключать из лицевого счета налогоплательщика соответствующие суммы. У инспекции не было оснований удовлетворять заявление общества о списании с лицевого счета налогоплательщика сумм долга, а у судов — понуждать налоговый орган принять решение об их списании. Суд по своей инициативе не вправе списывать долги налогоплательщика, безнадежные к взысканию.

Кроме того, само по себе содержание лицевых счетов, которые ведет налоговый орган, в общем случае оспорить затруднительно (Постановления Президиума ВАС РФ от 18 марта 2003 г. N 8156/02, от 11 мая 2005 г. N 16507/04).

С другой стороны, исходя из Постановлений Президиума ВАС РФ от 8 апреля 2008 г. N 10405/07 и от 1 сентября 2009 г. N 4381/09, если на основании лицевых счетов налоговым органом выдана справка о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, без отражения информации о том, что на некоторую часть задолженности (на всю задолженность) уже утрачена возможность принудительного взыскания и это нарушает права налогоплательщика, не исключено заявление требований о признании действий по выдаче такой справки незаконными и о понуждении выдать справку с отражением таких требований.

В рамках такого процесса суд будет обязан исследовать вопрос о том, истекли ли сроки на принудительное взыскание задолженности по каждой сумме, и отразить данное обстоятельство в мотивировочной части решения. При этом в соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

После принятия такого решения судом налоговый орган будет вынужден списать задолженность и исключить ее из лицевого счета по п. п. 2 — 6 ст. 59 НК РФ.

Прочие вариации данного способа защиты прав отражены в следующих правовых позициях высшего судебного органа.

С одной стороны, исходя из п. 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 февраля 2004 г. N 76 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел об установлении фактов, имеющих юридическое значение" заявление об установлении факта исполнения определенным лицом обязанности не подлежит рассмотрению в порядке особого производства. В рассмотренном случае организация обратилась в арбитражный суд с требованием об установлении факта уплаты в федеральный бюджет налога на добавленную стоимость. Как указал ВАС РФ, обязанность по уплате налогов и сборов является публичной обязанностью налогоплательщика, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. ст. 2, 3 НК РФ).

Порядок списания дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

В том случае, если между сторонами правоотношения возникли разногласия в отношении исполнения обязанности одной из сторон данного правоотношения, такие разногласия следует рассматривать как спор о праве. В данном случае спор о праве возник между налоговым органом и налогоплательщиком по поводу исполнения последним налоговой обязанности. Следовательно, факт исполнения обязанности одной из сторон правоотношения не подлежит установлению в арбитражном суде в порядке особого производства.

Кроме того, в п. 9 данного информационного письма разъяснено, что арбитражное процессуальное законодательство специально не предусматривает возможности в порядке особого производства давать правовую оценку поведению лица и признавать его, например, добросовестным векселедателем, титульным владельцем, законным пользователем, добросовестным налогоплательщиком и т.д. Правовая оценка действий (бездействия) лица может быть дана арбитражным судом при рассмотрении дела наряду с иными обстоятельствами, необходимыми для его разрешения, но не в самостоятельном порядке.

Однако в Постановлениях Президиума ВАС РФ от 15 января 2013 г. N 10534/12, от 15 января 2013 г. N 7034/12 данная позиция подверглась коррекции. Впоследствии обобщенное разъяснение осуществлено в п. 9 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57. По мнению Суда, при рассмотрении споров, связанных с обжалованием налогоплательщиком действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику в соответствии с подп. 10 п. 1 ст. 32 НК РФ справки с указанием в ней информации о наличии у налогоплательщика задолженности по уплате налогов, пеней, штрафов, возможность принудительного взыскания которых утрачена, судам необходимо исходить из следующего. По смыслу положений ст. 44 НК РФ утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета. Согласно взаимосвязанному толкованию норм подп. 5 п. 3 ст. 44 и подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ исключение соответствующих записей из лицевого счета налогоплательщика возможно только на основании судебного акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе в случае отказа в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании этих сумм. Вывод об утрате налоговым органом возможности взыскания налогов, пеней, штрафов в связи с истечением установленного срока их взыскания может содержаться в судебном акте по любому налоговому делу, в том числе и в мотивировочной части акта. Соответствующие записи должны быть исключены налоговым органом из лицевого счета налогоплательщика немедленно после вступления такого судебного акта в силу. При толковании подп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ судам необходимо исходить из того, что инициировать соответствующее судебное разбирательство вправе не только налоговый орган, но и налогоплательщик, в том числе путем подачи в суд заявления о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. При отсутствии упомянутого судебного акта, в том числе до момента вступления его в силу, в выдаваемой налоговым органом справке должно быть отражено реальное состояние расчетов налогоплательщика по налогам, пеням, штрафам с учетом и тех задолженностей, возможность принудительного взыскания которых утрачена. Вместе с тем исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в указанной справке объективной информации такая справка должна содержать сведения об утрате налоговым органом возможности принудительного взыскания соответствующих сумм в связи с истечением установленного срока их взыскания.

В настоящее время в силу подп. 4.1 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежными ко взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об окончании исполнительного производства при возврате взыскателю исполнительного документа по основаниям, предусмотренным п. п. 3 и 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", если с даты образования недоимки и (или) задолженности по пеням и штрафам прошло более пяти лет, в следующих случаях:

— ее размер не превышает размера требований к должнику, установленного законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) для возбуждения производства по делу о банкротстве;

— судом возвращено заявление о признании должника банкротом или прекращено производство по делу о банкротстве в связи с отсутствием средств, достаточных для возмещения судебных расходов на проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве.

Указанный размер требований к должнику следует из п. 2 ст. 6 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)": в общем случае производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее чем триста тысяч рублей, к должнику-гражданину — не менее чем пятьсот тысяч рублей.

Соответственно, в данной части не исключена защита прав путем обжалования, например, бездействия судебного пристава-исполнителя, выражающегося в невынесении постановления о прекращении исполнительного производства по указанным основаниям.

Списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности

Списание нереальной к взысканию дебиторской задолженности осуществляется на основании приказа (распоряжения) руководителя казенного учреждения, а также данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и иных оправдательных документов. При этом должен соблюдаться порядок списания, установленный главным администратором доходов бюджета (уведомительный порядок, согласование и т.д.).

При списании нереальная ко взысканию дебиторская задолженность относится на финансовый результат казенного учреждения.

В бухгалтерском учете подлежит отражению информация, не содержащая существенных ошибок и искажений, позволяющая ее пользователям положиться на нее, как на правдивую. При этом существенной информацией признается такая информация, пропуск или искажение которой может повлиять на экономическое решение учредителей учреждения (пользователей информации), принятое на основании данных бухгалтерского учета и (или) бухгалтерской отчетности субъекта учета (п. 3 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н, (далее — Инструкция N 157н).

Таким образом, работа по своевременному и обоснованному списанию задолженности неплатежеспособных дебиторов должна постоянно осуществляться должностными лицами государственного (муниципального) учреждения. Несвоевременное же списание нереальной ко взысканию дебиторской задолженности может привести к существенному искажению показателей бюджетной отчетности.

Согласно п. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника. При этом исполнительное производство может быть прекращено судом в случае смерти взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявления его умершим или признания безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства (п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").

Таким образом, в рассматриваемой ситуации у казенного учреждения есть все основания для признания дебиторской задолженности нереальной к взысканию и списания ее с балансового учета.
Обратите внимание: ни Инструкция N 157н, ни Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная приказом Минфина России от 06.12.2010 N 162н (далее — Инструкция N 162н), не устанавливают порядок документального оформления списания дебиторской задолженности неплатежеспособных дебиторов. Следовательно, такой порядок должен устанавливаться уполномоченными органами власти. В частности, если речь идет о списании дебиторской задолженности по суммам, которые должны зачисляться в доход бюджета, соответствующие правила могут быть определены главным администратором доходов бюджета (ст. 160.1 БК РФ).
Так, основанием для списания с балансового учета дебиторской задолженности по доходам, признанной нереальной к взысканию, может служить:
— решение руководителя учреждения, принятое в порядке, установленном актом главного администратора доходов бюджета;
— решение руководителя учреждения, принятое по согласованию с главным администратором (администратором) доходов бюджета;
— распоряжение главного администратора доходов бюджета.
В то же время далеко не всегда в распоряжении казенного учреждения есть соответствующий правовой акт, утвержденный главным администратором доходов бюджета. В таких ситуациях порядок списания задолженности неплатежеспособных дебиторов может быть определен учреждением самостоятельно. Такой порядок, конечно же, желательно согласовать с главным администратором (администратором) доходов бюджета.
В данном случае при разработке положений соответствующего локального правового акта казенное учреждение может взять за основу содержание п.п. 77, 78 "Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации", утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н. Согласно данному документу задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации. При этом могут оформляться следующие документы:
— Акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами (форма 0309016) (Приложение N 16 к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденным приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49) с приложением документов, подтверждающих наличие задолженности (первичные документы) и невозможность ее взыскания (постановление судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства по причине смерти должника);
— решение инвентаризационной комиссии;
— письменное обоснование решения о списании задолженности;
— приказ руководителя учреждения о списании дебиторской задолженности.
Обратите внимание: в рассматриваемой ситуации дебиторская задолженность возникла в рамках расчетов по расходам. В то же время в соответствии с положениями действующего бюджетного законодательства в случае ее погашения она должна была быть направлена в доход бюджета. Иными словами, задолженность прошлых лет, учтенная на счете 30200 "Расчеты по принятым обязательствам", по сути, увеличивает задолженность дебитора перед бюджетом (такая дебиторская задолженность подлежит учету на счете 20500 "Расчеты по доходам"). В этой связи специалисты финансового ведомства в подобных ситуациях рекомендуют осуществлять "перевод" дебиторской задолженности со счета 30200 "Расчеты по принятым обязательствам" в состав расчетов по доходам.

Однако в данной ситуации, как следует из вопроса, подобный "перевод" не производился. Более того, в настоящий момент говорить о каких-либо доходах бюджета не совсем корректно.

Нюансы списания дебиторской задолженности в казенном учреждении (Валова С.)

Следовательно, с учетом положений Инструкции N 162н в данном случае списание задолженности может быть отражено проводкой:
Дебет КРБ 040120273 Кредит КРБ 030200660.
Кроме того, во избежание разногласий с органами финансового контроля в соответствии с п. 339 Инструкции N 157н учреждением должен быть организован учет задолженности на счете 04 "Списанная задолженность неплатежеспособных дебиторов" с момента признания ее в порядке, установленном законодательством, нереальной к взысканию и списания с балансового учета для наблюдения в течение пяти лет за возможностью ее взыскания.

В последующем списание с забалансового учета безнадежной дебиторской задолженности осуществляется:
— по истечении срока наблюдения (пять лет);
— при возобновлении процедуры взыскания задолженности;
— при поступлении средств в погашение задолженности.

Список литературы
1. Гражданский кодекс РФ (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ.
2. Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 01.12.2010 № 157н.
3. Об исполнительном производстве Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ.
4. Бюджетный кодекс РФ: Федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ.
5. Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению: приказ Минфина России от 06.12.2010 N 162н.
6. Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации: приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н.
7. Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств: Приказ Минфина России от 13.06.1995 N 49.

Дата добавления: 2015-04-18; просмотров: 23; Нарушение авторских прав

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Термин "Безнадежные долги" на английском языке — bad debts.

Комментарий

Термин "безнадежный долг", "долг, нереальный ко взысканию" применяется относительно налога на прибыль организаций.

В бухгалтерском учете применяется термин «долг, нереальный для взыскания».

Налог на прибыль организаций

Основное значение безнадежного долга в том, он может быть списан в уменьшение налогооблагаемой прибыли (или за счет резерва по сомнительным долгам, если такой резерв создается налогоплательщиком).

Безнадежный долг списывается путем признания его убытком (приравнивается к внереализационным расходам) — пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.

Если создается резерв по сомнительным долгам, то расходом признаются отчисления в этот резерв (ст. 266 НК РФ), а также суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва (пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ).

Долг признается безнадежным при наступлении любого из указанных ниже обстоятельств:

1) истек срок исковой давности (ст. ст. 196, 197 ГК РФ);

Общий срок исковой давности — три года (ст. 196 ГК РФ). Для некоторых обязательств установлены другие сроки исковой давности. Следует учитывать, что срок исковой давности может приостанавливаться или прерываться (ст. 202 — 204 ГК РФ, см. Исковая давность).

Пример

Организация реализовала товар, но поставщик не оплатил его. Попытки взыскать долг ни к чему не привели. По истечении срока исковой давности организация вправе на сумму этого долга уменьшить свою налогооблагаемую прибыль.

2) обязательство должника прекращено:

— из-за невозможности его исполнения (ст. 416 ГК РФ);

— на основании акта государственного органа (ст. 417 ГК РФ);

— в связи с ликвидацией организации (ст. 419 ГК РФ).

Пример

Организация реализовала товар, но поставщик не оплатил его. Попытки взыскать долг ни к чему не привели. В последствии выяснилось, что организация покупатель ликвидировалась. На дату исключения покупателя из единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), организация вправе на сумму этого долга уменьшить свою налогооблагаемую прибыль.

3) Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

— невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

— у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Это положение было введено с 1 января 2013 года. До этой даты были многочисленные споры налогоплательщиков с налоговыми органами в случаях, если признавались в расходах долги, подтвержденные постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства.

4) Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги гражданина, признанного банкротом, по которым он освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов (считаются погашенными) в соответствии с Федеральным законом от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)". — введено Федеральным законом от 27.11.2017 N 335-ФЗ

Следует отметить, что в отличие от сомнительного долга не устанавливается требование том, что задолженность должна быть связана с реализацией, не должна быть обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией. Соответственно, безнадежным долгом может признаваться задолженность по выданной предварительной оплате, по выданному займу и т.д.

Безнадежный долг должен быть списан на расход по налогу на прибыль в том отчетном (налоговом) периоде, на который приходится наступление условий для признания долга безнадежным. Списание такого долга в более поздних периодах неправомерно. Это отметил в своем Постановлении от 15.06.2010 N 1574/10 Президиум ВАС РФ, отметив, что положения ст. 272 НК РФ не оставляют налогоплательщику права произвольно выбирать период признания такого расхода.

Важное судебное решение

Определение Верховного суда РФ от 19 января 2018 г. N 305-КГ17-14988

Подробнее: ВС РФ: Списание безнадежного долга можно переносить на будущий период

Важное судебное решение

Долг, образовавшийся в связи с изъятием собственником у федерального государственного унитарного предприятия акций и долей участия в обществах, приобретенных им в процессе осуществления своей хозяйственной деятельности, влечет утрату последним имущества и, следовательно, возникновение убытков, подлежащих отражению в налоговом учете согласно требованиям действующего законодательства (как безнадежный долг) (Постановление Президиума ВАС РФ от 30.11.2010 N 9167/10 по делу N А60-42161/2009-С6).

Важное судебное решение

В рамках мирового соглашения, налогоплательщик простил часть долга должнику. Сумму такого прощенного долга он признал как внереализационный расход по налогу на прибыль. Налоговый орган оспаривал это право. Судебное решение вынесено в пользу налогоплательщика. ВАС РФ указал:

Учитывая, что обществом предпринимались действия по взысканию задолженности в судебном порядке, прощение долга являлось одним из условий мирового соглашения, направленного на реальное погашение долга, но в меньшем размере, оснований для признания судами таких расходов в качестве документально не подтвержденных и экономически не оправданных, не имелось.

Налогоплательщик, предпринимавший меры по взысканию задолженности в судебном порядке и урегулированию взаимных требований путем достижения мирового соглашения, заключенного на условии, в том числе, прощения долга, не может быть поставлен в худшее положение по сравнению с налогоплательщиком, не предпринимавшим указанные меры и сохраняющим в соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 265 Кодекса право на учет суммы непогашенной задолженности в составе внереализационных расходов в момент истечения срока исковой давности.

Таким образом, названные положения Кодекса при применении метода начисления предоставляют возможность налогоплательщику — кредитору по денежному обязательству скорректировать сумму дохода, ранее учтенного для цели налогообложения, путем включения суммы непогашенной задолженности в состав внереализационных расходов.

Постановление Президиума ВАС РФ от 15.07.2010 N 2833/10 по делу N А82-7247/2008-99

Бухгалтерский учет

В бухгалтерском учете используется близкий по значению термин «долги, нереальные для взыскания».

Так, п. 77 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв.

О списании дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н указывает:

«Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации…».

Списание долгов, нереальных для взыскания отражается в бухгалтерском учете проводкой:

Д 91 К 62

В случае использования резерва по сомнительным долгам списание долгов, нереальных для взыскания отражается в бухгалтерском учете проводкой:

Д 63 К 62

Определения из нормативных актов

НК РФ (п. 2 ст. 266 НК РФ):

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного органа или ликвидации организации.

Безнадежными долгами (долгами, нереальными ко взысканию) также признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", в случае возврата взыскателю исполнительного документа по следующим основаниям:

— невозможно установить место нахождения должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях;

— у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.

Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 N 34н (п. 77):

«Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации…».

Дополнительно

Резерв по сомнительным долгам

Сомнительный долг

Исковая давность

Налог на прибыль организаций

Списание дебиторской задолженности в бюджетном учреждении

В данном разделе отражается информация о долгосрочной и краткосрочной дебиторской и кредиторской задолженности.

Дебиторская задолженность — это задолженность покупателей, заказчиков, заемщиков, подотчетных лиц и т.д., которую организация планирует получить в течение определенного периода времени. В составе дебиторской задолженности отражается также сумма авансов, выданных поставщикам и подрядчикам.

Долгосрочная дебиторская задолженность — это задолженность, платежи по которой согласно условиям договора ожидаются в течение срока, превышающего 12 месяцев.

Расчеты с дебиторами и кредиторами отражаются в суммах, вытекающих из бухгалтерских записей и признаваемых ею правильными.

Отражаемые в бухгалтерской отчетности суммы по расчетам с банками, бюджетом должны быть согласованы с соответствующими организациями и тождественны. Оставление на бухгалтерском балансе неурегулированных сумм по этим расчетам не допускается.

Дебиторская задолженность, по которой срок исковой давности истек, другие долги, нереальные для взыскания, списываются по каждому обязательству на основании данных проведенной инвентаризации, письменного обоснования и приказа (распоряжения) руководителя организации и относятся соответственно на счет средств резерва сомнительных долгов либо на финансовые результаты у коммерческой организации, если в период, предшествующий отчетному, суммы этих долгов не резервировались в установленном порядке.

Списание долга в убыток вследствие неплатежеспособности должника не является аннулированием задолженности. Эта задолженность должна отражаться за бухгалтерским балансом в течение пяти лет с момента списания для наблюдения за возможностью ее взыскания в случае изменения имущественного положения должника.

Дебиторская задолженность (краткосрочная и долгосрочная):

· расчеты с покупателями и заказчиками

Кредиторская задолженность (краткосрочная и долгосрочная):

· расчеты с поставщиками и подрядчиками
· расчеты по налогам и сборам

плюс

минус

на начало и конец отчетного периода

Ссылки по теме:

Форма 1 «БУХГАЛТЕРСКИЙ БАЛАНС»

Строка 230 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)»

Строка 240 «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты)»

Строка 610 «Займы и кредиты»

Строка 620 «Кредиторская задолженность»