Закона о гражданстве РФ

Основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации определены Федеральным законом от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (далее – Федеральный закон) и Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. № 1325 .

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено согласно статье 11 Федерального закона:

— по рождению;

— в результате приема в гражданство Российской Федерации в общем порядке;

— в результате приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке;

— в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации;

— по иным основаниям, предусмотренным данным Федеральным законом или международными договорами Российской Федерации.

Существует два варианта получения гражданства Российской Федерации:

  • получение гражданства РФ в общем порядке;
  • получение гражданства РФ в упрощенном порядке.

Выбор процедуры получения зависит от множества обстоятельств.

Общий и упрощенный порядки отличаются основаниями, условиями, сроками рассмотрения материалов (в общем порядке — в течение 1 года, а в упрощенном — до 6 месяцев, со дня подачи всех необходимых и надлежащим образом оформленных документов) и компетенцией принятия решения.

В общем порядке решение принимает Президент Российской Федерации, в упрощенном — руководители территориальных органов ФМС России по субъектам Российской Федерации. Никаких квот на приобретение российского гражданства нет. Преимущественного права приобретения гражданства Российской Федерации по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности не установлено.

Условия приема в российское гражданство в общем порядке установлены статьей 13 Федерального закона. Одним из основных условий является постоянное проживание на территории России (т.е. по виду на жительство) в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания сокращается до 1 года или это условие снимается вообще для отдельных категорий иностранцев, установленных той же статьей.

Прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке осуществляется при наличии оснований, установленных для некоторых категорий лиц статьей 14 Федерального закона. При этом для них снято требование о сроке постоянного проживания в России (но не условие иметь вид на жительство, за исключением лиц, указанных в частях 3,5,6 и 7 данной статьи). В соответствии со статьей 14 в упрощенном порядке могут быть приняты в российское гражданство лица:

— имеющие хотя бы одного родителя, имеющего российское гражданство и проживающего на территории Российской Федерации (пункт «а» части 1 статьи 14);

— проживавшие и проживающие в государствах, входивших в состав СССР, не получившие гражданства этих государств, лица без гражданства, бывшие граждане СССР (пункт «б» части 1 статьи 14);

— родившиеся на территории РСФСР и имевшие гражданство бывшего СССР (пункт «а» части 2 статьи 14);

— проживающие в Российской Федерации и состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет (пункт «б» части 2 статьи 14);являющиеся нетрудоспособными и имеющие совершеннолетних дееспособных детей — граждан Российской Федерации (пункт «в» части 2 статьи 14);

— имеют ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, — в случае, если другой родитель этого ребенка, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «г» части 2 статьи14);

— имеют сына или дочь, достигших возраста восемнадцати лет, являющихся гражданами Российской Федерации и решением суда, вступившим в законную силу, признанных недееспособными или ограниченными в дееспособности, — в случае, если другой родитель указанных граждан Российской Федерации, являющийся гражданином Российской Федерации, умер либо решением суда, вступившим в законную силу, признан безвестно отсутствующим, недееспособным или ограниченным в дееспособности, лишен родительских прав или ограничен в родительских правах (пункт «д» части 2 статьи 14);

— получившие после 1 июля 2002 года профессиональное образование по основным профессиональным образовательным программам, имеющим государственную аккредитацию, в образовательных или научных организациях Российской Федерации на ее территории и осуществляют трудовую деятельность в Российской Федерации в совокупности не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации (пункт «е» части 2 статьи 14);

— осуществляющие не менее трех лет до дня обращения с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации трудовую деятельность в Российской Федерации по профессии (специальности, должности), включенной в перечень профессии (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, имеющих право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке, утвержденный федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы (пункт «и» части 2 статьи 14);

— признанные носителями русского языка, владеющие русским языком и повседневно использующие его в семейно-бытовой и культурной сферах, в случае, если данные лица либо их родственники по прямой восходящей линии постоянно проживают или ранее постоянно проживали в Российской Федерации либо на территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах государственной границы Российской Федерации. Обязательным условием приема в российское гражданство лиц, признанных носителями русского языка, является предоставление документа, подтверждающего выход из гражданства Украины.

Право приобрести российское гражданство в упрощенном порядке и без вида на жительство предоставляется:

— нетрудоспособным лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированным по месту жительства в Российской Федерации по состоянию на 1 июля 2002 г. (часть 3 статьи 14);

— ветеранам Великой Отечественной войны (часть 5 статьи 14);

— детям и недееспособным лицам (часть 6 статьи 14);

— имеющим регистрацию по месту жительства на территории субъекта Российской Федерации, выбранного ими для постоянного проживания в соответствии с Государственной программой по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (часть 7 статьи 14). Соответствующие конкретным основаниям приобретения российского гражданства формы бланков заявлений, правила и порядок их оформления, подачи и рассмотрения, а также перечни прилагаемых к ним документов, установлены Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации.

За рассмотрение заявлений по вопросам гражданства уплачивается государственная пошлина в размере 3 500 рублей.

Государственная пошлина не уплачивается только при приеме в российское гражданство лиц без гражданства, имевших гражданство СССР, проживавших и проживающих в государствах, входивших в состав СССР, но не получивших гражданства этих государств, а также при приёме в гражданство Российской Федерации детей — сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это установлено в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 5 апреля 2010 г. № 41-ФЗ, Федеральным законом от 21.07.2014 года № 221-ФЗ и в главу 25.3 части II Налогового кодекса Российской Федерации.

Изменения предусмотрены Федеральным законом от 02.08.2019 N 257. Сам закон, который был подготовлен после «Прямой линии» с Владимиром Путиным, направлен на упрощение порядка предоставления иностранным гражданам и лицам без гражданств, владеющим русским языком и желающим жить и работать в России, разрешений на временное пребывание и видов на жительство. Расширится круг иностранных граждан, которые смогут получить вид на жительство без получения разрешения на временное проживание. Прежде всего это дети тех иностранцев, которые уже имеют виды на жительство в России, иностранцы, у которых в Российской Федерации есть близкие родственники — российские граждане, а также лица, родившиеся на территории РСФСР и состоявшие в прошлом в гражданстве СССР.

Появятся также новые категории иностранных граждан, которые смогут получить разрешение на временное проживание вне квоты, которая устанавливается правительством РФ. Это, в частности, дети иностранцев, которые уже имеют разрешение на временное проживание в России, а также граждане Украины, признанные беженцами либо получившие временное убежище на территории РФ.

При этом постоянно проживающий в России иностранец, имеющий вид на жительство, обязан будет каждый год подавать уведомление о подтверждении своего проживания в РФ в полицию, правда, сделать это можно будет в электронной форме. А вот по истечении каждого пятого года уведомление подается только лично. Если непрерывно в течение любых двух календарных лет иностранец не пошлет такое уведомление, вид на жительство будет аннулирован.

Для иностранных высококвалифицированных специалистов и членов их семей вид на жительство будет выдаваться на весь срок действия их разрешения на работу.

Срок выдачи временного разрешения на проживание в то же время сокращен с шести до 4 месяцев. Размер государственной пошлины за выдачу вида на жительство увеличен с 3500 рублей до 5000 рублей.

Принят Государственной Думой 23 июня 2020 года

Одобрен Советом Федерации 8 июля 2020 года

Статья 1

1) часть восьмую статьи 6 изложить в следующей редакции:

«8. Формы уведомлений, подаваемых в соответствии с настоящей статьей гражданином Российской Федерации, его законным представителем либо уполномоченным представителем, и порядок подачи указанных уведомлений устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.»;

2) в статье 14:

а) в пункте «в» части второй слова «являются нетрудоспособными и» исключить,

б) часть шестую изложить в следующей редакции:

«6. С заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке ребенка и недееспособного лица, являющихся иностранными гражданами или лицами без гражданства, без соблюдения условий, предусмотренных частью первой статьи 13 настоящего Федерального закона, вправе обратиться:

а) один из родителей ребенка, имеющий гражданство Российской Федерации, при наличии согласия другого родителя на приобретение ребенком гражданства Российской Федерации. Такое согласие не требуется, если ребенок проживает на территории Российской Федерации;

б) единственный родитель ребенка, имеющий гражданство Российской Федерации;

в) опекун ребенка, его попечитель или опекун недееспособного лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 1 статьи 12 и частью 1 статьи 13 Федерального закона от 24 апреля 2008 года N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (далее — Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»);

г) руководитель российской организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в которую под надзор помещен ребенок, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 статьи 1551 Семейного кодекса Российской Федерации;

д) руководитель образовательной организации, медицинской организации, организации, оказывающей социальные услуги, или иной российской организации, в которую под надзор помещено недееспособное лицо, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 11 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».»;

3) часть первую статьи 27 после слов «, за исключением случаев, предусмотренных» дополнить словами «частью 1 статьи 12 и»;

4) статью 30 дополнить пунктом «л» следующего содержания:

«л) проводят обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию иностранных граждан и лиц без гражданства, приобретающих гражданство Российской Федерации, ведут информационные массивы, создаваемые в процессе проведения государственной дактилоскопической регистрации, в случаях, предусмотренных федеральными законами.»;

5) часть пятую статьи 32 изложить в следующей редакции:

«5. Заявление о выдаче уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации подается иностранным гражданином в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган.».

Статья 2

1) часть первую статьи 9 дополнить пунктом «ф» следующего содержания:

«ф) иностранные граждане и лица без гражданства, приобретающие гражданство Российской Федерации, в отношении которых обязательная государственная дактилоскопическая регистрация не проводилась.»;

2) в статье 11:

а) в абзаце седьмом части первой слова «пунктах «г» — «е», «з» — «л», «п» — «с» части» заменить словами «пунктах «г» — «е», «з» — «л», «п» — «с» и «ф» части»;

б) часть третью изложить в следующей редакции:

«Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация указанных в пунктах «и», «л», «п», «с» и «ф» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона лиц, признанных недееспособными, и несовершеннолетних проводится в присутствии их законных представителей.»;

в) часть четвертую изложить в следующей редакции:

«Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация лиц, ограниченных в дееспособности вследствие психического расстройства и указанных в пунктах «и», «л», «п», «с» и «ф» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, проводится в присутствии их попечителей.»;

3) в абзаце третьем части первой статьи 13 слова «пунктах «е» — «н», «п» — «у» части» заменить словами «пунктах «е» — «н», «п» — «ф» части».

Прекращение гражданства РФ: сравнительный анализ законов о
гражданстве 1991 и 2002 годов

Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» вступил в силу 1 июля 2002 г.*(1) Он заменил действовавший более десяти лет Закон РФ от 28 ноября 1991 г. N 1948-I «О гражданстве Российской Федерации»*(2). Законодательство о гражданстве характеризуется относительной стабильностью, серьезные изменения здесь происходят достаточно редко. Поэтому принятие Закона о гражданстве от 31 мая 2002 г. отражает некий новый этап в миграционной политике России. В связи с этим интересен сравнительный анализ положений нового Закона и ранее действующего, касающихся прекращения гражданства РФ.

С принятием Закона 2002 г. изменений в перечне возможных форм прекращения российского гражданства не произошло. Как и в Законе 1991 г., предусматриваются выход из гражданства РФ, формы его прекращения (которые прямо не названы), но предполагаются утрата и лишение гражданства, а также иные формы прекращения гражданства, которые возможны на основании международных договоров Российской Федерации (например, оптация).

Выход из гражданства (экспатриация) — это прекращение гражданства по волеизъявлению лица или его представителей (для несовершеннолетних). В законах о гражданстве 1991 и 2002 гг. реализован разрешительный вид экспатриации, который заключается в прекращении гражданства на основе постановления компетентного государственного органа по просьбе заявителя*(3). Этот вид выхода из гражданства отличается от свободной экспатриации, представляющей собой односторонний декларативный отказ лица от гражданства и не нуждающийся в каком-либо санкционировании со стороны государства. Так, в соответствии с законодательством Соединенных Штатов Америки гражданин США может выйти из гражданства путем подачи официального отказа от гражданства перед дипломатическим или консульским чиновником Соединенных Штатов в иностранном государстве.

С принятием Закона 2002 г. несколько изменился перечень обстоятельств, при наличии которых выход из гражданства РФ не допускается. Свобода выхода из российского гражданства РФ в настоящее время ограничена в следующих случаях.

Во-первых, если заявитель имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом*(4). При этом конкретного или примерного перечня обязанностей гражданина перед Российской Федерацией в Законе нет. Из анализа действующего законодательства РФ можно сделать вывод, что имеются в виду прежде всего такие конституционные обязанности гражданина РФ, как обязанность платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ)*(5), а также обязанность по несению военной службы (ст. 59 Конституции РФ). В частности, это вытекает из Положения «О порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ,» утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. N 1325, где установлено, что при выходе из гражданства РФ обязательно представляется документ налогового органа Российской Федерации об отсутствии задолженности по уплате налогов*(6), а обязательным пунктом заявления о выходе из гражданства РФ являются сведения об отношении к военной службе*(7).

В Законе 1991 г. неисполнение обязанности по несению военной службы также рассматривалось как обстоятельство, исключающее выход из гражданства РФ, и было выделено отдельно. Правда, для этого была выбрана достаточно неудачная формулировка: «Выход из гражданства не допускается: после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания»*(8). Ошибочность ее заключалась в том, что получение повестки отнюдь не отражает обязанность лица по несению военной службы (например, в случае его освобождения от призыва на военную службу)*(9) и, наоборот, неполучение лицом повестки не свидетельствует о том, что такая обязанность отсутствует. В ныне действующем российском Законе о гражданстве эта формулировка была исключена, поэтому факт наличия у лица неисполненной обязанности по несению военной службы определяется Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»*(10), а при ее замене на альтернативную — Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданкой службе»*(11).

Что же касается других обязанностей лица перед Российской Федерацией, неисполнение которых является препятствием к выходу из гражданства РФ, то о них при отсутствии прямых указаний на этот счет в Законе 2002 г. судить достаточно сложно, так как правоотношения с участием государства, в которых гражданин выступает обязанной стороной, не так уж и распространены.

Вторым основанием отказа в экспатриации ст. 20 Закона 2002 г. называет случай, когда лицо привлечено компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда*(12). Аналогичная норма предусматривалась и в Законе 1991 г. Указанные условия в новом Законе были сохранены, и, как кажется, справедливо, несмотря на позицию, выраженную в Европейской конвенции о гражданстве от 7 ноября 1997 г., согласно которой уголовное судебное разбирательство не имеет никакого отношения к гражданству и, как правило, может вестись даже в случае если лицо отказывается от своего гражданства происхождения.

Наконец, в выходе из гражданства РФ будет отказано, если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения*(13). В Законе 1991 г. подобное требование не содержалось. Однако с учетом международных стандартов это условие экспатриации в настоящее время является обязательным. Европейская конвенция о гражданстве от 7 ноября 1997 г. строго установила, что каждое государство-участник разрешает отказ от его гражданства при условии, что соответствующие лица не становятся в результате этого лицами без гражданства.

Следует подчеркнуть, что во всех указанных выше случаях недопустимость выхода из гражданства РФ по Закону 2002 г. носит безусловный характер и не зависит от субъективного мнения должностных лиц органов, уполномоченных рассматривать вопросы гражданства. Это существенно отличает положения нового российского Закона от ранее действовавшего, в котором были предусмотрены и обстоятельства оценочного характера. Частью 2 ст. 23 Закона 1991 г. было установлено, что ходатайство о выходе из гражданства Российской Федерации может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации. То есть при наличии таких обстоятельств решение по заявлению лица о выходе из гражданства РФ зависело от их оценки компетентным органом. Положения же ст. 20 Закона 2002 г. облечены в категорическую императивную форму и предусматривают однозначное толкование.

Следует также обратить внимание, что в настоящее время намерение лица, которое имеет имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами — резидентами Российской Федерации, поселиться в стране, не связанной с Россией договорными обязательствами о правовой помощи препятствием выхода из гражданства РФ вообще более не является. Думается, что исключение законодателем этого положения вполне оправданно. Здесь требования Европейской конвенции от 7 ноября 1997 г. о недопустимости лишения гражданина права отказаться от гражданства лишь на том основании, что против него в стране происхождения может быть возбуждено гражданское разбирательство, в отличие от аналогичных требований применительно к уголовному судопроизводству, следует признать разумными. Для эффективной защиты имущественных прав юридических и физических лиц гражданство или место проживания должника не имеет существенного значения. Более важным является место нахождения его имущества. К тому же в настоящее время признание и исполнение решений российских судов по гражданским делам часто имеет место даже в государствах, не имеющих с Российской Федерацией соглашений о правовой помощи.

Существует общий и упрощенный порядок выхода из гражданства РФ, который заменяет ранее существовавшие процедуры выхода из гражданства по ходатайству и в порядке регистрации. При этом Законом 2002 г. установлено, что в общем порядке осуществляется выход из гражданства РФ лиц, проживающих на территории Российской Федерации, и несовершеннолетних при их усыновлении иностранными гражданами, а упрощенный порядок предусмотрен для лиц, проживающих на территории иностранного государства, а также относится к случаям выхода из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином*(14).

Закон 1991 г. содержал практически аналогичные положения, за исключением того, что более либерально относился к случаям выхода из гражданства РФ лиц, проживающих на территории РФ, допуская выход из гражданства РФ в порядке регистрации для тех из них, у которых хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имеет иное гражданство*(15). Ограничение права на упрощенную экспатриацию для лиц, проживающих на территории Российской Федерации, и его распространение только на несовершеннолетних детей вполне разумно. Для совершеннолетнего гражданина РФ, проживающего на территории России, более вероятно обнаружение затрудняющих выход из гражданства обстоятельств. Поэтому строгий общий порядок выхода из гражданства здесь необходим вне зависимости от того, имеет ли совершеннолетний заявитель родителя, ребенка или супруга — граждан иного государства.

Вместе с тем непредоставление в Законе 2002 г. права на упрощенный выход из гражданства для детей, оба родителя которых являются иностранными гражданами, нельзя назвать правильным. В таких случаях упрощенная экспатриации более целесообразна, даже чем в предусмотренном законе случае, когда один из родителей ребенка является иностранным гражданином, а другой — гражданином РФ.

Для этих целей ч. 3 ст. 19 Закона 2002 г. будет более правильно изложить в следующей редакции:

«Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя».

Утрата гражданства — это автоматическое прекращение гражданства при наличии определенных в законе обстоятельств (утрата гражданства ex lege). Эта форма прекращения гражданства прямо не названа ни в Законе 1991 г., ни в Законе 2002 г. Скорее это связано с тем, что в отличие от других государств в нашей стране в настоящее время этот способ прекращения устойчивой правовой связи лица и государства не имеет столь широкого применения. Автоматическое прекращение российского гражданства предусмотрено лишь в нескольких случаях: гражданство РФ ребенка утрачивается при прекращении российского гражданства обоих его родителей или единственного его родителя, а также при прекращении гражданства РФ одного из родителей при согласии другого родителя на это, но всегда при условии, что ребенок не станет лицом без гражданства*(16).

Закон 1991 г. содержал, по сути, аналогичные положения, предусматривая в дополнение возможность прекращения гражданства недееспособного лица при изменении гражданства опекуна.

Лишение гражданства. Законодательные акты о гражданстве 1991 и 2002 гг. напрямую не называют лишение гражданства в качестве одной из форм прекращения гражданства РФ. Наоборот, руководствуясь демократическими идеями, Закон 1991 г., а затем уже и ст. 6 Конституции РФ установили, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства. Из этого же исходит и Закон 2002 г.

Вышесказанное, однако, не означает, что такая форма прекращения устойчивой правовой связи физического лица и государства, как лишение гражданства в отечественном законодательстве в настоящее время отсутствует. Под понятие «лишение гражданства РФ» полностью подпадают предусмотренные в обоих законах случаи отмены решения о приеме в гражданство. В соответствии со ст. 22 Закона 2002 г. решение о приобретении лицом гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. В данном случае имеет место именно лишение гражданства РФ, так как лицо, хоть и незаконно, но имеет некоторое время статус российского гражданина. При этом отмена решения о приобретении гражданства РФ является не чем иным, как санкцией за совершение противозаконных действий, что квалифицируется как лишение гражданства. Думается, термин «лишение гражданства» упущен законодателем умышленно, в память о прошлом, когда институт лишения гражданства использовался как механизм политических репрессий.

На самом же деле лишение гражданства не противоречит демократическим принципам. Недопустимо только произвольное, т.е. не основанное на законе, общепризнанных принципах международного права и безосновательное лишение гражданства. В частности, это подчеркивается в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., где провозглашено, что «никто не может быть произвольно (курсив мой.- Авт.) лишен своего гражданства»*(17).

Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ устанавливается в судебном порядке. Основываясь на судебном решении, компетентный государственный орган, вынесший ранее решение о приобретении лицом гражданства РФ, отменяет это решение.

Закон 1991 г. устанавливал предельный срок для отмены решения о предоставлении лицу гражданства РФ — пять лет. По прошествии этого срока российское гражданство, полученное даже на основе фальсификации, не могло уже быть отменено. В настоящее время подобных норм в законодательстве не содержится. Кроме того, Законом 1991 г. был установлен принцип индивидуальной ответственности, и отмена решения о приеме в гражданство Российской Федерации не распространялась на детей лица, получившего российское гражданство обманным путем. Исключение составлял случай, когда в судебном порядке была доказана осведомленность супруга и (или) детей о том, что российское гражданство было приобретено незаконным путем. Закон 2002 г. ничего не говорит о характере влияния отмены решения о приобретении гражданства РФ на гражданство детей лица, лишаемого российского гражданства, если гражданство РФ ими было приобретено одновременно с ним. Учитывая данный факт, а также то, что в случае отмены решения по вопросам гражданства оно считается недействительным со дня его принятия, можно заключить, что по общему правилу отмена решения о приобретении лицом гражданства РФ влечет за собой и прекращение российского гражданства его детей.

Правда, и здесь есть ряд изъятий, как кажется, вполне разумных. Во-первых, гражданство РФ ребенка не может быть прекращено даже по такому основанию, если в результате ребенок станет лицом без гражданства. Кроме того, дети не могут быть лишены гражданства РФ, если российское гражданство сохраняет хотя бы один из их родителей. Последнее правило закреплено в Европейской конвенции от 7 ноября 1997 г., а также вытекает из смысла Закона 2002 г.

Проведя сравнительный анализ Законов о гражданстве РФ 1991 и 2002 гг. в разрезе вопросов прекращения гражданства, можно сделать следующий вывод.

Закон 2002 г. принимался в новых историко-политических условиях, характеризующихся окончанием переходного периода российской государственности, в отличие от ранее действующего Закона 1991 г., который принимался в период распада союзного государства и образовании на его территории новых независимых государств. Эти факторы объясняют многие концептуальные различия в регулировании рассматриваемыми нормативными актами вопросов прекращения гражданства РФ.

Кроме того, если Закон 1991 г., учитывая общественно-политическую обстановку, разрабатывался и принимался наспех, то у разработчиков нового Закона о гражданстве было время на четкую проработку норм права, учет международных принципов гражданства, изложенных, в частности, в Европейской конвенции о гражданстве. Последнее, к сожалению, не помогло избежать многих неточностей и пробелов, однако в целом позволяет сделать вывод: новый Закон о гражданстве более совершенен как с точки зрения содержания, так и с точки зрения законодательной техники его изложения.

А.Н. Головистикова,

кандидат юридических наук

«Законодательство и экономика», N 5, май 2005 г.

————————————————————————-

*(1) СЗ РФ. — 2002. — N 22. — Ст. 2031.

*(2) Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992.- N 6. — Ст. 243.

*(3) Там же.

*(4) СЗ РФ. — 2002. — N 22. — Ст. 2031.

*(5) Российская газета. — 1993. — N 237.

*(6) СЗ РФ. — 2002. — N 46. — Ст. 4571.

*(7) Там же, приложения N 4, 5.

*(8) Ведомости СНД и ВС РФ. — 1992. — N 6. — Ст. 243.

Я, _______________________________________________________________________________ приобрел(а) гражданство СССР по Закон СССР от 23.05.1990 n 1518­1 «О гражданстве СССР» 23 мая 1990 года N 1518­1. О чем имеется моё свидетельство о рождении (родителей). Копия прилагается. II. ПРИОБРЕТЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА СССР Статья 13. Основания приобретения советского гражданства Гражданство СССР приобретается: 1) по рождению; 2) в результате приема в советское гражданство; … Статья 14. Гражданство детей, родители которых являются гражданами СССР Ребенок, оба родителя которого к моменту его рождения состояли в гражданстве СССР, является гражданином СССР независимо от того, родился ли он на территории СССР или вне пределов СССР. Прилагаю копию своего (родителей) свидетельства о рождении. По Закон СССР от 23.05.1990 n 1518­1 «О гражданстве СССР» 23 мая 1990 года N 1518­1, III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА СССР Статья 20. Основания прекращения гражданства СССР Гражданство СССР прекращается: 1) вследствие выхода из гражданства СССР; 2) вследствие утраты гражданства СССР; 3) вследствие лишения гражданства СССР; … Если такие документы имеются то они должны остаться в архиве Паспортного стола СССР по Закон СССР «О гражданстве СССР» за №1519­1 от 23 мая 1990 года, (сейчас УФМС или еще как там вас). Срок хранения документов 75 лет. Так как каждый человек в СССР принимал самостоятельно решение, то он обязан был самостоятельно подать документы о выходе их гражданства СССР и вступление в гражданства иной страны. V. ОРГАНЫ, ПРИНИМАЮЩИЕ РЕШЕНИЯ ПО ВОПРОСАМ СОВЕТСКОГО ГРАЖДАНСТВА Статья 35. Полномочия органов внутренних дел СССР. Министерство внутренних дел СССР, министерства внутренних дел союзных и автономных республик, управления, отделы внутренних дел исполнительных комитетов Советов народных депутатов: 1. принимают от лиц, постоянно проживающих в СССР, заявления по вопросам советского гражданства и вместе с необходимыми документами направляют на рассмотрение Президента СССР, Президиума Верховного Совета или высшего государственного должностного лица союзной, автономной республики; 2. определяют принадлежность лиц, постоянно проживающих в СССР, к гражданству СССР; 3. регистрируют утрату гражданства СССР лицами, постоянно проживающими на территории СССР. Статья 37. Порядок подачи заявлений по вопросам гражданства. Заявления по вопросам гражданства подаются соответственно на имя Президента СССР, Президиума Верховного Совета или высшего государственного должностного лица союзной, автономной республики через органы внутренних дел по месту постоянного жительства заявителей, … . Отсюда следует, что моё заявление, если таковое имелось, обязательно было бы зафиксировано в МВД по месту жительства. Поэтому я обращаюсь в органы МВД для получения документа о том что я (родители) писал(а)(и) заявление в высшие органы СССР, оно было рассмотрено и получен ответ. Прошу предоставить заверенные копии документов: 1. Моего (родителей) заявления о выходе из гражданства СССР; 2. Документа, подтверждающего утрату мною (родителей) гражданства СССР по моему (по родительскому) заявлению о выходе из гражданства СССР, если таковое имело место быть; 3. Документа, подтверждающего лишения меня (родителей) гражданства СССР по решению Президиума Верховного Совета СССР. Как мне известно, что, получить гражданство СССР и утратить гражданство СССР можно только по закону СССР. Нельзя утратить или приобрести гражданство СССР по закону другой страны. По международным законам человека НИКТО не может лишить принудительно гражданства. Всеобщая декларация прав человека (ВДПЧ), принятая резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН от 10 декабря 1948 года, гласит: Статья 15 1. Каждый человек имеет право на гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишен гражданства или права изменить гражданство. За дачу заведомо ложных данных, умышленного внесения ложных сведений в официальные документы с корыстными или иными преступными целями, предусмотрена уголовная ответственность по законодательству любой страны. С уважением. Дата ___________________ Подпись _________________ Человек, Гражданин СССР __________________________