Закупка закрыта

Разнообразие государственных нужд обуславливает применение различных способов определения поставщиков тех или иных товаров или услуг. Одни из наименее раскрытых в составе законодательства категорий – это закупки закрытыми способами. Именно о них мы и расскажем вам в этом материале.

Что такое закрытые способы закупок?

Закрытая закупка – это способ определения поставщика, предполагающий ограниченное участие. В число таких закупок входят:

  • закрытый аукцион;
  • закрытый конкурс;
  • закрытый двухэтапный конкурс;
  • закрытый конкурс с ограниченным участием.

Реализация госзаказа посредством этих процедур подразумевает направление приглашений ограниченному кругу поставщиков. Состав документации, требования к исполнителям и конкретные случаи, в которых проходят закрытые торги, регламентированы статьями 84–86 закона о контрактной системе в РФ.

В каких случаях разрешено проводить закрытые процедуры закупок?

  • при проведении закупок товаров, работ и услуг для обеспечения федеральных нужд, подпадающих под государственную тайну;
  • если сведения о государственной тайне содержит тендерная документация;
  • при определении поставщика услуг по перевозке, страхованию и обеспечению безопасности Госфонда драгметаллов и драгоценных камней, а также музейных экспонатов и коллекций, архивов, исторических рукописей, документов, имеющих культурное или художественное значение, и принадлежащих к наследию РФ;
  • закупки, связанные с клининговыми услугами, осуществляемыми в помещениях, где ведется деятельность судей и судебных приставов;
  • закупки услуг водителей для судей и судебных приставов.

Прежде чем провести закрытую процедуру торгов, организатор должен согласовать ее с органами исполнительной власти, которые имеют полномочия Правительства РФ. После получения одобрения заказчику дается срок в 90 дней для направления приглашений поставщикам.
Документация закрытых тендеров не публикуется в Единой информационной системе.

Отличия закрытых закупок по 44-фз и по 223-фз

Главный Федеральный закон о контрактной системе предусматривает несколько способов определения поставщиков для удовлетворения различных государственных потребностей:

  • конкурсы – закрытые и открытые;
  • конкурсы многоэтапные;
  • конкурсы с ограниченным участием;
  • аукционы – закрытые и открытые;
  • запросы котировок;
  • закупки у единственного поставщика;
  • запросы предложений.

Для того чтобы проводить закрытые закупки по 44-ФЗ, необходимо разрешение уполномоченных органов.
Федеральный закон о закупках отдельными видами юридических лиц регламентирует только два способа определения исполнителей: аукцион и конкурс. Формы своих закрытых закупок заказчик, работающий по 223-ФЗ, может выбрать самостоятельно и зафиксировать выбор в своем внутреннем положении.

Хотите знать больше? Закажите обратный звонок и проконсультируйтесь с нашим специалистом!

Если вы уже регистрировались на сайте bicotender.ru, авторизуйтесь, пожалуйста!

Поля, отмеченные *, обязательны для заполнения.


РекомендуемМинфин рассказал о стоимости активов при штрафных санкциях к поставщику.

24.04.2020

Удержание штрафа из вознаграждения контрагента не скажется на стоимости, по которой учитывается актив.

Преимущества участия в государственных и коммерческих тендерах
30.10.2019

На что стоит обратить внимание поставщикам, принимая участия в тендерах по 44-ФЗ и 223-ФЗ. Нюансы, преимущества и льготы, обо всем по порядку в нашей статье.

Пусть меня научат: разработан вузовский курс по закупкам

Здравствуйте, уважаемый(ая) коллега! Как вы уже догадались из названия статьи, речь в ней пойдет о двухэтапном конкурсе по 44-ФЗ. Он проводится в том же порядке, что и открытый конкурс с учетом особенностей, установленных в ст.57 44-ФЗ. Ниже в статье мы с вами подробно рассмотрим, что собой представляет данная закупочная процедура, а также в каких случаях она проводится. Данная информация будет полезна широкому кругу лиц, которые так или иначе связаны с госзакупками.

1. Двухэтапный конкурс по 44-ФЗ: обзор процедуры и особенности проведения
2. Порядок проведения двухэтапного конкурса по 44-ФЗ
3. Сроки проведения двухэтапного конкурса
4. Извещение о проведении двухэтапного конкурса
5. Документация на проведение двухэтапного конкурса
6. Заявка на участие в двухэтапном конкурсе
7. Признание двухэтапного конкурса несостоявшимся
8. Чем двухэтапный конкурс по 44-ФЗ отличается от конкурса с ограниченным участием?

Двухэтапный конкурс по 44-ФЗ: обзор процедуры и особенности проведения

Двухэтапный конкурс — конкурс, который проходит в два этапа с проведением на первом этапе предквалификационного отбора (или обсуждений). Победителем двухэтапного конкурса (сокращенно ДК) признается участник, который прошел два этапа и предложил лучшие условия исполнения контракта.

В отличие от открытого конкурса по 44-ФЗ участники подают свои заявки два раза. На первом этапе участники закупки подают свои предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта (ч.4 ст.57 44-ФЗ). А на втором этапе — подают окончательные заявки с указанием цены контракта с учетом уточненных после первого этапа условий закупки (ч.12 ст.57 44-ФЗ).

Важно! Предоставление обеспечения заявки при проведении двухэтапного конкурса на первом его этапе не требуется! Оно должно предоставляться участником лишь на втором этапе.

Случаи проведения двухэтапного конкурса

Двухэтапный конкурс проводится в следующих случаях:

  1. для заключения:
  • контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;
  • энергосервисного контракта;
  • контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
  1. для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками.

Т.е. когда Заказчик испытывает трудности при грамотном составлении технического задания, формулировке предмета закупки, выборе критериев оценки, он прибегает к помощи участников закупки. Все согласования и уточнения ТЗ происходят на первом этапе ДК.

Порядок проведения двухэтапного конкурса по 44-ФЗ

Ниже вы найдете пошаговую инструкцию при проведении двухэтапного конкурса, как для Заказчика, так и для участника закупки. Предлагаю вам для начала ознакомиться с действиями Заказчика.

Действия Заказчика:

Первый этап конкурса

Шаг №1 — Предварительная подготовка к проведению двухэтапного конкурса

Здесь Заказчиком принимается решение о проведении закупки, а также производится обоснование формы закупки. После этого Заказчик занимается организацией предстоящей закупки, комплектует конкурсную комиссию, определяет её состав и порядок работы, разрабатывает и утверждает положение о комиссии, либо привлекает к проведению закупки специализированную организацию.

Шаг №2 — Подготовка документов

Заказчик разрабатывает и утверждает конкурсную документацию (общие положения, техническое задание, обоснование НМЦК, информационную карту, образцы форм для заполнения, проект контракта и т.д.).

Шаг №3 — Размещение в ЕИС извещения о проведении двухэтапного конкурса

Заказчик размещает на официальном сайте ЕИС — www.zakupki.gov.ru извещение о проведении ДК, а также весь комплект конкурсной документации.

Шаг №4 — Прием предварительных заявок

Заказчик предоставляет участникам конкурсную документацию, дает разъяснения на запросы, поступившие от участников, а также принимает от участников предварительные заявки, производит их регистрацию и выдает расписки об их получении.

Шаг №5 — Вскрытие конвертов с первоначальными заявками (открытие доступа к первоначальным заявкам, поданным в электронном виде)

Заказчик производит процедуру вскрытия конвертов с первоначальными заявками участников (открывает доступ к заявкам, поданным в электронном виде). Данная процедура производится публично во время, в месте и в порядке, которые указаны в конкурсной документации. Во время процедуры производится аудиозапись.

Шаг №6 — Публикация в ЕИС протокола вскрытия конвертов с первоначальными заявками (открытия доступа к электронным заявкам)

Протокол вскрытия конвертов (открытия доступа) размещается Заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.

Шаг №7 — Проведение первого этапа конкурса

Заказчик рассматривает первоначальные заявки участников, проводит обсуждение технических предложений участников, содержащихся в их заявках. При этом Заказчик обязан обеспечить всем участникам закупки равные возможности для участия в таких обсуждениях. На обсуждении предложения каждого участника такого конкурса вправе присутствовать все его участники (ч.5 ст.57 44-ФЗ).

Если же Правительством РФ установлены дополнительные требования к участникам закупок, то на первом этапе должен быть проведен предквалификационный отбор по правилам, установленным в ст.56 44-ФЗ.

Шаг №8 — Публикация в ЕИС протокола первого этапа конкурса

Протокол первого этапа конкурса подписывается всеми присутствующими членами конкурсной комиссии и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещается в ЕИС (ч.7 ст.57 44-ФЗ).

Протокол первого этапа должен содержать следующую информацию (ч.8 ст.57 44-ФЗ):

  • место, дату и время проведения первого этапа ДК;
  • наименование (для юридического лица), Ф.И.О. (при наличии) (для физического лица);
  • почтовый адрес каждого участника такого конкурса, конверт с заявкой которого на участие в таком конкурсе вскрывается и (или) доступ к поданным в форме электронных документов заявкам которого открывается;
  • предложения в отношении объекта закупки.

Важно! Срок проведения первого этапа двухэтапного конкурса не может превышать 20-ть дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками на участие в таком конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов первоначальным заявкам на участие в таком конкурсе.

Второй этап конкурса

Шаг №9 — Внесение изменений в извещение и конкурсную документацию

По результатам первого этапа конкурса Заказчик вправе внести изменения в извещение и конкурсную документацию, а именно:

  1. дополнить функциональные, технические, качественные или эксплуатационные характеристики объекта закупки новыми характеристиками, которые соответствуют требованиям 44-ФЗ;
  2. дополнить указанные в конкурсной документации критерии новыми критериями, отвечающими требованиям 44-ФЗ, только в той мере, в какой данное дополнение требуется в результате изменения функциональных, технических, качественных или эксплуатационных характеристик объекта закупки.

Шаг №10 — Уведомление участников о внесении изменений в извещение и конкурсную документацию, публикация изменений в ЕИС

О любых изменениях, внесенных в извещение и конкурсную документацию, Заказчик сообщает участникам ДК в приглашениях представить окончательные заявки на участие в конкурсе. При этом данные изменения отражаются в конкурсной документации, размещенной в ЕИС, в день направления указанных приглашений (ч.11 ст.57 44-ФЗ).

Шаг №11 — Направление приглашений на участие во втором этапе конкурса

Заказчик направляет приглашения участникам, принявшим участие в первом этапе конкурса, предоставить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе. В приглашении Заказчик должен сообщить обо всех изменениях, внесенных в извещение и конкурсную документацию, а также указать требование об обеспечении окончательных заявок в соответствии со ст.44 44-ФЗ (ч.12 ст.57 44-ФЗ).

Важный момент! Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе (ч.13 ст.57 44-ФЗ).

Шаг №12 — Прием окончательных заявок

Заказчик принимает от участников первого этапа окончательные заявки, производит их регистрацию и выдает расписки об их получении.

Шаг №13 — Вскрытие конвертов с окончательными заявками (открытие доступа к окончательным заявкам, поданным в электронном виде)

Заказчик вскрывает конверты с окончательными заявками участников (открывает доступ к заявкам, поданным в электронном виде). Данная процедура также производится публично во время, в месте и в порядке, которые указаны в конкурсной документации. Во время процедуры производится аудиозапись.

Шаг №14 — Публикация в ЕИС протокола вскрытия конвертов с окончательными заявками (открытия доступа к электронным заявкам)

Протокол вскрытия конвертов (открытия доступа) размещается Заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания этого протокола.

Шаг №15 — Проведение второго этапа конкурса

Заказчик рассматривает и оценивает окончательные заявки участников в соответствии с правилами, установленными для открытого конкурса (ч.14 ст.57, ст.53 44-ФЗ). По результатам рассмотрения и оценки заявок Заказчик оформляет протокол. Данный протокол составляется в 2-х экземплярах. Один экземпляр хранится у Заказчика, другой экземпляр в течение 3-х рабочих дней с даты его подписания направляется победителю конкурса с приложением проекта контракта.

Срок рассмотрения и оценки заявок не может превышать 20-ть дней с даты вскрытия конвертов с такими заявками и (или) открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам. Однако Заказчик вправе продлить срок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе на поставку товара, выполнение работы либо оказание услуги в сфере науки, культуры или искусства, но не более чем на 10-ть рабочих дней.

Шаг №16 — Публикация в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок

Протокол рассмотрения и оценки заявок размещается Заказчиком в ЕИС не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола.

Шаг №17 — Заключение контракта с победителем

Контракт заключается с победителем не ранее чем через 10-ть дней и не позднее чем через 20-ть дней с даты размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок.

И так, с действиями Заказчика мы с вами разобрались, теперь давайте рассмотрим действия участника закупки.

Действия участника закупки:

Шаг №1 — Поиск информации о проводимом двухэтапном конкурсе

Потенциальный участник выполняет поиск размещенной на официальном сайте ЕИС информации о проводимом конкурсе и скачивает на свой компьютер комплект конкурсной документации.

Шаг №2 — Подготовка предварительной заявки на участие в конкурсе

Потенциальный участник знакомится с конкурсной документацией и требованиями Заказчика, направляет Заказчику запросы на предоставление документации или запросы на разъяснение положений конкурсной документации (в случае необходимости), заполняет необходимые формы, комплектует предварительную заявку и запечатывает её в конверт (в случае подачи заявки в бумажном виде).

В случае подачи предложения в электронном виде (если это предусмотрено конкурсной документацией) предложение участника должно быть подписано электронной подписью.

Шаг №3 — Подача предварительной заявки

Участник направляет Заказчику свою заявку. Предварительная заявка не должна содержать предложения о цене контракта. Обеспечение первоначальной заявки также не требуется.

Важный момент! При проведении двухэтапного конкурса 44-м законом четко не установлено, в какой именно заявке (предварительной или окончательной) должны содержаться обязательные документы и сведения, предусмотренные ч.2 ст.51 44-ФЗ.

В некоторых случаях Заказчики в конкурсной документации прописывают, что предварительная заявка должна содержать все необходимые сведения и документы за исключением цены контракта и документа, подтверждающего внесение обеспечения заявки. А окончательная заявка должна содержать предложение о цене контракта, документ, подтверждающий внесение обеспечения заявки, и описание объекта закупки с учетом уточнений условий закупки.

Шаг №4 — Участие в обсуждении (предквалификационном отборе)

Согласно ч.5 ст. 57 44-ФЗ на первом этапе двухэтапного конкурса участник, подавший первоначальную заявку на участие в таком конкурсе, принимает участие в обсуждении содержащихся в заявке предложений.

В случае установления единых требований и дополнительных требований к участникам ДК при проведении первого этапа применяются положения ст.56 44-ФЗ, касающиеся проведения предквалификационного отбора.

Шаг №5 — Подготовка окончательной заявки на участие в конкурсе

Участник, принявший участие в первом этапе и получивший от Заказчика приглашение принять участие во втором этапе, готовит свою окончательную заявку. В этой заявке должно содержаться ценовое предложение, обеспечение заявки и описание объекта закупки, в том случае, если Заказчиком были внесены изменения в конкурсную документацию.

Шаг №6 — Подача окончательной заявки

Участник подает в установленный срок заявку со своим окончательным предложением. Согласно ч.13 ст.57 44-ФЗ участник, принявший участие в первом этапе, вправе отказаться от участия во втором этапе.

Шаг №7 — Направление Заказчику запроса о даче разъяснений результатов конкурса

Согласно ч.13 ст.53 44-ФЗ любой участник конкурса, в том числе подавший единственную заявку на участие в конкурсе, после размещения в ЕИС протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, протокола рассмотрения единственной заявки на участие в конкурсе вправе направить в письменной форме или в форме электронного документа Заказчику запрос о даче разъяснений результатов конкурса.

Шаг №8 — Заключение контракта с Заказчиком

Если по результатам ДК участник закупки признан победителем, он должен получить от Заказчика протокол рассмотрения и оценки заявок вместе с проектом контракта. После этого победитель должен перечислить на счет Заказчика денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта, либо предоставить банковскую гарантию и направить в адрес Заказчика подписанный контракт вместе с подтверждающим документом о предоставлении обеспечения исполнения контракта. После подписания контракта Заказчик обязан вернуть такому участнику обеспечение заявки.

Вот мы с вами и рассмотрели все этапы проведения двухэтапного конкурса по 44-ФЗ. Каждый этап должен проводиться в строго регламентированные сроки, о которых будет рассказано ниже.

Сроки проведения двухэтапного конкурса

В таблице, расположенной ниже, представлены основные сроки при проведении ДК. Третий столбец таблицы содержит ссылку на конкретный пункт 44-ФЗ, в котором эти сроки установлены. Хочу обратить ваше внимание на то, что расположенные ниже элементы таблицы кликабельны. Для того чтобы увеличить изображение, необходимо нажать по нему левой кнопкой мыши.

Извещение о проведении двухэтапного конкурса

Извещение о проведении двухэтапного конкурса должно быть размещено в ЕИС не менее чем за 20-ть дней до даты вскрытия конвертов с заявками или открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам (ч.3 ст.57, ч.1 ст.49 44-ФЗ).

При проведении повторного ДК срок размещения извещения в ЕИС должен составлять не менее чем 10-ть дней (ч.3 ст.55 44-ФЗ).

В том случае, если Правительством РФ установлены дополнительные требования к участникам закупки, то в извещении наряду с основными требованиями, должны быть указаны и дополнительные требования к участникам.

В извещении о проведении ДК должна содержаться та же информация, что и в извещении при проведении открытого конкурса (ч.3 ст.49 44-ФЗ). Полный перечень информации, который должен содержаться в извещении, а также дополнительные пояснения вы сможете найти .

Внесение изменений в извещение допускается не позднее чем за 5-ть дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в ДК.

В течение одного дня с даты принятия решения о внесении изменений, такие изменения размещаются Заказчиком в ЕИС. При этом срок подачи заявок продлевается таким образом, чтобы с даты размещения таких изменений в ЕИС до даты окончания срока подачи заявок этот срок составлял не менее чем 10-ть рабочих дней.

Документация на проведение двухэтапного конкурса

Согласно ч.1 ст.50 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении двухэтапного конкурса, должна содержать:

1) наименование и описание объекта закупки и условий контракта в соответствии со ст.33 44-ФЗ, в том числе обоснование НМЦК;

2) информацию о валюте, используемой для формирования цены контракта;

3) порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю РФ, установленного ЦБ РФ и используемого при оплате контракта;

4) предусмотренные статьей 51 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника ДК, к форме, составу заявок на участие в ДК и инструкцию по их заполнению;

5) информацию о возможности Заказчика изменить условия контракта в соответствии с положениями 44-ФЗ;

6) информацию о возможности Заказчика заключить контракты с несколькими участниками двухэтапного конкурса на выполнение составляющих один лот двух и более научно-исследовательских работ в отношении одного предмета и с одними и теми же условиями контракта, указанными в конкурсной документации;

7) порядок и срок отзыва заявок на участие в ДК, порядок возврата заявок на участие в ДК (в том числе поступивших после окончания срока подачи этих заявок), порядок внесения изменений в эти заявки;

8) порядок предоставления участникам ДК разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления;

9) критерии оценки заявок на участие в ДК, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в двухэтапном конкурсе в соответствии с 44-ФЗ;

10) размер обеспечения заявки на участие в ДК, а также условия банковской гарантии (в том числе срок ее действия);

11) размер и условия обеспечения исполнения контракта;

12) информацию о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель ДК или иной его участник, должен подписать контракт, условия признания победителя ДК или данного участника уклонившимися от заключения контракта;

13) информацию о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч.8-26 ст.95 44-ФЗ.

К документации в обязательном порядке должен быть приложен проект контракта, который является неотъемлемой частью конкурсной документации.

Размещение конкурсной документации в ЕИС осуществляется Заказчиком одновременно с размещением извещения о проведении двухэтапного конкурса.

Заявка на участие в двухэтапном конкурсе

Заявка на участие в двухэтапном конкурсе подается участником дважды: предварительная заявка и окончательная заявка. Как уже было сказано ранее, Федеральным законом № 44-ФЗ не установлено, в какой именно заявке участником должны быть представлены обязательные сведения и документы в соответствии ч.2 ст.51 44-ФЗ. Поэтому Заказчики разделились на два фронта.

Одни Заказчики указывают в конкурсной документации весь перечень обязательных для заявки сведений и документов. При этом Заказчики не делят этот перечень на предварительную и окончательную заявки. А лишь приводят в документации нормы 44-ФЗ об особенностях содержания заявок на участие в двухэтапном конкурсе.

Другие же Заказчики напротив указывают, что предварительная заявка должна содержать все документы и сведения за исключением цены контракта и документа, подтверждающего факт внесения обеспечения заявки. А окончательная заявка должна содержать ценовое предложение, документ подтверждающий внесение обеспечения заявки и описание объекта закупки, в случае если Заказчиком были внесены изменения в конкурсную документацию после проведения первого этапа.

В случае проведения предквалификационного отбора на первом этапе ДК заявка участника наряду с информацией, предусмотренной ч.2 ст. 51 44-ФЗ, должна содержать документы, подтверждающие соответствие этого участника закупки дополнительным требованиям, или заверенные участником закупки копии таких документов.

Признание двухэтапного конкурса несостоявшимся

Частями 10 и 15 статьи 57 44-ФЗ предусмотрено 6-ть случаев, в которых двухэтапный конкурс признается несостоявшимся:

Случай 1: Если по результатам предквалификационного отбора, проведенного Заказчиком на первом этапе ДК, ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям.

Действия Заказчика: Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку (ч.5 ст.55 44-ФЗ).

Случай 2: Если по результатам предквалификационного отбора только один участник закупки признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям Заказчика.

Действия Заказчика: Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и снова осуществляет закупку (ч.5 ст.55 44-ФЗ).

Случай 3: Если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка.

Случай 4: Если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в ДК не подано ни одной такой заявки.

Действия Заказчика: Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с ч.3 ст.55 44-ФЗ с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку (ч.6 ст.55 44-ФЗ).

Случай 5: Если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе только одна такая заявка признана соответствующей 44-ФЗ.

Случай 6: Если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в ДК конкурсная комиссия отклонила все такие заявки.

Действия Заказчика: Заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет проведение повторного конкурса в соответствии с ч.3 ст.55 44-ФЗ с участием неограниченного круга лиц или снова осуществляет закупку (ч.6 ст.55 44-ФЗ).

Чем двухэтапный конкурс по 44-ФЗ отличается от конкурса с ограниченным участием?

Первое отличие — Дополнительные требования к участникам

При проведении двухэтапного конкурса Заказчик устанавливает единые требования, либо в отдельных случаях единые и дополнительные требования (ч.1 ст.57 44-ФЗ). А при проведении конкурса с ограниченным участием (КОУ) Заказчик устанавливает единые и дополнительные требования (ч.1 ст.56 44-ФЗ).

Второе отличие — Основания для проведения

Основания для проведения КОУ указаны в ч.2 ст.56 44-ФЗ, а основания для проведения ДК установлены ч.2 ст.57 44-ФЗ.

Хочется обратить Ваше внимание на тот факт, что норма ч.2 ст.56 44-ФЗ сформулирована императивно, что не позволяет Заказчику производить закупку указанных в данной части товаров (работ, услуг) иными способами, кроме конкурса с ограниченным участием.

А вот ч.2 ст.57 в отличие от ч.2 ст.56 предусматривает именно право Заказчика, а не обязанность на проведение двухэтапного конкурса.

Что же касается закупки высокотехнологичной и инновационной продукции, то здесь основания для проведения данных закупок совпадают. Однако и здесь можно найти существенное отличие. Если Заказчику необходимо уточнить некоторые характеристики объекта закупки, то проводится двухэтапный конкурс, а если уточнение не требуется, то конкурс с ограниченным участием.

Третье отличие — Порядок проведения

Третье отличие рассматриваемых нами процедур состоит в порядке их проведения, которые проводятся, как и «обычный” конкурс, но с учетом индивидуальных особенностей, предусмотренных ст.56 и ст.57 44-ФЗ.

Порядок проведения двухэтапного конкурса подробно расписан в разделе 2 настоящей статьи, а с порядком проведения конкурса с ограниченным участием можно ознакомиться .

«Сложные» (закрытые, неодноэтапные) закупки по Закону N 223-ФЗ

Закон N 223-ФЗ не определяет сами способы закупки, условия и порядок их применения или какие-либо принципы установления таких способов, порядка и условий их применения. В частности, Закон N 223-ФЗ не описывает возможных закрытых способов закупки, закупок с ограниченным участием, двух- и более этапных способов закупки, возможности проведения предварительного отбора и т.д., равно как и условий их применения. В то же время этот Закон и не запрещает установления подобных способов и не ограничивает возможности их применения напрямую, хотя некоторые ограничения вытекают из его норм. При этом по смыслу п. 3 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ, п. 3 ч. 1 ст. 1, ч.ч. 2, 3 ст. 15 Закона N 44-ФЗ сферы действия этих законов не пересекаются, и, следовательно, правила Закона N 44-ФЗ относительно условий применения и порядка проведения закрытых способов закупки, закупок с ограниченным участием, двухэтапных способов закупки, предварительного отбора при закупках по Закону N 223-ФЗ не применяются.

Соответственно, требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (способы закупки), включая и указанные выше способы, условия их применения, а также порядок заключения и исполнения договоров определяются положением о закупке (ч. 2 ст. 2 Закона N 223-ФЗ, см. также письмо Минэкономразвития России от 02.09.2011 N Д28-317, раздел 6 разъяснений по вопросам применения Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», направленных письмом ФАС России от 24.12.2012 N ИА/44025/12). При этом правила Закона N 44-ФЗ относительно аналогичных способов закупки, предварительного отбора могут использоваться просто в качестве примера.

Термин «закрытые способы закупки» употребляется в Законе N 44-ФЗ, где под ним понимаются конкурентные способы закупки, при проведении которых информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие ограниченному кругу лиц (ч. 1 ст. 84 Закона N 44-ФЗ). В отношении возможности проведения закрытых способов закупки надо, однако, учитывать, что из ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ следует, что заказчик вправе не размещать информацию в единой информационной системе (далее — ЕИС) о проведении закупок только в случаях, определенных ч.ч. 15, 16 той же статьи. Во всех остальных случаях извещение о закупке и документация о закупке должны быть размещены в ЕИС для всеобщего доступа. На наш взгляд, в силу описанной свободы заказчика в определении порядка проведения закупки это не исключает возможности включения в положение о закупке закрытых способов закупок, однако фактически ограничивает возможность их применения случаями закупок, связанных с государственной тайной, или закупок, в отношении которых решение о неразмещении информации в ЕИС принято Правительством РФ, либо закупок на сумму до 100 (500) тысяч рублей, когда заказчик вправе не размещать информацию о закупке в соответствии с ч. 15 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

Обобщающий термин «закупки с ограниченным участием» в законодательстве отсутствует. В Законе N 44-ФЗ предусмотрена возможность проведения только конкурса с ограниченным участием, под которым понимается конкурс, участие в котором ограничено необходимостью соответствия участников закупки дополнительным требованиям и вытекающей отсюда необходимостью для участия в таком конкурсе прохождения дополнительного предквалификационного отбора (ч. 1 ст. 56 Закона N 44-ФЗ). С учетом того, что в рамках закупок по Закону N 223-ФЗ заказчик вправе предъявлять к участникам любые требования, необходимость специального установления особого способа закупки такого рода может представиться избыточной.

Возможность же произвольного ограничения допуска, отказа без дополнительных оснований (ввиду отсутствия специального приглашения от заказчика) в допуске к участию в закупке, извещение и документация о которой были размещены в ЕИС, вызывает сомнения. По общему правилу, установленному ч. 5 ст. 3 Закона N 223-ФЗ, участником закупки может быть любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным заказчиком в соответствии с положением о закупке. И если возможность ограничения участия в закрытых способах закупки может быть обоснована указаниями специальных норм, исключающих оповещение о проведении такой закупки неопределенного круга лиц, а значит, и допуска любого из них, то при размещении извещения о закупке в ЕИС ограничение допуска к участию в закупке может быть признано неправомерным. К сожалению, официальные разъяснения и правоприменительную практику, прямо разрешающие в настоящее время данный вопрос, нам найти не удалось.

В отношении возможности проведения двух- и более этапных способов закупки или предварительного отбора для закупки каких-либо ограничений из норм Закона N 223-ФЗ не вытекает.

Необходимо только учитывать, что процедура предварительного отбора не должна смешиваться с собственно закупкой. Закон N 223-ФЗ не раскрывает понятия «закупка», и каких-либо официальных разъяснений по данному вопросу в настоящее время также нет. Однако из указаний ряда норм этого Закона, в частности ч. 5 ст. 4, п. 3 ч. 9 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, можно сделать вывод, что неотъемлемым элементом закупки является заключение нового договора на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг. Причем речь не может идти о предварительном или рамочном договоре, которые не предполагают конкретных обязательств, помимо заключения договоров в будущем (см. ст. 429, 429.1 ГК РФ). Соответственно, если процедура определения (выбора) поставщика, подрядчика, исполнителя заканчивается только включением лица или лиц в список поставщиков (подрядчиков, исполнителей), с которыми в будущем могут быть заключены договоры на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, либо подписанием предварительного(-ых) или рамочного (ых) договора(-ов), то речь идет не о закупке, а именно о предварительном отборе. (Заметим, что аналогичная схема, в том числе допускающая заключение нескольких договоров на поставку товаров, предусмотрена ст.ст. 80-82 Закона N 44-ФЗ в отношении предварительного отбора и проведения запросов котировок в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера). Закупкой же должно считаться следующее за этим заключение конкретного(-ых) договора(-ов) на поставку товаров, выполнение работ или оказание услуг. В том случае, если при этом проведение дополнительной процедуры определения одного конкретного контрагента не предполагается, а заказчик просто выбирает одно или несколько лиц из списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по своему усмотрению, — это должно считаться закупкой у единственного поставщика, подрядчика, исполнителя. Безусловно, возможность такой закупки, в том числе и при наличии предварительного или рамочного договора, должна быть описана в положении о закупке.

В этой же связи следует учитывать, что двух- или более этапная закупка в любом случае отличается от закупки у лиц, прошедших предварительный отбор, тем, что она является единой процедурой, в ходе которой к участникам предъявляются единые требования. Пример конфликтной ситуации, возникшей вследствие смешения этих двух схем закупки, можно увидеть в решении УФАС по г. Москве от 12.03.2012 N 1-00-119/77-12 и постановлении ФАС Московского округа от 10.10.2013 N Ф05-16283/12.

ются единые требования и дополнительные требования, победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, соответствующих предъявленным к участникам закупки единым требованиям и дополнительным требованиям.

2. Заказчик осуществляет закупки путем проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме в случаях:

1) если поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны осуществить только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации. Перечень случаев и (или) порядок отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, устанавливаются в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 56 настоящего Федерального закона;

2) выполнения работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда Российской Федерации, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, архивов, библиотек, к хранилищам (депозитариям) музея, библиотеки, к системам обеспечения безопасности и (или) сохранности музейных предметов и музейных коллекций, архивных документов, библиотечного фонда; (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 70-ФЗ)

3) оказания услуг по организации отдыха детей и их оздоровления. (Пункт введен — Федеральный закон от 01.05.2019 № 69-ФЗ)

3. Заказчик вправе осуществлять закупки товаров, работ, услуг, указанных в пунктах 1 и 2 части 2 настоящей статьи, с учетом положений части 21 статьи 56 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 69-ФЗ)

31. Заказчик вправе осуществлять закупки услуг, указанных в пункте 3 части 2 настоящей статьи, с учетом положений части 22 статьи 56 настоящего Федерального закона. (Часть введена — Федеральный закон от 01.05.2019 № 69-ФЗ)

4. При проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

5. В отношении участников конкурса с ограниченным участием в электронной форме наряду с требованиями, установленными частью 1, частью 11 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона, предъявляются дополнительные требования, установленные в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона. При этом дополнительные требования не могут использоваться в качестве критерия оценки заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме.

6. Извещение о проведении конкурса с ограниченным участием в электронной форме и конкурсная документация наряду с информацией, предусмотренной статьями 542 и 543 настоящего Федерального закона, должны содержать указание на установленные в соответствии с частью 5 настоящей статьи дополнительные требования к участникам закупки.

7. Вторая часть заявки на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме наряду с информацией и электронными документами, предусмотренными частью 6 статьи 544 настоящего Федерального закона, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участников закупки предъявляемым к ним дополнительным требованиям в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.

8. Заявка на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме признается не соответствующей требованиям, установленным конкурсной документацией, в случаях, предусмотренных частью 4 статьи 547 настоящего Федерального закона, а также в случае несоответствия участника требованиям, установленным конкурсной документацией в соответствии с частью 2 статьи 31 настоящего Федерального закона.

9. В случае, если по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в конкурсе с ограниченным участием в электронной форме конкурсная комиссия отклонила все заявки или только одна такая заявка и подавший ее участник соответствуют требованиям, установленным конкурсной документацией, в том числе единым требованиям и дополнительным требованиям, конкурс с ограниченным участием в электронной форме признается несостоявшимся.

(Статья введена — Федеральный закон от 31.12.2017 № 504-ФЗ)

Статья 57. Особенности проведения двухэтапного конкурса

1. Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.

2. Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс в соответствии с настоящим Федеральным законом при одновременном соблюдении следующих условий:

1) конкурс проводится для заключения:

a) контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;

б) энергосервисного контракта;

в) контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

(Часть в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 365-ФЗ)

3. При проведении двухэтапного конкурса применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. Размещение извещения о проведении двухэтапного конкурса и конкурсной документации осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены статьями 49 и 50 настоящего Федерального закона. В случае установления единых требований и дополнительных требований к участникам двухэтапного конкурса при проведении первого этапа двухэтапного конкурса применяются положения статьи 56 настоящего Федерального закона, касающиеся проведения предквалификационного отбора, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

4. При проведении двухэтапного конкурса на первом его этапе участники двухэтапного конкурса обязаны представить первоначальные заявки на участие в конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ)

5. На первом этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия проводит с его участниками, подавшими первоначальные заявки на участие в таком конкурсе в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, обсуждения любых содержащихся в этих заявках предложений участников такого конкурса в отношении объекта закупки. При обсуждении предложения каждого участника двухэтапного конкурса конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса. На обсуждении предложения каждого участника такого конкурса вправе присутствовать все его участники.

6. Срок проведения первого этапа двухэтапного конкурса не может превышать двадцать дней с даты вскрытия конвертов с первоначальными заявками на участие в таком конкурсе. (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ)

7. Результаты состоявшегося на первом этапе двухэтапного конкурса обсуждения фиксируются конкурсной комиссией в протоколе его первого этапа, подписываемом всеми присутствующими членами конкурсной комиссии по окончании первого этапа такого конкурса и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются в единой информационной системе.

8. В протоколе первого этапа двухэтапного конкурса указываются информация о месте, дате и времени проведения первого этапа двухэтапного конкурса, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), почтовый адрес каждого участника такого конкурса, конверт с заявкой которого на участие в таком конкурсе вскрывается, предложения в отношении объекта закупки. (В редакции Федерального закона от 31.12.2017 № 504-ФЗ)

9. По результатам первого этапа двухэтапного конкурса, зафиксированным в протоколе первого этапа такого конкурса, заказчик вправе уточнить условия закупки, а именно:

1) любое требование к указанным в конкурсной документации функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки. При этом заказчик вправе дополнить указанные характеристики новыми характеристиками, которые соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;

2) любой указанный в конкурсной документации критерий оценки заявок на участие в таком конкурсе. При этом заказчик вправе дополнить указанные критерии новыми критериями, отвечающими требованиям настоящего Федерального закона, только в той мере, в какой данное дополнение требуется в результате изменения функциональных, технических, качественных или эксплуатационных характеристик объекта закупки.

10. В случае, если по результатам предквалификационного отбора, проведенного на первом этапе двухэтапного конкурса, ни один участник закупки не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям или только один участник закупки признан соответствующим таким требованиям, двухэтапный конкурс признается несостоявшимся.

11. О любом уточнении, внесенном в соответствии с частью 9 настоящей статьи, заказчик сообщает участникам двухэтапного конкурса в приглашениях представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе. При этом данные изменения отражаются в конкурсной документации, размещенной в единой информационной системе, в день направления указанных приглашений.

12. На втором этапе двухэтапного конкурса конкурсная комиссия предлагает всем участникам двухэтапного конкурса, принявшим участие в проведении его первого этапа, представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе с указанием предложения о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги с учетом уточненных после первого этапа такого конкурса условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок в соответствии с положениями статьи 44 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ)

13. Участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе двухэтапного конкурса.

14. Окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе подаются участниками первого этапа двухэтапного конкурса, рассматриваются и оцениваются конкурсной комиссией в соответствии с положениями настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в сроки, установленные для проведения открытого конкурса и исчисляемые с даты вскрытия конвертов с окончательными заявками на участие в двухэтапном конкурсе.

15. В случае, если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе подана только одна такая заявка или не подано ни одной такой заявки, либо только одна такая заявка признана соответствующей настоящему Федеральному закону и конкурсной документации, либо конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, двухэтапный конкурс признается несостоявшимся.

Статья 571. Особенности проведения двухэтапного конкурса в электронной форме

1. Под двухэтапным конкурсом в электронной форме понимается конкурс, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого конкурса и конкурсной документации, к участникам закупки предъявляются единые требования либо единые требования и дополнительные требования и победителем такого конкурса признается участник закупки, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе соответствующий дополнительным требованиям) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.

2. Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом при одновременном соблюдении следующих условий:

1) конкурс проводится для заключения:

a) контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции;

б) энергосервисного контракта;

в) контракта на создание произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);

2) для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.

3. При проведении двухэтапного конкурса в электронной форме применяются положения настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме с учетом особенностей, определенных настоящей статьей. В случае установления единых требований и дополнительных требований к участникам двухэтапного конкурса в электронной форме при проведении первого этапа двухэтапного конкурса в электронной форме применяются положения статьи 561 настоящего Федерального закона, касающиеся дополнительных требований, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

4. При проведении двухэтапного конкурса в электронной форме на первом его этапе участники такого конкурса обязаны представить с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки первоначальные заявки на участие в таком конкурсе, содержащие предложения в отношении объекта закупки без указания предложений о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги. При этом предоставление обеспечения заявки на участие в таком конкурсе на первом этапе не требуется. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ)

5. На первом этапе двухэтапного конкурса в электронной форме конкурсная комиссия проводит с его участниками, подавшими первоначальные заявки на участие в таком конкурсе в соответствии с положениями настоящего Федерального закона, обсуждения любых содержащихся в этих заявках предложений участников такого конкурса в отношении объекта закупки. При обсуждении предложения каждого участника двухэтапного конкурса в электронной форме конкурсная комиссия обязана обеспечить равные возможности для участия в этих обсуждениях всем участникам двухэтапного конкурса в электронной форме. На обсуждении предложения каждого участника такого конкурса вправе присутствовать все его участники.

6. Срок проведения первого этапа двухэтапного конкурса в электронной форме не может превышать двадцать дней с даты окончания срока подачи первоначальных заявок на участие в таком конкурсе.

7. Результаты состоявшегося на первом этапе двухэтапного конкурса в электронной форме обсуждения фиксируются конкурсной комиссией в протоколе первого этапа двухэтапного конкурса в электронной форме, подписываемом всеми присутствующими членами конкурсной комиссии по окончании первого этапа такого конкурса, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком в единой информационной системе и на электронной площадке.

8. В протоколе первого этапа двухэтапного конкурса в электронной форме указываются информация о месте, дате и времени проведения первого этапа такого конкурса, наименование (для юридического лица), фамилия, имя, отчество (при наличии) (для физического лица), адрес электронной почты каждого участника такого конкурса, предложения в отношении объекта закупки.

9. По результатам первого этапа двухэтапного конкурса в электронной форме, зафиксированным в протоколе первого этапа двухэтапного конкурса в электронной форме, заказчик вправе уточнить условия закупки, а именно:

1) любое требование к указанным в конкурсной документации функциональным, техническим, качественным или эксплуатационным характеристикам объекта закупки. При этом заказчик вправе дополнить указанные характеристики новыми характеристиками, которые соответствуют требованиям настоящего Федерального закона;

2) любой указанный в конкурсной документации критерий оценки заявок на участие в таком конкурсе. При этом заказчик вправе дополнить указанные критерии новыми критериями, отвечающими требованиям настоящего Федерального закона, только в той мере, в какой данное дополнение требуется в результате изменения функциональных, технических, качественных или эксплуатационных характеристик объекта закупки.

10. В случае, если по результатам первого этапа двухэтапного конкурса в электронной форме ни один участник двухэтапного конкурса в электронной форме не признан соответствующим установленным единым требованиям и дополнительным требованиям или только один участник двухэтапного конкурса в электронной форме признан соответствующим указанным требованиям, такой конкурс признается несостоявшимся.

11. О любом уточнении, внесенном в соответствии с частью 9 настоящей статьи, заказчик сообщает участникам двухэтапного конкурса в электронной форме в приглашениях представить окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе в электронной форме. При этом данные изменения отражаются в конкурсной документации, размещенной в единой информационной системе, в день направления указанных приглашений.

12. На втором этапе двухэтапного конкурса в электронной форме заказчик направляет всем участникам двухэтапного конкурса в электронной форме, принявшим участие в проведении его первого этапа, предложение представить окончательные заявки на участие в таком конкурсе с указанием предложения о цене контракта, сумме цен единиц товара, работы, услуги с учетом уточненных после первого этапа условий закупки. При этом заказчиком устанавливается требование об обеспечении указанных заявок в соответствии с положениями статьи 44 настоящего Федерального закона. (В редакции Федерального закона от 01.05.2019 № 71-ФЗ)

13. Участник двухэтапного конкурса в электронной форме, принявший участие в проведении его первого этапа, вправе отказаться от участия во втором этапе такого конкурса.

14. Окончательные заявки на участие в двухэтапном конкурсе в электронной форме подаются участниками первого этапа такого конкурса, рассматриваются и оцениваются конкурсной комиссией в соответствии с положениями настоящего Федерального закона о проведении открытого конкурса в электронной форме в сроки, установленные для проведения открытого конкурса в электронной форме и исчисляемые с даты рассмотрения окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе в электронной форме.

15. В случае, если по окончании срока подачи окончательных заявок на участие в двухэтапном конкурсе в электронной форме подана только одна такая заявка или не подано ни одной такой заявки, либо только одна такая заявка признана соответствующей настоящему Федеральному закону и конкурсной документации, либо конкурсная комиссия отклонила все такие заявки, двухэтапный конкурс в электронной форме признается несостоявшимся.

(Статья введена — Федерал

Виды закрытых процедур

Выделяют всего два вида закрытых способов определения поставщика:

  1. Конкурс (в том числе двухэтапный и с ограниченным участием).
  2. Аукцион.

Другими способами провести закрытую процедуру заказчик не имеет права.

Когда применяются

С 01.01.2019 конкурентные способы определения поставщика перевели в электронный вид. А в п. 44 ст. 112 44-ФЗ указано, что это правило не распространяется на закупки, которые прописаны в ст. 84 44-ФЗ. Эта статья регулирует закрытые способы определения поставщика:

1. Закупки, содержащие государственную тайну, при одном из условий:

  • заказ для федеральных нужд;
  • сведения о гостайне содержатся в документации или контракте.

2. Страхование, транспортировка и охрана предметов:

  • ценности госфонда драгоценных металлов и камней РФ;
  • музейные предметы и коллекции, ценные издания, рукописи, архивные документы, имеющие историческое, художественное, культурное значение и передаваемые или принимаемые заказчиками от физических или юридических лиц.

3. Закупки для обеспечения деятельности судей, судебных приставов в случаях:

  • уборка помещений;
  • услуги водителей.

4. Закупки органов власти федерального уровня, которые вырабатывают и реализуют госполитику в области обороны, управления и обеспечения безопасности. Перечень таких органов утвержден Постановлением Правительства № 1428 от 27.11.2017. В него попали:

  • Минобороны;
  • ФСБ;
  • Служба внешней разведки.

По этому основанию закупаются подведомственные этим органам власти учреждения и унитарные предприятия.

В Постановлении Правительства № 223 от 28.02.2019 указано, что эти заказчики проводят закрытые закупки в электронном виде. Этим же Постановлением утверждены особенности проведения закрытых электронных процедур и порядок аккредитации на специализированной электронной площадке — АСТ ГОЗ.

Скачать Постановление Правительства № 223 от 28.02.2019

Как провести: пошаговая инструкция

Шаг 1. Разрабатываем документацию.

Определяем круг потенциальных участников и поясняем, почему проводим закупки не в открытой форме.

К примеру, в закупках, которые содержат гостайну, заказчик запрашивает в ФСБ выписку из реестра лицензий на работу с гостайной. ФСБ предоставляет список подходящих организаций.

Шаг 2. Согласовываем заказ.

Заказчик обращается с заявлением о проведении процедуры в ФАС. Она согласовывает применения закрытых способов определения поставщиков в порядке, который утвержден Приказом Минэкономразвития № 189 от 31.03.2015.

Скачать Приказ Минэкономразвития № 189 от 31.03.2015

Шаг 3. Публикуем извещение и приглашаем участников.

Как публиковать сведения в ЕИС, смотрите в ч. 3 ст. 85 и ч. 4 ст. 86 закона о контрактной системе (только в случае закупок, которые содержат гостайну, сведения о которой есть в документации или проекте контракта). Заказчик публикует извещение и по запросу заинтересованных лиц направляет им документацию, соблюдая требования о защите государственной тайны.

В других случаях, по ч. 4 ст. 85, ч. 5 ст. 86 44-ФЗ, претендентов из утвержденного списка заказчик уведомляет о проводимой закупке, отображая порядок получения документации. По требованию приглашенных участников им предоставляется документация.

Шаг 4. Вскрываем, рассматриваем, оцениваем заявки или торги по аукциону.

Победителя определяют по правилам, которые установлены в статьях 85 и 86 ФЗ № 44.

Протоколы аналогичны открытым торгам и составляются с учетом положений ст. 52, 53, 56, 57.

ВАЖНО! Во время закрытых процедур не ведется аудио- и видеозапись.

Процедура аукциона проводится не в электронной форме, а путем оглашения аукционистом цены контракта, снижаемой на «шаг аукциона» (5%), и поднятия участниками карточек в случае согласия заключать контракт по озвученной цене с учетом положений ст. 90 44-ФЗ.

Составленные протоколы направляются на рассмотрение контролирующему органу и не публикуются в ЕИС.

Шаг 5. Подписываем контракт.

Контракт заключается на условиях, которые указаны в документации, по цене победителя. В случае заключения с единственным поставщиком (в соответствии с ч. 24, 25 ст. 93) заказчик согласовывает сделку с ФАС по правилам, которые установлены в Приказе Минэкономразвития № 189 от 31.03.2015.

Ответственность

При проведении закрытых способов определения поставщика Кодексом об административных правонарушениях (КоАП) предусмотрена административная ответственность (ч. 2, 2.1, 3 ст. 7.29):

  • проведение закрытой закупки в непредусмотренных 44-ФЗ случаях, нарушение порядка согласования — штраф до 50 000 руб.;
  • размещение оборонного заказа путем проведения закрытых торгов без согласования контролирующего органа — штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб.