Законодательство о налогах и сборах

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5) формы и методы налогового контроля;

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса «законодательство о налогах и сборах».

7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

Комментарий к Ст. 1 НК РФ

Статья 1 НК РФ содержит определение законодательства о налогах и сборах. Это — Налоговый кодекс РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы.

Статья 57 Конституции РФ провозглашает, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (налог на добавленную стоимость, налог на игорный бизнес, земельный налог и др.).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов и др.).

В настоящее время налоговое законодательство состоит из:

— законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;

— законодательства субъектов Российской Федерации о налогах и сборах. Законодательство субъектов РФ о налогах и сборах состоит из законов субъектов РФ о налогах, принятых в соответствии с Налоговым кодексом РФ;

— нормативно-правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с Налоговым кодексом РФ.

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

Налоговый кодекс устанавливает соответствующий Конституции принцип, согласно которому система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и общие принципы налогообложения и сборов в России могут быть установлены только Налоговым кодексом РФ.

Пункт 2 ст.

Законодательство РФ о налогах и сборах — Налоги и налогообложение (Меденцов А.С.)

1 НК РФ подтверждает приоритет НК РФ перед иными федеральными законами. Более того, по вопросам, указанным в пп. 1 — 7 п. 2 ст. 1 НК РФ, должны применяться только нормы НК РФ. Внесение же в них изменений допускается только путем поправок в текст самого НК РФ. Таким образом, регулирование общих принципов налоговой системы РФ (пп. 1 — 7 п. 2 ст. 1 НК РФ) допускается только нормами НК РФ, а не другими федеральными законами.

Пункт 3 ст. 1 НК РФ содержит специальное правило, в соответствии с которым действие НК РФ распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено Налоговым кодексом РФ.

Пункт 3 ст. 1 НК РФ касается возможных коллизий с другими отраслями законодательства и ограничивает возможность применения НК РФ в отношении налогов и сборов, принятых вне НК РФ.

Принципы законодательства о налогах и сборах.

Налоговое право.

Сенцова Марина Валентиновна.

Налоговый Кодекс.

An error occurred.

Единственный нормативный акт (да и других почти нет – очень мало и особой необходимости их изучать не надо).

Помимо НК, нам будут давать некоторые Постановления Конституционного Суда и Пленума ВАС. Некоторые имеют обязательный характер, которые обязательно нужно знать к зачёту – нам их отдельно выделят.

Есть специальные учебники по налоговому праву – но в устаревшей редакции – 2002, 2003 года. Есть под редакцией Крохиной 2008 года – им можно пользоваться. Поэтому нам рекомендуют, если нет – то полным учебником по финансовому праву (а не учебным пособием) Карасёвой (то есть лектора).

Есть нам в помощь «Учебное пособие по финансовому праву. Учебное пособие». В нём есть схемы – ими можно пользоваться. Оно только сейчас появилось в библиотеке, можно подойти и взять.

Будет скоро методическое пособие по налоговому праву – недели через две оно поступит. Там вопросы к зачёту, темы семинарских занятий, темы курсовых и дипломных.

По плану лекции в две недели один раз. По плану семь (7) тем нужно рассмотреть – это займёт у нас 14 недель. А у нас осталось всего 10. Но по плану есть темы, которые мы уже рассматривали, поэтому мы о них будем только упоминать.

Тема: Понятие налогового права и его принципы.

1. Понятие налогового права.

2. Законодательство о налогах и сборах.

3. Прочие нормативно-правовые акты о налогах и сборах.

4. Принципы законодательства о налогах и сборах.

Статья 1, 2, 3 и 4 НК РФ.

!!! Постановление Конституционного Суда РФ от 30 января 2001 года №2-К «По делу о налоге с продаж» (или просто – о налоге с продаж; хотя вообще название гораздо, конечно, длиннее).

Понятие налогового права.

Налоговое право регулирует целый ряд общественных отношений, которые перечислены в ст. 2 НК РФ (отношения по установлению, по взиманию налогов, отношения по налоговому контролю, отношения по обжалованию действий и бездействий должностных лиц и налоговая ответственность).

Налоговое право регулирует имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, возникающие в процессе собирания (обратить внимание – только собирание, нет использования и распределения) денежных средств посредством налогов в государственные и муниципальные фонды денежных средств (публичные денежные фонды – в настоящее время весьма распространён такой термин).

Эти отношения по собиранию денежных средств раскладываются на:

  • Отношения по установлению;
  • По взиманию налогов;
  • Отношения по налоговому контролю;
  • Отношения по обжалованию актов, действий и бездействий должностных лиц;
  • Отношения по привлечению к налоговой ответственности.

Взимание налогов – это имущественные отношения, а остальные четыре – это связанные с ними неимущественные, так как не происходит никакого движения денежных средств.

Законодательство о налогах и сборах.

До 1998 года (принятие НК РФ) налогоплательщик боролся за свои права (были различные организации), он желал, чтобы налоговые отношения регулировались определёнными законами – не любым законом. Не говоря уже о том, что налогоплательщик боролся всячески против того, чтобы налоговые отношения регулировались ведомственными актами. Надо, чтобы налоговые отношения, как особые отношения, которые заключаются в том, что государство в императивном порядке изымает имущество у налогоплательщиков, должны налоги закрепляться и порядок их сборов в строго определённых федеральных законах.

В статье 1 НК РФ идёт речь о законодательстве о налогах и сборах. Она гласит: «законодательство о налогах и сборах включает в себя законодательство РФ о налогах и сборах, законодательство субъектов РФ о налогах и нормативные правовые акты муниципальных образований о налогах».

В законодательство РФ о налогах и сборах включается (как говорит НК РФ): состоит из НК РФ и федеральных законах о налогах и сборах, принятых в соответствии с ним (то есть с НК РФ). К примеру, федеральные законы о внесении изменений в НК РФ.

Законодательство субъектов РФ о налогах (сборов на региональном уровне нет) состоит из законов о налогах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ.

Нормативно-правовые акты муниципальных образований о местных налогах. Это акты, которые принимаются представительным органом муниципального образования в соответствии с НК РФ.

Прочие нормативно-правовые акты о налогах и сборах.

Иные нормативно-правовые акты о налогах и сборах.

Учитывая то, что законодатель не допустил размывание налоговых законов, очевидно, что законодатель не мог позволить регулировать налоговые отношения ведомствами.

Общий принцип: ведомственное налоговое регулирование недопустимо, за исключением случаев, установленных в Налоговом Кодексе РФ и правовой режим такого регулирования определён статьёй 4 НК РФ.

Статья 4 НК РФ указывает, кто имеет право такого нормативно-правового регулирования:

1) Правительство РФ.

2) Министерство финансов (кодекс говорит: федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные по выработке государственную политику…).

3) Исполнительные органы власти субъектов РФ и исполнительные органы местного самоуправления. В предусмотренных законодательством о налогах и сборах издают нормативно-правовые акты.

1. В пределах своей компетенции.

2. В случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

3. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Правительство РФ определяет порядок списания безнадёжных долгов по налогам и сборам. Правительство определяет перечень отраслей и видов деятельности, имеющих сезонный характер (64 статья НК).

Статья 84: Министерство финансов РФ определяет порядок ведения единого государственного реестра налогоплательщиков.

Как видно, эти нормативно-правовые акты носят весьма узкий характер, зачастую – чисто технический.

В части 2 статьи 4 НК РФ прямо сказано, что федеральная налоговая служба и федеральная таможенная служба и иные неназванные в НК РФ органы и службы вообще не имеют право принимать нормативно-правовые акты по налогам и сборам.

Принципы законодательства о налогах и сборах.

В целом этот вопрос урегулирован в статье 3 НК РФ. Эти принципы главным образом – принципы налогового правотворчества и в какой-то мере – налогового правоприменения.

Все эти принципы развиты в постановлении Конституционного Суда РФ.

Но появились и такие сугубо правоприменительные принципы, которые не закреплены в НК РФ. Их закрепил Высший Арбитражный Суд в Постановлении Пленума ВАС от 12 октября 2006 года №53 «Об основанности налоговой выгоды» (это кратко, полное – о судебной арбитражной практике…). Это постановление обосновало доктрину «об основанности налоговой выгоды». Этим постановлением выработан принцип преобладания существа над формой при решении налоговых споров.

Статья 3 НК РФ. Пункт 1: «Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы».

Отсюда следует принцип законности установления налогов и сборов. Этот принцип означает, что налоги и сборы должны быть установлены законом.

Конституционный Суд в своём постановлении говорит, что законности установления означает:

1) Требования к форме нормативного акта, которым должен быть только закон.

2) Требования к процедуре принятия такого налогового акта – закона, ибо закон о налоге должен быть принят в соответствии с процедурой – в трёх чтениях в Госдуме…

3) Требования к содержанию налогового закона. Здесь специальное требование: в законе о налоге должны быть определены все элементы налогообложения, установленные в НК РФ.

4) Требования к порядке введения в действие закона о налоге, которые определены в статье 5 НК РФ.

Следующий принцип – принцип равенства налогообложения.

На следующей лекции.

Принцип равенства налогообложения.

В статье 3 пункт 1 НК РФ этот принцип сформулирован так: законодательство на налогах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налогов.

Этот принцип довольно давний – Адам Смит в конце XVIII века в своей работе «О причине богатство народов» развивал данный принцип.

В РФ различают равенство: юридическое равенство и экономическое равенство.

Юридическое равенство предполагает равенство исходя из Конституции РФ. Здесь имеется ввиду, что недопустима никакая дискриминация в налогообложении в зависимости от расовых, социальных, религиозных национальных и подобных признаков налогообложения. Об этом записано в пункте 2 статьи 3 НК РФ.

Экономическое (или фактическое) равенство. Пункт 1 статьи 3 НК. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Экономическое равенство понимается как равное налоговое бремя.

Горизонтальное равенство и вертикальное равенство – понятия, включающиеся в понятие «экономическое равенство».

Горизонтальное равенство создаёт равное налоговое бремя, поскольку требуется, чтобы при равных доходах и равных условиях ставка налога у лиц была одинаковой.

Вертикальное равенство требует, чтобы при разных налогах у лиц ставка налога была разная и тогда, согласно доктрине равенства и справедливости, это налогообложение будет равным.

Принцип экономической обоснованности налога.

Этот принцип закреплён в пункте 3 статьи 3 НК РФ: «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

Этот принцип говорит, что налогообложение должно основываться только на экономических реалиях налогоплательщика, а не на его физических характеристиках – и иных, неэкономических, характеристиках (в Средние века был основной налог «подушная подать»; были налоги в зависимости от цвета глаз…).

Здесь имеется ввиду объект налогообложения – только при его наличии может быть установлен налог.

Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Принцип соразмерности ограничения конституционных прав налогоплательщика. Этот принцип работающий – конституционные права граждан (на образование, на отдых, на передвижение…). Было Постановление Конституционного Суда где-то в 1995 года, когда сказали, что регистрационный сбор для лиц, не имеющих регистрации в зависимости от времени проживания в субъекте – это неконституционно.

Принцип единства экономического пространства.

Пункт 4 статьи 3 НК РФ: «Запрещается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство в РФ и ограничивающие свободное перемещение товаров или финансовых средств, а также экономическую деятельность физических или юридических лиц.

Принцип определённости законодательства о налогах и сборах.

Пункт 6 статьи 3 НК РФ: «При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения». Акты законодательства о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый знал, какие налоги, когда и в каком порядке он должен платить. Неопределённость в законодательстве о налогах ведёт к произволу.

Постановление Конституционного суда от 2001 года №2-К.

Принцип преобладания существа над формой.

Сравнительно недавно появился. Установлен Постановлением Пленума ВАС от 12 марта 2006 года №53.

Все операции налогоплательщика должны учитываться в соответствии с их экономическим смыслом, а не документальным оформлением. Например, если сделка недействительна, но исполнение по ней произошло, всё равно нужно уплатить налог. Если потом будет двусторонняя реституция, то можно будет вернуть налог. Таким образом, если исполнение сделки произошло, экономически что-то прибыло, то нужно уплачивать налог, даже если с формально-правовой точки зрения сделка недействительна или лица неуполномоченные или ещё чего не так по документам.

3.1 Основы законодательства о налогах и сборах в Российской Федерации

Основу функционирования налоговой системы РФ на современном этапе составляет НК РФ, в соответствии с которым законодательство РФ о налогах и сборах включает в себя:

  • НК РФ и принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах;
  • законы и нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ в соответствии с НК РФ;
  • нормативные правовые акты представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах, принятые в соответствии с НК РФ.

Налоговый кодекс Российской Федерации состоит из двух частей. Часть первая (Общая) действует с 1 января 1999 г. и устанавливает налоговую систему РФ, основы правоотношений, возникающих при уплате налогов и сборов, виды налогов и сборов, порядок возникновения и исполнения обязанностей налогоплательщиков, формы и методы налогового контроля, ответственность за налоговые нарушения, порядок обжалования действий (бездействия) налоговых органов, методы взимания налогов и т.д. В части первой НК РФ определен порядок изменение перечня налогов, ставок, методов исчисления налогооблагаемой базы, объектов налогообложения и методов взимания налогов, а также установлен порядок внесения изменений в налоговое законодательство.

Действующим налоговым законодательством не допускается установление дифференцированных ставок налогов и сборов, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала (ст. 3 НКРФ).

Налоги и сборы не могут иметь дискриминационного характера и применяться в зависимости от социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

Допускается установление особых видов пошлины либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с НК РФ и таможенным законодательством РФ.

Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Не правомерно вводить налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать не запрещенную законом экономическую деятельность физических и юридических лиц или создавать препятствия для такой деятельности.

Налоги, сборы, пошлины и другие платежи формируют бюджетную систему РФ, которая представлена федеральным, региональным и местным уровнями. В процессе формирования налоговой составляющей доходов государственного бюджета разные налоги составляют определенный удельный вес от всех налоговых поступлений (налог на добавленную стоимость — около 36%, таможенные платежи — около 23%, акцизы — 22%, налог на прибыль — 9%, налог на доходы физических лиц — 6,3% и т.д.).

Часть первая НК РФ регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ.

При уплате налога возникают имущественные отношения между плательщиком и получателем, основанные на властном подчинении первого последнему. Именно поэтому к налоговым отношениям неприменимы нормы гражданского законодательства, основанного на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности сторон, т.е. нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ).

К отношениям по установлению, введению и взиманию таможенных платежей, а также к отношениям, возникающим при контроле уплаты таможенных платежей, обжаловании актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечении к ответственности виновных лиц законодательство о налогах и сборах не применяется, если иное непосредственно не предусмотрено НК РФ.

В соответствии с НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения.

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах

При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

Важной характеристикой законодательства о налогах и сборах является действие его актов во времени, которое определено ст. 5 НКРФ.

Действие во времени законодательства о налогах и сборах

Официальным опубликованием федеральных законов считается первая публикация их полного текста в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства Российской Федерации», а не дата их подписания.

Часть вторая НК РФ устанавливает порядок исчисления и уплаты отдельных налогов: федерального, регионального и местного уровней, а также порядок применения специальных налоговых режимов.

Дополняют нормативную базу налогового законодательства РФ федеральные и региональные законы по отдельным налогам (например, налоге на землю), инструкции Министерства по налогам и сборам РФ (МНС России) — теперь Федеральной налоговой службы (ФНС России), циркулярные письма, указания, телеграммы ФНС России. Кроме того, сложилась обширная арбитражная практика по вопросам налогообложения. Таким образом, нормативно-правовая база, регламентирующая налоговые правоотношения, достаточно велика, что, кстати, является существенным недостатком действующей системы налогообложения.

Все, что предусмотрено НК РФ, обязательно к исполнению. Все, что противоречит НК РФ, трактуется в пользу налогоплательщика. Можно признать любой нормативный правовой акт не соответствующим НК РФ, если он изменяет или ограничивает права налогоплательщиков, запрещает им какие-либо действия (бездействие), разрешает или запрещает положения, установленные НК РФ.

В НК РФ изложены следующие общие условия установления налогов и сборов: при введении налогов должны быть определены все элементы налогообложения; в необходимых случаях могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком; акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить; все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Направленность актов

Не ранее

Акты законодательства о налогах

Одного месяца со дня официального опубликования и 1-го числа очередного налогового периода

Акты законодательства о сборах

Одного месяца со дня их официального опубликования

Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ в части установления новых налогов и сборов

1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования

Акты субъектов РФ и местные акты, вводящие новые налоги и сборы

1 января года, следующего за годом принятия, но не ранее одного месяца со дня официального опубликования

Акты законодательства о налогах и сборах, улучшающие положение налогоплательщика

С момента официального опубликования

Тема 1. Основы законодательства РФ о налогах и сборах.

Законодательство РФ о налогах и сборах.

Законодательство РФ о налогах и сборах — совокупность норм, содержащихся в законах РФ, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.

Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Разновидности налогов и сборов, а также порядок их уплаты определяются законодательными органами в форме законов и не могут быть установлены подзаконными нормативными актами. Подтверждением этого служит то, что второе предложение ст. 57 Конституции РФ начинается со слов "законы, устанавливающие новые налоги…". Говоря иначе, установление налогов и сборов и порядка их взимания — прерогатива исключительно законодателя, а формой выражения его воли может быть только закон. Конституция не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что «установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными»1 .

На этих конституционных положениях базируется и Налоговый кодекс Российской Федерации. Согласно п. 1, 4 и 5 ст. 1 части первой НК РФ понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых — законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что «конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти»2 .

Законодательная ветвь власти действует в рамках системы разграничения компетенции государственных органов. Эта система перестанет функционировать, если законодательный орган по какой-либо причине не будет выполнять свои функции. Этим будут подорваны гарантии реализации гражданских прав и свобод. Гарантией реализации прав налогоплательщика является реальное разделение права облагать налогом и взимать его. Поэтому законодатель не вправе отказаться от выполнения своих функций, в том числе путем широкого делегирования полномочий. С позиции Конституции РФ наделение законодательного органа правом устанавливать налоги означает также и установление обязанности законодательного органа самостоятельно реализовать это право.

Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил эту точку зрения и указал в Постановлении от 11 ноября 1997 г. № 16-П, что «наделение законодательного органа Российской Федерации конституционными полномочиями устанавливать налоги означает также обязанность самостоятельно реализовать эти полномочия».

Утверждение налогов законом является не только средством ограничения полномочий исполнительной власти, но и необходимым инструментом установления безусловной обязанности налогоплательщиков уплачивать налоги. Только закон в силу его стабильности, определенности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности. Если бы существенные элементы налога или сбора могли устанавливаться исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергался бы угрозе, поскольку эти обязательства могли быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке. Только законодательная форма введения денежной повинности в максимальной степени исключает взаимосвязь уплаты налога с решением налогоплательщика о целесообразности такого шага.

Налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами. Однако только закон налагает на налогоплательщика соответствующие обязанности. Поэтому федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, а также органы государственных внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Вопрос о налоговом законодательстве — это не только вопрос о видах нормативных правовых актов, но и об отношениях, подлежащих урегулированию именно актами конкретного вида. По форме налоговое законодательство является совокупностью актов законодательных (представительных) органов. По содержанию налоговое законодательство является совокупностью норм, регулирующих вопросы налогообложения и сборов, отнесенные Конституцией РФ к ведению законодательных (представительных) органов власти.

Таким образом, налоговое законодательство состоит из комплекса налоговых норм, которые в совокупности образуют сложную систему, включающую акты федерального налогового законодательства, налогового законодательства субъектов РФ, налоговые нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

ФЗ о налогах

Акты органов исполнительной власти не составляют законодательства о налогах и сборах.

Общие принципы построения налоговой системы РФ.

Общие принципы построения налоговой системы в России определяет часть первая Налогового кодекса Российской Федерации, принятая Федеральным законом от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ. Данным нормативным документом дано определение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах. Помимо этого, Налоговый кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

1. виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

2. основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

3. принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

4. права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

5. формы и методы налогового контроля;

6. ответственность за совершение налоговых правонарушений;

7. порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) и их должностных лиц.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно:

  • объект налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговая ставка;
  • порядок исчисления налога;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй Налогового кодекса и с учетом положений части первой Налогового кодекса.

В соответствии с законодательством о налогах и сборах отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов могут быть предоставлены налоговые льготы, то есть преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Налогоплательщик обязан:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах, а также бухгалтерскую отчетность в соответствии с Федеральным законом "О бухгалтерском учете";
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам в случаях, предусмотренных НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

РОСЖЕЛДОР

Образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ростовский государственный университет путей сообщения»

(РГУПС)

Кафедра «Экономика и предпринимательство»

Дисциплина «Налоги и налоговая политика»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Выполнила

Студентка группы Э-5-610

Шифр 05-Э-5436 Купцова Е.В.

Принял

Доцент Ячник Н.С.

Ростов-на-Дону

1.Законодательство о налогах и сборах РФ……………………………..3

2. Задачи…………………………………………………………………..7

Список использованных источников……………………………………15

Законодательство РФ о налогах и сборах.

Законодательство РФ о налогах и сборах — совокупность норм, содержащихся в законах РФ, устанавливающих систему налогов и сборов, общие принципы налогообложения и сборов, основания возникновения, изменения и прекращения отношений собственников и государства по уплате налогов и сборов, формы и методы налогового контроля, ответственность за нарушения налоговых обязательств.

Статья 57 Конституции РФ определяет, что «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Разновидности налогов и сборов, а также порядок их уплаты определяются законодательными органами в форме законов и не могут быть установлены подзаконными нормативными актами. Подтверждением этого служит то, что второе предложение ст. 57 Конституции РФ начинается со слов "законы, устанавливающие новые налоги…". Говоря иначе, установление налогов и сборов и порядка их взимания — прерогатива исключительно законодателя, а формой выражения его воли может быть только закон. Конституция не допускает взимания налога или сбора на основе указа, постановления, распоряжения или другого акта органа исполнительной власти. Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что «установить налог или сбор можно только законом. Налоги, взимаемые не на основе закона, не могут считаться «законно установленными» .

На этих конституционных положениях базируется и Налоговый кодекс Российской Федерации. Согласно п.

Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ)

1, 4 и 5 ст. 1 части первой НК РФ понятие «законодательство о налогах и сборах» охватывает, во-первых, законодательство РФ о налогах и сборах, которое состоит из НК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов; во-вторых — законодательство субъектов РФ о налогах и сборах, которое состоит из законов и иных нормативных правовых актов о налогах и сборах, принятых законодательными (представительными) органами власти субъектов РФ. Наконец, это понятие охватывает нормативные правовые акты о налогах и сборах, принятые представительными органами местного самоуправления.

Конституционный Суд Российской Федерации подчеркнул, что «конституционное требование об установлении налогов и сборов только и исключительно в законодательном порядке представляет собой один из принципов правового демократического государства и имеет своей целью гарантировать, в частности, права и законные интересы налогоплательщиков от произвола и несанкционированного вмешательства исполнительной власти» .

Законодательная ветвь власти действует в рамках системы разграничения компетенции государственных органов. Эта система перестанет функционировать, если законодательный орган по какой-либо причине не будет выполнять свои функции. Этим будут подорваны гарантии реализации гражданских прав и свобод. Гарантией реализации прав налогоплательщика является реальное разделение права облагать налогом и взимать его. Поэтому законодатель не вправе отказаться от выполнения своих функций, в том числе путем широкого делегирования полномочий. С позиции Конституции РФ наделение законодательного органа правом устанавливать налоги означает также и установление обязанности законодательного органа самостоятельно реализовать это право.

Конституционный Суд Российской Федерации подтвердил эту точку зрения и указал в Постановлении от 11 ноября 1997 г. № 16-П, что «наделение законодательного органа Российской Федерации конституционными полномочиями устанавливать налоги означает также обязанность самостоятельно реализовать эти полномочия».

Утверждение налогов законом является не только средством ограничения полномочий исполнительной власти, но и необходимым инструментом установления безусловной обязанности налогоплательщиков уплачивать налоги. Только закон в силу его стабильности, определенности, особого порядка принятия может предоставить налогоплательщику достоверные данные для исполнения им налоговой повинности. Если бы существенные элементы налога или сбора могли устанавливаться исполнительной властью, то принцип определенности налоговых обязательств подвергался бы угрозе, поскольку эти обязательства могли быть изменены в худшую для налогоплательщика сторону в упрощенном порядке. Только законодательная форма введения денежной повинности в максимальной степени исключает взаимосвязь уплаты налога с решением налогоплательщика о целесообразности такого шага.

Налоговые отношения регулируются не только законами, но и подзаконными актами. Однако только закон налагает на налогоплательщика соответствующие обязанности. Поэтому федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, а также органы государственных внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, только в случаях, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Эти акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Вопрос о налоговом законодательстве — это не только вопрос о видах нормативных правовых актов, но и об отношениях, подлежащих урегулированию именно актами конкретного вида. По форме налоговое законодательство является совокупностью актов законодательных (представительных) органов. По содержанию налоговое законодательство является совокупностью норм, регулирующих вопросы налогообложения и сборов, отнесенные Конституцией РФ к ведению законодательных (представительных) органов власти.

Таким образом, налоговое законодательство состоит из комплекса налоговых норм, которые в совокупности образуют сложную систему, включающую акты федерального налогового законодательства, налогового законодательства субъектов РФ, налоговые нормативные правовые акты органов местного самоуправления. Акты органов исполнительной власти не составляют законодательства о налогах и сборах.

2. Задачи.

Задача 1

Рассчитайте средние и предельные налоговые ставки для табл. 1.1. и укажите, является ли налог прогрессивным, регрессивным или пропорциональным.

Средняя налоговая ставка 1=3610/15360=0,17

Средняя налоговая ставка 2=18010/70360=0,26

Средняя налоговая ставка 3=444100/150360=0,30

Средняя налоговая ставка 4=70360/250360=0,28

Предельная налоговая ставка 1=(2610-0)/(158630-0)=0,17

Предельная налоговая ставка 2=(18010-2610)/(70360-15360)=0,28

Предельная налоговая ставка 3=(44410-18010)/(150360-70360)=0,33

Предельная налоговая ставка 4=(70360-44410)/(250360-150360)=0,26

Вывод: Первые четыре периода налог является прогрессивным, так как средняя ставка повышается по мере возрастания дохода, в пятый период налог является регрессивным, так как ставка понижается по мере возрастания дохода.

Задача 2

В течение налогового периода АО «ЛМН» имело следующие доходы и поступления:

Необходимо определить сумму налога на прибыль, подлежащую уплате в бюджетную систему России. Налоговая ставка, установленная субъектом Федерации для данной категории налогоплательщиков, составляет 15%

Налоговый кодекс РФ (НК РФ) 2018 последняя редакция

НК РФ Статья 1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

(в ред. Федерального закона от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах, сборах, страховых взносах.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2. Настоящий Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, страховые взносы и принципы обложения страховыми взносами, а также общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации, в том числе:

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1) виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

2) основания возникновения (изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3) принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов субъектов Российской Федерации и местных налогов;

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4) права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5) формы и методы налогового контроля;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6) ответственность за совершение налоговых правонарушений;

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

7) порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

(в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

3. Действие настоящего Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов, страховых взносов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов субъектов Российской Федерации о налогах, принятых в соответствии с настоящим Кодексом.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ, от 23.07.2013 N 248-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

5. Нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований в соответствии с настоящим Кодексом.

(в ред. Федеральных законов от 09.07.1999 N 154-ФЗ, от 29.07.2004 N 95-ФЗ, от 27.07.2006 N 137-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

6. Указанные в настоящей статье законы и другие нормативные правовые акты именуются в тексте настоящего Кодекса "законодательство о налогах и сборах".

7. Внесение изменений в законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, а также приостановление, отмена или признание утратившими силу положений актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах осуществляются отдельными федеральными законами и не могут быть включены в тексты федеральных законов, изменяющих (приостанавливающих, отменяющих, признающих утратившими силу) другие законодательные акты Российской Федерации или содержащих самостоятельный предмет правового регулирования.

(п. 7 введен Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ)

Ст. 1 НК РФ ч.1. Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах, нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах

Налоговый кодекс