Закон о персональных данных

Персональные данные в законодательстве РФ

Информация, конкретно определяющая, идентифицирующая человека должна быть защищена от всех, кто ее может использовать в корыстных целях. Сам термин «privacy» появился в США в конце 19-20 века, расшифровать его на русский язык невозможно, но примерная суть выражения «право человека быть оставленным в покое». В Европе и Америке сейчас персональные данные яро защищаются, к ним относятся с уважением и пониманием. В Российскую правоведческую структуру защита информации пока только внедряется, постоянно корректируется, в документы вносятся поправки, сужающие или расширяющие круг прав человека, касающийся идентификации его, как гражданина. Любой может рассчитывать на неразглашение своих данных, кроме случаев, предписанных законом.

Основные документы, регулирующие гражданские права в отношении персональных данных:

1) Конституция РФ

2) Трудовой кодекс

3) Федеральный закон №152

4) Указ Президента РФ №188

Персональные данные в Конституции РФ

23 статья Конституции регулирует право гражданина:

  • на личную тайну (затрагивающую одно физическое лицо)
  • семейную тайну (имеется ввиду круг лиц, являющихся родственниками)
  • профессиональную тайну (связанную с определенным спектром профессий)
  • тайну связи, включающую в себя переписку и все виды разговоров, осуществляемые через технические устройства, в т.ч.

    Закон о персональных данных: обзор важных изменений 2018 года

    телефон, телеграф, почту, интернет

  • контроль распространяемой информации о себе
  • защиту чести
  • защиту доброго имени (имеется ввиду защита своей репутации от фальсификаций, связанных с ней, клеветы и наговоров)
  • защиту данных о себе (сбор, хранение и использование персональных данных без согласия лиц, к которым эти данные относятся, запрещены)
  • неприкосновенность жилища

Все это можно отнести к частной жизни человека, охраняемой государством.

Персональные данные в Трудовом кодексе РФ

В ТК РФ прописано, что объем данных, их хранение и распространение осуществляется только с согласия сотрудника. Никакая информация не может быть передана 3-м лицам без указания причины и получения письменного подтверждения согласия. Любые данные могут использоваться руководителем и кадровой службой только для:

  • контроля над исполнением законодательства и правовых актов
  • обеспечения продвижения работника по карьерной лестнице
  • помощи в осваивании образовательных программ
  • контроля над сохранностью имущества и исполнением трудовых обязанностей

Специфические данные, относящиеся к специальным категориям (расовая и национальная принадлежность, взгляды, включая политические, философские, интимные, состояние здоровья), могут быть получены только, если деятельность компании соприкасается с этими сферами жизни человека. Осуществляя деятельность, затрагивающую интересы сотрудника (прием на работу, перевод на другую должность, увольнение), работодатель не имеет права использовать только те персональные данные, которые появились в результате электронного получения и компьютерной автоматизированной обработки. Сотрудник имеет право знать:

1) в какие сроки будет производиться обработка информации о нем,

2) для каких целей будут использоваться данные,

3) какая область данных будет затронута работодателем

4) каким лицам может быть передана информация о нем

5) причины передачи данных третьим лицам

6) срок хранения данных

Работодатель не должен воздействовать на сотрудника, с целью отказа им от права на сохранение и защиту тайн, предусмотренных Конституцией РФ.

Конфиденциальность ПД в Указе Президента №188

В Указе № 188 опубликован перечень данных, которые можно отнести к конфиденциальным. Согласно ему, вся информация о личной и частной жизни (факты, события, отношения и обстоятельства), а также сведения о профессиональной и коммерческой деятельности, подробности судопроизводственных и следственных процедур, служебная тайна и информация об открытиях и изобретениях до публикации в СМИ, должна оставаться конфиденциальной, т.е. не поддающейся разглашению, при условии соблюдения законодательства и Конституции РФ.

Персональные данные в Федеральном законодательстве

152 Федеральный закон «О защите персональных данных» основывается на Конституции РФ по правам человека, а также внешних договорах РФ с другими государствами. Согласно ему, все персональные данные должны храниться и обрабатываться сертифицированными системами и методами для защиты их сохранности и конфиденциальности. Операторами ПД можно считать любые органы и представительства, физических и юридических лиц, чья деятельность прямо или косвенно связана с обработкой и хранением данных о гражданах.

Правила обработки ПД не распространяются отношения, где информация используется для семейных и личных нужд, архивных и судебных документов, для работы с реестром ИП, или, если информация связана с государственной тайной. Во всех этих случаях хранение и использование данных может проходить в установленном другими нормативными актами порядке.

Согласно ФЗ №152, данные должны предоставляться и обрабатываться в том объеме, который требуется для достижения цели сбора этих данных. Слияние двух информационных баз не возможно, если их обработка осуществляется в не связанных целях. В основном, все вопросы обработки данных касаются автоматизированных систем, но есть пункт закона, регулирующий специфические условия хранения и использования информации без автоматизации, согласно которому данные могут обрабатываться при регулировании специальными нормативными актами.

Федеральный закон предусматривает открытые источники информации, в которых будет размещена персональная информация о человеке, обусловленная целью создания открытого источника (например, справочника). Гражданин имеет право отказаться от распространения любых данных о нем, может не сообщать некоторую часть от общего объема запрашиваемой информации, а также может потребовать исключения из общего перечня своих персональных данных.

Персональные данные по 152 Федеральному закону делятся на 4 категории, согласно которым данные классифицируются по степени открытости в отношении взглядов и частной жизни человека

4 Категория включает в себя обезличенные данные

3 Категория – личные данные, предоставляющие возможность идентификации

2 Категория – личные данные, предоставляющие возможность идентификации с правом получения дополнительной информации, не включенной в первую категорию

1 Категория – личные данные, касающиеся расовой и национальной принадлежности, взглядов, интимной жизни и состояния здоровья

Также выделяют еще один тип информации о человеке – биометрические данные, т.е. информация об особенностях физиологического строения конкретного гражданина. Биометрическими данными пользуются во время следственно-розыскных работ, международных переездов граждан, а также в случаях, предусмотренных УК РФ.

Базы данных также подразделяются на группы по объему данных, обрабатываемых в системе

1 группа – до 1000 человек

2 группа – 1000-100000 человек

3 группа – от 100000 человек

Федеральный закон также регулирует деятельность операторов ПД, права и обязанности граждан в отношении персональных данных, жизненные циклы идентификационной информации, уровни безопасности и конфиденциальности ПД.

К списку материалов

Компания Гарант-Дело провела семинар по теме Применение 152-ФЗ о персональных данных. Это был спутниковый онлайн-семинар, ведущщим и главным действующим лицом которого был Аллександр Майевич Жданов. Сей товарисч во истину великий знаток темы, зам. гендиректора ЗАО “Меридиан Решения”, советник председателя МОО “Ассоциация защиты информации” и эксперт журнала ФАС РФ “Госзаказ”.

Программа семинара была такая:
1. Практика международного законодательства в области защиты ПД
2. Архитектура законодательно-нормативной базы РФ по защиты ПД, регуляторы, требования и тп.
3. Обсуждение насущных проблемм и ответы на вопросы.

К сожалению мой вопрос остался без ответа из-за большого количества вопросов в общем (со всей РФ пишут ведь!) и жёсткого регламента передачи. В общем и целом семинар был весьма интересным, были разобраны многие практические ситуации, текущее состояние дел, преспективы на будущее. Ниже я бы хотел кратко привести тезисы семинара, кторые посчитал интересными и смог запомнить своим не очень хорошим мозгом.

Тезис номер раз

В середине 2011 года предполагается провести переработку текста 152-фз. Это будет весьма большая переработка. основная её цель – закрытие недочётов закона о ПД, конфликтов с существующими законами. Практивка показала, что количество таких конфликтов просто зашкаливает! Только на моей памяти было приведено в пример около двадцати таких несростов. Сколько таковых на самом деле – не знает никто.

Примеры такой кривизны закона 152-фз.

– Пенсионер отказывается предоставлять свои ПД для начисления ему пенсии (вот ведь псих!), но пенсию ему выплатить нужно во исполнении закона о пенсионном обеспечении.
– Оператор обязан уничтожить ПД после достижения цели обработки, но в то же время обязан хранить документы первичной бухгалтерской отчетности. (это не совсем хороший пример, но если его выполнять по уму бухгалтеры повесятся примерно через месяц).
– Деятельность различных коммунальных служб в случае если абонент отказывается предоставлять ПД. С другой стороны прервать оказание услуги не возможно (напр не возможно отключить отопление в отдельной квартире многоквартирного дома).

Тезис номер два

Исходя из передыдущего пункта с этими конфликтами в законах нужно как то жить и что то делать. На известный вопрос “что делать ?” докладчик отвечает примерно так: “Если оператор сталкивается с фактом неизбежности нарушения 152-фз и какого другого закона, то он должен выбрать меньшее из двух зол”.

An error occurred.

Это единственное, что может сделать оператор в такой ситуации. Другой не менее интересный момент касается действий ростехнадзора, который якобы слишком беспощадно проверяет операторов. Аллександр Майевич отвечает вполне справедливо: “Все контролирующие исполнение 152-фз организации имеют смыслом своей деятельности защиту прав субъектов ПД, то е людей, нас с вами. Если возникает спорная ситуация, то приоритет отдаётся защите интересов владельца ПД.” Все прочие спорные моменты предполагается решить во время грядущей коррекции закона или же в рамках накопления судебной практики.

Тезис три

В течении всего семинара не раз прозвучала мысль что: “Если оператор хочет строить систему защиты ИСПДН классов 1 и 2 он должен получить лицензию ФСТЭК, в противном случае он должен обратиться в компанию, имеющую такую лицензию.” По-моему это очередной момент узаконеного вымогательства денег из компаний практически принуждение операторов обращаться в конторы, работающие под крышей того же ФСТЭКа и тп. Докладчику не раз задавали вопросы на эту тему, но он всячески уходил от прямого ответа.

Тезис четыре

Вообще же эволюция 152-фз скорее всего пойдёт в направлении ужесточения мер наказания и ослабления требований. Думаю, это правильно, ибо позволит значительно снизить границу возможности выполнения закона. Сейчас же всё с точностью до наоборот – штрафы копеечные (за 2010 год было собрано со всей РФ примерно 5 миллионов руб. это примерно 3 – 8 тыс. руб. на нарушителя), условия выполнения всех пунктов 152-фз очень трудно выполнимы технически, требуют наличия специальных знаний и дорогих технических средств. Нежелание платить за подобные работы то же понятно – всё это не просто долговременные инвестиции, это очень долговременные инвестиции, да ещё и направленные на ликвидацию рисков (то . е. может встретишь гадзиллу, в может нет). На фоне низкой культуры российского бизнеса (домены в говнозонах, почта на майле и гугле и тп.), наивно полагать, что операторы кинутся сломя голову модернизировать свои системы.

Закон "О персональных данных"

Федеральный Закон 242 о хранении персональных данных.

C 1 сентября 2015 года в Российской Федерации начинало действовать положение о локализации хранения и отдельных процессов обработки персональных данных , определенное в Федеральном законе №242 от 21 июля 2014 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения порядка обработки персональных данных в информационно-телекоммуникационных сетях»

Для того, чтобы понять, что можно делать, а что нельзя, мы подготовили данный материал.

Итак, о чем же говорит закон?

Полный текст закона Вы можете прочитать здесь.

Что нельзя делать?

  • Полностью хостить сайт, содержащий персональные данные, вне территории Российской Федерации, без принятия дополнительных мер.
  • Предоставлять прямой доступ с российского сайта в зарубежные информационные системы, если персональные данные предварительно не зафиксированы в базе на территории Российской Федерации.
  • Напрямую использовать по схеме Saas приложения, обрабатывающие персональные данные и находящиеся за пределами РФ, без принятия дополнительных мер.

Не накладывается никаких ограничений на передачу персональных данных после их сбора и записи в базу данных на территории России, в том числе – на трансграничную передачу, предоставление к ним доступа с территории иных государств, а также на использование персональных данных граждан РФ после их трансграничной передачи, включая использование данных из информационных систем, находящихся за пределами РФ.

Закон в новой редакции не устанавливает новых, дополнительных ограничений на трансграничную передачу персональных данных, не вводит запрет на обработку персональных данный в дата-центрах и облачных инфраструктурах, находящихся вне территории Российской Федерации, за исключением периода их сбора.

Административная ответственность

Статья 13.11 Нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • На граждан в размере от 300 до 500 рублей;
  • На должностных лиц – от 500 до 1 тысячи рублей;
  • На юридических лиц – от 5000 до 10000 рублей.

Что можно делать?

Не стоит забывать о том, что ограничения на размещение баз персональных данных вводятся на период сбора (внесения изменений) персональных данных и не затрагивают их последующей обработки после завершения сбора (внесения изменений).

Ограничения касаются только персональных данный граждан Российской Федерации и не касаются персональных данных граждан других государств и лиц без гражданства.

Что делать, чтобы выполнить закон?

  • Обеспечить первичное размещение баз данных, в которые собираются персональные данные граждан России, на технических средствах, целиком располагающихся на территории Российской Федерации;
  • Обеспечить уточнение, обновление, изменения, извлечение персональных данных в этих базах сначала на территории России и лишь затем передавать их за рубеж при необходимости;
  • Применять те же правила в отношении персональных данных граждан, чье гражданство неизвестно или установить его нельзя.

На территории России всегда должна быть актуальная база персональных данных, используемых российским оператором персональных данных в своей деятельности.

Есть два варианта:

  • Перестроить архитектуру информационной системы и обеспечить первичную запись, хранение и актуализацию персональных данных в базах на территории России. Хранение и использование копий баз с персональными данными в зарубежных сервисах, таких как Microsoft Azure или Office365, не нарушает закон.

или

  • Хранить данные в информационной системе за рубежом в зашифрованном виде, а расшифровывать данные только в приложении, находящимся на территории России.

Следует помнить, что зашифрованный массив данных без ключа у провайдера – не персональные данные!

Как использовать облачные продукты компании Microsoft?

  1. Необходим локальный AD компании, в который заносятся персональные данные сотрудников.

    Федеральный закон «О персональных данных»

    Локальный – размещенный на территории Российской Федерации, в том числе в любом российском облаке.

  2. Использовать службу синхронизации каталогов Office 365 (DirSync) для синхронизации учетных записей (без поддержки функциональности единого входа SSO).
  3. Использовать службу федерации Active Directory (ADFS) для поддержки функциональности единого входа SSO

СЭД/ЕСМ система DocSpace поддерживает схемы развертывания без нарушения требований ФЗ-242 как при локальной установке, так и при использовании в облаках: Azure, хостинг в России или за рубежом, гибридные облака.

Программное обеспечение компании Conteq соответствует всем требованиям закона. Вам остается только сосредоточится на своих задачах. О соблюдении закона позаботимся мы.

Федеральный закон РФ 152-ФЗ "О персональных данных"

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Статья 4. Законодательство Российской Федерации в области персональных данных

Глава 2. Принципы и условия обработки персональных данных

Статья 5. Принципы обработки персональных данных

Статья 6. Условия обработки персональных данных

Статья 7. Конфиденциальность персональных данных

Статья 8. Общедоступные источники персональных данных

Статья 9. Согласие субъекта персональных данных на обработку его персональных данных

Статья 10. Специальные категории персональных данных

Статья 11.

Федеральный закон «О персональных данных» с учетом изменений от 25.07.2011.

Биометрические персональные данные

Статья 12. Трансграничная передача персональных данных

Статья 13. Особенности обработки персональных данных в государственных или муниципальных информационных системах персональных данных

Глава 3. Права субъекта персональных данных

Статья 14. Право субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным

Статья 15. Права субъектов персональных данных при обработке их персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке, а также в целях политической агитации

Статья 16. Права субъектов персональных данных при принятии решений на основании исключительно автоматизированной обработки их персональных данных

Статья 17. Право на обжалование действий или бездействия оператора

Глава 4. Обязанности оператора

Статья 18. Обязанности оператора при сборе персональных данных

Статья 18.1. Меры, направленные на обеспечение выполнения оператором обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом

Статья 19. Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке

Статья 20. Обязанности оператора при обращении к нему субъекта персональных данных либо при получении запроса субъекта персональных данных или его представителя, а также уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных

Статья 21. Обязанности оператора по устранению нарушений законодательства, допущенных при обработке персональных данных, по уточнению, блокированию и уничтожению персональных данных

Статья 22. Уведомление об обработке персональных данных

Статья 22.1. Лица, ответственные за организацию обработки персональных данных в организациях

Глава 5. Государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных. Ответственность за нарушение требований настоящего федерального закона

Статья 23. Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных

Статья 24. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

Глава 6. Заключительные положения

Статья 25. Заключительные положения

Вернуться

Защита персональных данных и СМИ. Обязательные требования Федерального закона «О персональных данных»

Свободный доступ граждан к информации ограничивается правом каждого отдельного человека на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.
Охрана личной жизни поддерживается всеми правовыми документами: нормами международного права, Конституцией РФ, уголовным, гражданским, специализированным законодательством.

Права и свободы – оговорены  в Конституции, во всем массиве российского законодательства и в том числе в законе о персональных данных.

Принятие Федерального Закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" направлено на реализацию конституционных положений, закрепляющих право каждого на неприкосновенность частной жизни и свободу информации.

В законе используются следующие основные понятия:

1) персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных);

2) оператор — государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

3) обработка персональных данных — любое действие или совокупность действий, совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение,  извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

4) распространение персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц;

5) предоставление персональных данных — действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

Основными задачами Роскомнадзора, как уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных, являются в том числе:

— обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства Российской Федерации в области персональных данных;

— ведение реестра операторов, осуществляющих обработку персональных данных, а также проверка сведений, содержащихся в уведомлении об обработке персональных данных;

— рассмотрение обращений субъектов персональных данных, а также принятие в пределах своих полномочий решений по результатам их рассмотрения.

Актуальность вопросов защиты прав субъектов персональных косвенно подтверждается результатами рассмотрения обращений граждан по вопросам, связанным с нарушением их прав и законных интересов как субъектов персональных данных.

Журналист собирает, обрабатывает и распространяет информацию, включающую и те самые персональные данные, о которых идет речь.

Ст. 6 закона о персональных данных оператору предоставлено право обрабатывать ПД при условии получения согласия субъекта ПД на такую обработку. Субъект ПД должен принять решение о предоставлении своих ПД и дать согласие на их обработку своей волей и в своем интересе. В некоторых случаях обработка ПД может происходить без предварительного согласия на то субъекта ПД. В частности, в случае, когда обработка персональных данных необходима для осуществления профессиональной деятельности журналиста и (или) законной деятельности средства массовой информации при условии, что при этом не нарушаются права и законные интересы субъекта персональных данных.

Другой пункт закона («согласие не требуется… если обработка персональных данных осуществляется в целях исполнения договора») не мешает вам вести электронную базу подписчиков СМИ, которым вы сами доставляете газету.

В соответствии со ст. 41 закона «О СМИ»  редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, предоставленные гражданином с условием сохранения их в тайне.

За нарушение данной обязанности о сохранении в тайне конфиденциальной информации установлена ответственность. Статья 13.14 КоАП РФ предусматривает ответственность за разглашение информации с ограниченным доступом.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, совершившего преступление либо подозреваемого в его совершении, а равно совершившего административное правонарушение или антиобщественное действие, без согласия самого несовершеннолетнего и его законного представителя.

Редакция не вправе разглашать в распространяемых сообщениях и материалах сведения, прямо или косвенно указывающие на личность несовершеннолетнего, признанного потерпевшим, без согласия самого несовершеннолетнего и (или) его законного представителя.

Закон о СМИ регламентирует обязанности журналиста относительно распространения информации о частной жизни людей: «Журналист обязан получить согласие (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты общественных интересов) на распространение в СМИ сведений о личной жизни гражданина от самого гражданина или его законных представителей» (п. 5 ст. 49).

И именно фактор общественного, а не частного интереса и должен стать определяющим в ситуации, когда журналист принимает решение о публикации тех или иных материалов, содержащих сведения о приватной жизни людей. При осуществлении профессиональной деятельности журналист обязан уважать права, законные интересы, честь и достоинство граждан и организаций.

По итогам рассмотрения обращений граждан управлением было выявлено 2 факта распространения персональных граждан путем их опубликования в СМИ:

  1. Персональные данные жителей  одного из районных центров Карелии,  имеющих задолженность по квартплате, были распространены в газете «Вестник ОКС» без письменного согласия субъектов персональных данных.

    Персональные данные: закон суров…

  2.  В другой районной газете были опубликованы сведения (ФИО, дата рождения, имена детей), полученные от государственного органа и содержащие персональные данные граждан. Также на страницах СМИ были размещены фотографии детей и семейных пар с указанием данных, позволяющих идентифицировать субъектов персональных данных. Тем самым обеспечив доступ неограниченного круга лиц к персональным данным физических лиц. Действия сотрудников редакции  противоречат требованиям ч. 1 ст. 6, ст. 7 Федерального закона от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных».

Редакция газеты не представила доказательств, подтверждающих, что опубликованные (распространенные) сведения о физических лицах, сделаны общедоступными субъектами персональных данных.

Нарушение установленного законом порядка использования или распространения информации о гражданах (персональных  данных) в соответствии со ст.13.11 КоАП РФ влечет предупреждение или наложение административного штрафа. На основании ст.28.4 КоАП РФ, дела об административных правонарушениях, предусмотренных ст.13.11 КоАП РФ, возбуждаются прокурором.

Доказательства и информация, подтверждающие незаконное распространение персональных данных,  направляются в Прокуратуру по Республике Карелия для применения мер прокурорского реагирования. По вышеуказанным фактам органами прокуратуры были внесены представления об устранении нарушений законодательства о персональных данных.

 «Субъект персональных данных принимает решение о предоставлении своих персональных данных и дает согласие на их обработку своей волей и в своем интересе…» А почему человек захочет давать информацию СМИ о себе, какой ему в этом интерес? Это просто. Публичным людям это дает популярность, общественный авторитет, повышает рейтинг. Политики, бизнесмены готовы платить за материалы о себе — и не только во время предвыборных кампаний. Имидж — это одно из слагаемых успеха и бизнеса, и политики.

Но в журналистском арсенале есть не только и не столько положительные материалы, но и критика, расследования, разоблачения. Журналисты расследуют служебную деятельность и решения чиновников, критикуют органы власти, финансово-промышленные группы, разоблачают коррупцию. Здесь всегда встает вопрос, на что готовы пойти конкретные СМИ при публикации подобных материалов, какую цену они готовы заплатить за отстаивание интересов общества и конкретных людей. Если они уверены в своей правоте, то готовы судиться и с конкретными людьми, и с целыми структурами.

Что может изменить в этой ситуации закон о персональных данных? Понятно, что герой коррупционного скандала не даст согласие на публикацию своей фамилии «своей волей и в своем интересе». К своим искам о защите чести и достоинства, о клевете или о защите деловой репутации он прибавит иск о нарушении прав субъекта персональных данных. Это только еще один возможный риск при «осуществлении профессиональной деятельности журналиста».

Закон не содержит прямых ограничений для журналистов, но в правоприменительной практике, возможны ситуации, когда некоторые ограничения могут возникнуть. Будем надеяться, что правоприменительная практика все же будет развиваться в благоприятном для прессы направлении.

Таким образом, закон и этические нормы профессии журналиста за то, чтобы не публиковать сведения, касающиеся частной сферы. Как сказал один известный политик, «человек должен иметь свое личное пространство, куда можно войти только по приглашению».