Закон РФ о сертификации продукции и услуг

Этот закон принят в 1993 г., в новой редакции — в 1995г. Он устанавливает правовые основы обязательной и добровольной сертификации продукции, услуг и иных объектов (далее будем употреблять термин » продукция”) в России, а также ответственность, права и обязанности участников сертификации.

В развитие положений Закона издаются подзаконные акты, постановления Правительства РФ, нормативные акты государственных органов управления и исполнительной власти в пределах их компетенции, которые в соответствии с Законом регулируют деятельность по обязательной и добровольной сертификации в России.

В Законе установлены цели сертификации, определен национальный орган по сертификации — Государственный комитет РФ по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), определены основные направления его деятельности по сертификации.

Закон определяет следующие цели сертификации:

· создание условий для деятельности организаций всех форм собственности на едином товарном рынке России, для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле;

· содействие потребителям в выборе товара и защита их от недобросовестности изготовителя ( продавца, исполнителя);

· контроль безопасности продукции для жизни, здоровья и имущества людей и окружающей Среды;

· подтверждение показателей качества продукции, заявленных изготовителем.

Закон определяет правовые основы организации системы сертификации. В нем отмечается, что » система сертификации создается государственными органами управления, предприятиями, учреждениями и организациями и представляет собой совокупность участников сертификации”, которые проводят сертификацию по тем правилам и в том порядке, как это принято в данной системе и в соответствии с положениями Закона » О сертификации продукции и услуг”. В Законе установлены общие положения о сертификате и знаке соответствия, об обязанностях Госстандарта РФ по разработке правил их регистрации и применения.

Закон предусматривает, что система сертификации может создаваться только юридическими лицами. Форма собственности юридического лица и организационная форма не регламентируются.

Согласно Закону к участникам сертификации могут быть отнесены: государственные органы; организации, которые создают систему сертификации; испытательные лаборатории; центральные органы систем сертификации, определяемые в необходимых случаях для организации и координации работ в системах сертификации однородной продукции; а также изготовители (продавцы) и потребители (могут привлекаться представители обществ по защите прав потребителей).

Допускается участие в проведении работ по обязательной сертификации зарегистрированных некоммерческих (бесприбыльных) объединений, организаций любых форм собственности при условии их аккредитации соответствующим государственным органом управления. Это положение Закона содержит некоторые юридические несоответствия. Во-первых, понятия » некоммерческая” и » бесприбыльная” не тождественны. Во-вторых, сертификация как вид деятельности требует вложения значительных средств, не подлежит финансированию из бюджета, основана на договорах отношениях участников, а Госстандарт предусматривает, что при формировании расценок на услуги по сертификации учитывается условие рентабельности. Юристы склонны относить сертификацию к предпринимательской деятельности, в то время как некоммерческая организация не должна заниматься предпринимательством. Но допускается исключение, когда предпринимательская деятельность соответствует целям, ради которых создана некоммерческая организация, что и должно отражаться в их учреждительских документах.

По вопросам правомочности участия коммерческих структур в работах по сертификации развертываются на страницах различных изданий дискуссии. Это говорит о том, что Закон, в целом отвечая настоящему периоду развития рыночной экономики в России, конечно же, будет совершенствоваться и дорабатываться.

Закон закрепляет положение о том, что в систему сертификации могут входить несколько систем по сертификации конкретных видов однородной продукции, причем все они должны руководствоваться едиными, правилами, принципами и документами, хотя могут иметь свою специфику. Именно такой объединяющей системой в России является система обязательной сертификации «ГОСТ Р”.

Положения, касающиеся обязательной сертификации, содержаться в разд. II Закона, где указано, что объекты обязательной сертификации определяется законодательными актами Российской Федерации. Объекты обязательной сертификации, относящиеся к товарам народного потребления, а также работ, услуг, реализуемых гражданам, определяется на основе ст.7 Закона » О защите прав потребителей”. Организация и проведение работ по обязательной сертификации возложены на Госстандарт России, но могут быть возложены и на другие федеральные органы управления Российской Федерации.

Формы обязательной сертификации устанавливает Госстандарт либо другие уполномоченные на то органы, причем все они должны учитывать сложившуюся зарубежную и международную практику.

Согласно Закону осуществлять руководство и координацию сертификации могут федеральные органы исполнительной власти в отдельных отраслях. Например, сертификация средств связи и услуг связи проводится на основе Федерального закона » О связи”, а испытания осуществляются в уполномоченных на то испытательных центрах и лабораториях, аккредитованных Госстандартом России. Сертификат соответствия выдается федеральным органом исполнительной власти в области связи.

Другими федеральными органами по сертификации являются Госсанэпиднадзор Минздрава РФ, Госкомэкология РФ, Министерство природных ресурсов РФ, государственная ветеринарная служба и др.

Закон установил положение, касающееся рекламной деятельности: запрещается рекламирование товара, если он подлежит обязательной сертификации, но не имеет сертификата соответствия. К сожалению, Закон четко не определяет, кто должен нести ответственность за нарушение этого запрета, но, видимо, и рекламодателям, и рекламным агентствам следует более внимательно изучать российские законы, чтобы не вводить в заблуждение потребителей. Данное положение Закона » О сертификации продукции и услуг” вполне согласуется с правилами рекламы товаров, подлежащих обязательной сертификации, которые устанавливает Закон РФ » О рекламе”, принятый в 1995 г. В нем определена и ответственность за нарушение этих правил.

Госстандарту России и другим государственным органам предоставлено право устанавливать правила признания зарубежных сертификатов, что имеет важное значение для упорядочения импорта товаров в Россию и создания механизма для разработки порядка ввоза продукции в Россию, которые также предусмотрены Законом (ст.14). Эти положения говорят о том, что порядок ввоза является единым, а правила признания зарубежных сертификатов и знаков соответствия могут быть различными.

Устанавливая контрольные функции государственных органов, Закон » О сертификации продукции и услуг” определяет следующие формы контроля: государственный контроль и надзор; инспекционный контроль за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией; государственный контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов. Кроме того, Закон » О защите прав потребителей” предусматривает контроль за соблюдением требований по безопасности и правил сертификации. К сожалению, Закон не дает толкования различий между контролем и надзором. Что касается инспекционного контроля, то государственные органы, не имея права его осуществлять, обязаны определять его порядок для каждой системы сертификации.

Между государственным и инспекционным контролем есть принципиальные различия, прежде всего касающиеся правовой основы. Государственный контроль регламентируется законодательными актами, которые определяют полномочия соответствующих государственных органов, их права и формы контроля; санкции за нарушение обязательных государственных требований. Правовая база инспекционного контроля, который является функцией органа по сертификации конкретной системы — это соглашение между ним и юридическим (физическим) лицом — заявителем на проведение обязательной сертификации. Обычно в таком соглашении оговаривается право органа по сертификации осуществлять инспекционный контроль за соответствием сертифицированной продукции установленным требованиям. Такая оговорка будет иметь место в соглашении в зависимости от применяемой схемы сертификации, и если контроль предусмотрен, договаривающиеся стороны определяют способ контроля и его оплату заявителем.

Орган по сертификации не имеет права на имущественные санкции, а если выявлено несоответствие продукции или нарушение правил сертификации, он вправе приостановить или отменить действие сертификатов и применение знака соответствия. Инспекционный контроль за деятельностью центральных органов в системах сертификации, так же как и органов по сертификации и испытательных лабораторий, организует Госстандарт РФ и другие органы государственного управления в соответствии с профилем сертификации. Этот вид инспекционного контроля опирается об аккредитации, поэтому при выявленных на рушениях этих положений контролирующие организации имеют право лишить участников сертификации возможности продолжать свою деятельность.

В дополнение к инспекционному контролю органы по сертификации и испытательные лаборатории подвергаются государственному надзору, который проводит Госстандарт РФ. Цель его- проверка соблюдения сертификационными органами и испытательными лабораториями правил обязательной сертификации. Госстандарт РФ имеет право применить штрафные санкции к нарушителям в соответствии с Законом » О защите прав потребителей”.

Закон » О сертификации продукции и услуг” регламентирует обязанности участников сертификации: правомочия государственных органов управления, обязанности центрального органа системы сертификации, обязанности органа по сертификации и испытательной лаборатории ( центра), а также изготовителя ( продавца) товара. Установления по этим вопросам отражены в действующих правилах и порядке проведения сертификации в России.

Закон определяет условия ввоза импортируемой продукции, главным из которых является наличие сертификата и знака соответствия обязательным требованиям российских стандартов, что должно быть предусмотрено в контрактах купли-продажи, если продукция подлежит обязательной сертификации. В развитие требований Закона в 1996г. было принято Постановление Правительства РФ » О мерах по защите потребительского рынка Российской Федерации от проникновения некачественных импортных товаров”, в котором предусматривается дополнительные меры по защите внутреннего потребительского рынка от некачественной продукции. Постановление устанавливает следующие меры: преимущественное проведение сертификации продукции и систем качества у изготовителя до заключения контракта, маркировку продукции знаком соответствия; усиление уголовной и административной ответственности за ввоз на территорию России и реализацию импортных товаров, потенциально опасных для жизни и здоровья потребителя; доведение до потребителя информации о происхождении продукции зарубежного производства; введение листов-вкладышей ( этикеток) на импортируемые пищевые продукты на русском языке, где должны быть указаны сведения о составе, пищевой ценности, условиях хранения и использования; ужесточение контроля за качеством ввозимой продукции; введение обязательной сертификации строительных материалов, изделий и конструкций, а также медицинской техники.

В ст. 15 Закона устанавливаются положения по государственному контролю и надзору за соблюдением правил обязательной сертификации из за сертифицированной продукцией. Каждый государственный орган управления, который занимается организацией и проведением обязательной сертификации, осуществляет государственный контроль и надзор за указанными выше объектами согласно правилам, установленным этими руководящими органами.

Но Закон допускает также, что контроль и надзор имеют право проводить специально уполномоченные на то органы государственного управления, которые не создают систему сертификации. Их полномочия определяются Правительством РФ или законодательными органами. Например, Госторгинспекция получила права по контролю и надзору согласно Постановлению Совета Министров РФ.

Контроль за сертифицированной продукцией по существу есть проверка ее соответствия обязательным требованиям стандартов по безопасности, а это фактически совпадает с объектом государственного надзора и контроля за выполнением обязательных требований стандартов ( что установлено Законом » О стандартизации » ). Но к государственному контролю и надзору по отношению к обязательной сертификации добавляется еще и проверка соблюдения правил обязательной сертификации изготовителем ( продавцом), органами по сертификации и испытательными центрами. Учитывая единство объекта контроля, Госстандарт утвердил » Порядок проведения Госстандартом России государственного контроля и надзора за соблюдением обязательных требований государственных стандартов, правил обязательной сертификации и за сертифицированной продукцией (работами, услугами)”. Установленный этим документом порядок обязателен для должностных лиц Госстандарта и проверяемых субъектов хозяйственной деятельности независимо от ведомственной подчиненности и форм собственности.

Закон » О сертификации продукции и услуг” четко разграничивает источники финансирования различных направлений деятельности по сертификации. в ст.16приведенперечень работ, которые финансируются государством. В него включены:

· разработка прогнозов развития сертификации, правил и рекомендаций по ее проведению; обеспечение официальной информацией в области сертификации;

· участие в работе международных ( региональных) организаций по сертификации и сотрудничеству с национальными органами по сертификации зарубежных стран;

· участие в разработке международных ( региональных) правил и рекомендаций по сертификации;

· разработка проектов законодательных актов по сертификации;

· научные исследования, имеющие общегосударственное значение;

· работы по государственному контролю и надзору за соблюдением правил сертификации и за сертифицированной продукцией;

· ведение Государственного реестра по сертификации и аккредитации, архивное хранение материалов по государственной регистрации систем сертификации и знаков соответствия;

· другие работы по обязательной сертификации, если это определено законами России.

Все работы, связанные с обязательной сертификацией конкретной продукции, оплачивает заявитель. При этом порядок оплаты определяется федеральными органами исполнительной власти, которые руководят системами определенных видов продукции, т.е. по каждой системе обязательной сертификации отдельно. Установленный порядок оплаты подлежит согласованию с Министерством финансов РФ. Подобный способ оплаты целесообразен с точки зрения зависимости работ от степени сложности продукции, ее вида и отличительных особенностей методов испытаний, испытательного оборудования, продолжительности и т.п. Окончательный размер стоимости устанавливается в договоре между заявителем и органом по сертификации. Согласно Закону эти расходы заявитель вправе отнести на себестоимость продукции, а в соответствии с налоговым законодательством они исключаются из подлежащих налогообложению сумм.

Все рассмотренные выше законоположения связаны с обязательной сертификацией.

Что касается добровольной сертификации, Закон указывает, в каких случаях возможна добровольная сертификация, принципы ее организации и права заявителя при заключении договора о добровольной сертификации. Все особенности этого вида сертификации и правила ее проведения в России рассмотрены далее.

Разд. IV Закона » О сертификации продукции и услуг” устанавливает ответственность за нарушение положений данного документа. Ответственность может носить уголовный, административный или гражданско-правовой характер, определяется по фактам нарушений правил обязательной сертификации, а несут ее виновные юридические, физические лица или органы государственного управления. Норма ответственности определяется законодательством РФ. Ответственность за нарушение правил сертификации установлена Законом РФ » О защите прав потребителей” для субъектов хозяйственной деятельности, органов по сертификации, испытательных лабораторий.

В соответствии с Законом » О защите прав потребителей” и » О сертификации продукции и услуг” в России организованы испытательные центры, система аккредитации испытательных лабораторий, работы по сертификации в рамках большого количества систем как обязательно, так и добровольного характера. Для упрочения доверяя к результатам сертификации, защиты от необъективной информации, возможности взаимного признания и сопоставления результатов испытаний требуется гармонизация правил, принципов и целей сертификации. Для этого и были приняты Правила сертификации в РФ и другие документы.

Форма самосертификации, которая касается передвижения итальянских граждан в условиях полной чрезвычайной ситуации с коронавирусом, снова меняется.

Через несколько дней после выпуска последнего обновления форма самосертификации Был заказан еще один пересмотр, основанный на последних положениях, принятых правительством.

Новая форма

Тот же начальник полиции Франческо Габриелли сообщил, что с постоянным изменением мер, запрошенных правительством, важно, чтобы формы самооценки также были обновлены.

В этой последней модернизации в дополнение к обычной декларации, что они не были подвергнуты карантину и что они не являются позитивными для коронавирус, это подтверждает, что это знать о принятых мерах не только на национальном, но и на региональном уровне.

Об этом новая форма самосертификации Также указываются некоторые ситуации необходимости, которые считаются действительными для переезда, такие как возвращение из-за границы, обязательства по опеке над несовершеннолетними или помощь инвалидам.

Штрафы

Ссылка на санкции это будет больше не преступно, но только административные штрафы направлены на тех, кто не соблюдает законы.

Следовательно, санкция, предусмотренная ст. 650 уголовного кодекса, но будут предоставлены административные штрафы и оплата штраф который может варьироваться от 400 до 3000 евро.

То же Gabrielli он сказал, что вы должны быть строгими, но и стараться по-человечески понимают граждан которые часто становятся объектом новых и постоянных национальных и региональных положений.

Оцените этот пост
предложениеВсего за 16,99 евро Купить на Амазоне

Компания должна забыть свое прошлое, прежде чем она встретит будущее. (Хэмел и Прахалад)

Организация работ по сертификациисистемы качества

Организация работ по сертификации включает предварительный (предсертификационный) этап и непосредственно три этапа сертификации:

I — предварительная оценка системы качества;

II — проверка и оценка системы качества в организации;

III — инспекционный контроль за сертифицированной системой качества.

Предварительная оценка системы качества

Предварительная оценка системы качества состоит в предварительном анализе и оценке описания системы качества в документах проверяемой организации.

Предварительная оценка проводится органом по сертификации с целью определения степени готовности проверяемой организации к сертификации системы качества и целесообразности проведения дальнейших работ по сертификации.

Предварительная оценка осуществляется на основе анализа сведений, имеющихся в таких исходных документах, представленных заявителем в орган по сертификации, как:

  • декларация-заявка на проведение сертификации;
  • политика организации (заявителя) в области качества;
  • перечень внутрифирменных документов системы качества;
  • организационно-структурные схемы заявителя и его службы качества;
  • анкета-вопросник проведения предварительного обследования системы качества;
  • исходные данные для предварительной оценки состояния производств.

Орган по сертификации вправе также затребовать от проверяемой организации другие дополнительные сведения, необходимые для сертификации систем качества. К их числу могут быть отнесены:

  • стандарты предприятия, регламентирующие проведение испытаний и контроля,
  • документы, описывающие технологию (процедуры) изготовления продукции или проведения работ,
  • стандарты на процессы управления документацией.

Анализ исходных документов проводится комиссией, возглавляемой главным экспертом. Одновременно с анализом исходных данных, поступивших от заявителя, может быть проведено предварительное ознакомление с системой качества или ее элементами с выездом представителя органа по сертификации на предприятие, а также может быть организован сбор и анализ дополнительных сведений о качестве продукции из таких независимых источников, как органы государственного надзора и контроля, общества потребителей, ремонтных организаций и др.

Проверка и оценка системы качества в организации

При подготовке к проверке и оценке системы качества (этап II) составляется программа проверки, распределяются обязанности между членами комиссии, готовятся рабочие документы. Программы проверки разрабатывает главный эксперт и утверждает руководитель органа по сертификации. Программа согласовывается с проверяемой организацией. В интересах возможного исключения преждевременного раскрытия конкретных деталей проверки, которые могут помешать сбору объективной информации, эти детали сообщаются заявителю только в ходе проверки.

Программа проверки составляется таким образом, чтобы была возможность изменения приоритетности проверяемых элементов системы качества в зависимости от получаемой в ходе проверки информации. Несмотря на гибкость программы, обязательной проверке подлежит система испытаний, обеспечивающая прямо или косвенно контроль всех характеристик продукции на соответствие требованиям, предусмотренным обязательной сертификацией.

Рабочие документы, разрабатываемые экспертами, носят вспомогательный характер, их применяют для облегчения, упорядочения и повышения эффективности проверки. Эти документы не должны ограничивать инициативу экспертов и исключать возможность проведения дополнительных проверок, необходимость которых может возникнуть на основании информации, полученной в ходе проверки. К их числу могут быть отнесены перечни контрольных вопросов для оценки элементов системы качества, формы для документирования вспомогательных данных и др.

Проверка включает следующие основные процедуры:

  • предварительное совещание;
  • обследование проверяемой организации;
  • составление акта проверки;
  • заключительное совещание.
  • Предварительное совещание проводится с целью представления членов комиссии представителям проверяемой организации, сообщения о целях и программе проверки, используемых при проверке методов и процедур, установления процедур взаимодействия между членами комиссии и сотрудниками проверяемой организации, определения этапов и сроков проведения проверки.

    Обследование проверяемой организации осуществляется путем сбора и анализа фактических данных и регистрации наблюдений в ходе проверки. Сбор фактических данных производится посредством:

    • опроса персонала,
    • анализа используемых документов,
    • анализа процессов производства,
    • анализа деятельности функциональных подразделений,
    • анализа деятельности персонала,
    • изучения и оценки проводимых мероприятий по обеспечению качества продукции.

    При проверке и оценке системы качества, распространяющейся на продукцию, подлежащую обязательной сертификации, необходим дополнительный анализ:

    • конструкторской и технологической документации,
    • нормативных документов (ГОСТ, ТУ, СТП и др.),
    • методической документации (методик проведения работ, инструкций и т. п.),
    • рабочей аналитической документации (протоколы и отчеты испытаний, планы контроля, рабочие журналы, формы регистрации наблюдений и пр.),
    • состояния средств технологического оснащения и средств контроля и измерений параметров процессов и продукции.

    Этим проверяется способность организации обеспечивать соблюдение обязательных требований к продукции.

    Полученная в результате опроса информация сопоставляется с информацией, полученной из других независимых источников, таких как физические наблюдения, измерения, зарегистрированные данные. Все наблюдения документируются и подтверждаются объективными данными. Особенно четко должны фиксироваться данные, указывающие на наличие несоответствий.

    Следует уделить особое внимание определению последнего понятия. Как известно, несоответствие — это невыполнение установленных требований. Ввиду трудности формализации критериев несоответствия требований к элементам системы или их отдельным составным частям (субэлементам), в ГОСТ 40.003-96 сделана попытка дифференцировать это понятие. В частности, определение понятия «несоответствие» предполагает отсутствие одной или нескольких характеристик качества продукции (услуг) или элементов системы качества, или их уклонение от установленных требований.

    В этой связи введено определение понятия «значительное несоответствие», как отсутствие, неприменение или полное нарушение какого-либо элемента или субэлемента системы качества. Примерами значительных несоответствий могут быть следующие:

    • политика предприятия в области качества и процедура деятельности по элементам системы качества не определены и не оформлены документально в необходимом объеме, позволяющем использовать их в качестве основы для внедрения и функционирования системы качества;
    • сформированная система качества не соответствует политике в области качества;
    • отсутствует необходимый элемент системы качества или процедура;
    • отсутствует система испытаний, обеспечивающая прямо или косвенно контроль всех характеристик продукции на соответствие требованиям, предусмотренным ее обязательной сертификацией;
    • требования документированных процедур не выполняются в полном объеме;
    • требования стандарта, на соответствие которому проводится проверка, не соблюдаются;
    • зарегистрированные данные по качеству продукции и деятельности по обеспечению качества не дают представления об эффективности функционирования системы качества.

    В процессе проверки системы качества могут быть выявлены единичные упущения или упущения в документации, элементе или субэлементе как части системы качества предприятия. Эти упущения классифицируются как «малозначительные несоответствия». Малозначительное несоответствие представляет собой небольшую ошибку или недочет, но не проблему, требующую немедленного решения. Хотя малозначительные несоответствия, относящиеся к одному и тому же элементу, но отмеченные многократно, могут быть характеризованы как значительные несоответствия.

    В любом случае каждое несоответствие должно быть подтверждено объективными доказательствами, дифференцировано на значительные (категория 1) и малозначительные (категория 2) и зарегистрировано в специальных бланках.

    Систему качества признают соответствующей стандарту при отсутствии значительных несоответствий или наличии 10 или менее малозначительных несоответствий. В противном случае не может быть принято решение об одобрении системы качества. Решение о рекомендации системы качества к сертификации (отказе в сертификации системы качества) принимает главный эксперт по согласованию с руководством органа по сертификации на основании акта о результатах проверки и оценки системы качества. Окончательное решение о регистрации сертификата соответствия системы качества в Реестре Регистра и выдаче разрешения (лицензии) на право применения знака соответствия принимает Технический Центр Регистра. Срок действия сертификата соответствия системы качества, как правило, не превышает 3 лет. По окончании его действия проводится ресертификация системы качества. Таблица 1: Объекты проверки по элементам ГОСТ Р ИСО 9001 — ГОСТ Р ИСО 9003 при сертификации систем качества Вверх

    Правила применения сертификата и знака соответствия системы качества

    Сертификат и знак соответствия системы качества могут применяться в рекламных целях.

    Знак соответствия может применяться в публикациях, рекламных материалах, сопроводительной документации. При этом воспроизводить знак соответствия можно любым цветом одного тона в полном, увеличенном или уменьшенном размере при условии сохранения его структуры, пропорций, содержания и возможности прочтения букв, содержания в знаке. Минимальный размер знака по высоте 10 мм.

    Знак соответствия не может наноситься на выпускаемую продукцию, тару, упаковку, а также в случаях, приводящих к расширению сферы его действия, т.е. применительно к продукции, на которую не распространяется сертификация системы качества.

    Инспекционный контроль за сертифицированной системой качества
    (правила подтверждения, приостановления и аннулирования сертификата соответствия)

    Подтверждение действий выданного сертификата соответствия Орган по сертификации осуществляет не менее чем один раз в год на основе результатов, полученных при проведении инспекционного контроля. При этом в приложении 1 ставится подпись главного инспектора.
    При отрицательном результате инспекционного контроля Орган по сертификации направляет акт о результатах инспекционного контроля в Технический Центр Регистра для принятия решения.
    Решение о приостановлении или аннулировании действия сертификата соответствия принимается Техническим Центром Регистра.

    Приостановление и аннулирование действия сертификата соответствия осуществляется при обнаружении на этапе инспекционного контроля значительных несоответствий. Приостановление или аннулирование осуществляется также, если организация-держатель сертификата:

    • не устранила несоответствия, выявленные при сертификации и инспекционном контроле;
    • не информировала орган по сертификации о существенных изменениях, касающихся условий производства, организационной структуры, системы качества, деятельности и местоположения этой организации;
    • не оплатила стоимость инспекционного контроля до начала его планового проведения и других услуг Органа по сертификации;
    • не выполнила других условий договора об испекционном контроле с Органом по сертификации;
    • предоставила письменное заявление о том, что она не намерена выполнять условия сертификаци

    Взаимосвязь сертификации системы качества и сертификации продукции

    Сертификация систем качества (производств) взаимосвязана с сертификацией продукции. Так, например, при проведении сертификации систем качества и производств применительно к продукции, подлежащей обязательной сертификации, обязательно делается заключение о наличии в проверяемой организации системы испытаний, обеспечивающей контроль всех характеристик продукции, предусмотренных правилами ее сертификации. При этом соответствующая информация представляется в соответствующий орган по сертификации продукции.

    С другой стороны, при сертификации продукции целесообразно применять схемы 5 и 6 в следующих случаях:

    • реальный объем выборки для испытаний недостаточен для объективной оценки выпускаемой продукции;
    • технологические процессы чувствительны к внешним факторам;
    • установлены повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемой продукции;
    • сроки годности продукции меньше, чем время, необходимое для организации и проведения испытаний в аккредитованной испытательной лаборатории;
    • характерна частая смена модификации продукции;
    • испытания являются дорогостоящими и для заявителя экономически целесообразно их сокращение или исключение;
    • продукция может быть испытана только после ее сборки, установки или монтажа у потребителя (заказчика).

    Схема 6 может быть использована также при сертификации импортируемой продукции поставщика (не изготовителя), имеющего сертификат на свою систему качества, если номенклатура сертифицируемых характеристик и их значения соответствуют требованиям нормативных документов, применяемых в Российской Федерации.

    Анализ состояния производств при сертификации продукции по схемам 1а, 2а, За, 4а, 9а и 10а осуществляют эксперты по сертификации систем качества (производств).

    Если продукция подлежит обязательной сертификации и эта сертификация проводится по схеме 5, 6, 1а, 2а,3а, 4а, 9а, 10а, то при наличии сертификата соответствия на систему качества, выданного в системе сертификации ГОСТ Р, анализ состояния производства не проводят. Для реализации этой нормы в орган по сертификации продукции должен быть предоставлен сертификат соответствия на систему качества. При сертификации продукции по схеме 5 и 6 Орган по сертификации предоставляет также выписку из Акта проверки и оценки системы качества.

    При проведении сертификации системы качества, применительно к продукции, которая подлежит обязательной сертификации, комиссия по сертификации системы качества в акте проверки и оценки обязательно делает заключение о наличии в проверяемой организации системы испытаний, обеспечивающей прямо или косвенно контроль всех характеристик продукции на соответствие требованиям, предусмотренным при сертификации этой продукции. Выписка из акта предоставляется в Орган по сертификации продукции при сертификации продукции по схеме 5, 6 в сочетании с другими документами.

    Также на сайте:
    Особенности российской национальной сертификации
    Особенности российской национальной сертификации

    Сертификация услуг – это процесс, проведение которого нацелено на выявление соответствия осуществляемой деятельности нормам какого-либо технического документа. В итоге такой процедуры выдается сертификационный документ, подтверждающий данное соответствие и дающий предпринимателю определенные преимущества – сертификат.

    Требования Законодательства

    Сертификат на оказание услуг не является обязательным для оформления документом – таковы требования настоящего законодательства. Регламентируется необязательность оценки качества, что они не входят в перечни обязательной оценки качества в системе ГОСТов (ППРФ №982 от 1.12.09), а также не распространяются и на них и действующие Техрегламенты, применяемые в Таможенном союзе. Таким образом, без наличия сертификата на услуги возможно их законное осуществление. Оформление разрешения такого типа, тем не менее, является процедурой достаточно распространенной – это сопряжено с теми преимуществами, которые предприятие получает после проведения оценочной процедуры.

    Преимущества добровольной оценки качества

    Положительная сторона сертификации – это возможность использования разрешительного документа, получаемого в итоге оценки качества, как инструмента для продвижения своего бизнеса:

    • Инвесторы, партнеры по бизнесу, потребители – все участники рынка гораздо более доверительно относятся к компании, которая засвидетельствовала свою добросовестность и провела проверку своей деятельности.
    • За счет проведенной добровольной сертификации услуг нередко повышается уровень рентабельности, увеличивается доход предприятия.

    Есть и иные причины, почему проведение проверки является настолько популярной сред предпринимателей. Это необходимость получения сертификата на оказание услуг в определенных ситуациях. Например:

    • Участие в конкурсах и тендерах, прием госзаказов предусматривает необходимость предварительного оформления сертификата на услуги. То есть без его наличия в некоторых мероприятиях компания не сможет участвовать.
    • Заключение контрактов с крупными предприятиями периодически предусматривает наличие проведенной сертификации услуг – например, открытие точки в торговых центрах в большинстве случаев без этой процедуры невозможно.

    О проведении сертификации услуг

    Осуществление оценки качества осуществляемой деятельности проходит поэтапно.

    Этап 1. Прежде всего, компания (ее руководитель или лицо, исполняющее его обязанности по специальной доверенности) выбирает нормативный документ, соответствие которому будет удостоверяться в процессе проведения проверки. Как правило, в России это госстандарты, однако можно выбрать и иной норматив (например, из международной системы оценки).

    Этап 2. Начинается сама сертификация деятельности. Для этого производится сбор документации, согласно которой предприятие функционирует:

    • учредительная документация;
    • устав;
    • сведения о безопасности эксплуатируемых помещений;
    • сведения о квалификации сотрудников;
    • многое другое.

    Оценка документов осуществляется специалистами сертификационного центра, куда заявитель должен предварительно обратиться, заполнив заявку по установленной форме.

    Этап 3. Помимо оценки документов проверке подвергается и сама компания, качество деятельности и ее соответствие нормам. В частности, может быть проведена оценка оборудования, применяемого в ходе предоставления услуг, а также готовый продукт, предлагаемый потребителю.

    Стоит указать, что только в случае выявления соответствия нормам выбранного стандарта может быть получен сертификат на оказание услуг. Несмотря на добровольность проводимой процедуры, ее проведение строго контролируется государственными органами. Использование сертификатов возможно только после их внесения в реестр, который осуществляется специалистами аккредитованного сертификационного органа.

    Срок применения

    Сертификат на услуги выдается на срок, равный максимально трем годам, если процесс оценки осуществляется в системе ГОСТов. Если сертификация такого типа проводится в другой системе, то срок применения документа ограничивается ее требованиями.