Замена окон косгу

Является ли замена деревянного окна на пластиковое капитальным ремонтом?

Вопрос: Организация производит ремонт (не собственными силами) в арендуемом помещении: меняет деревянное окно на пластиковое. По условиям договора аренды арендодатель возмещает расходы на капитальный ремонт помещения. Является ли замена деревянного окна на пластиковое капитальным ремонтом? Какие первичные документы в целях исчисления налога на прибыль должны быть переданы арендодателю? Как учитывать расходы по налогу на прибыль у арендатора и арендодателя? Как учитывается НДС, уплаченный при замене окна?

Ответ: Замена деревянного окна на пластиковое может являться капитальным ремонтом. Арендатор учитывает в расходах по налогу на прибыль понесенные затраты, а полученную компенсацию — в доходах, уплаченный подрядчикам НДС принимает к вычету. Передача результатов работ облагается НДС. В свою очередь, арендодатель вправе будет принять к вычету "входной" НДС, предъявленный арендатором (если объект недвижимости используется в облагаемых НДС операциях), либо включить его в расходы при исчислении налога на прибыль.

Обоснование: По договору аренды арендодатель обязуется передать во временное владение и пользование или во временное пользование арендатору имущество, при этом арендатор обязан пользоваться арендованным имуществом в соответствии с условиями договора аренды, а также поддерживать имущество в исправном состоянии, производить за свой счет текущий ремонт и нести расходы на содержание имущества (если иное не установлено законом или договором аренды). При этом, если иное не предусмотрено законом или договором аренды, обязанность по проведению за свой счет капитального ремонта возлагается на арендодателя (ст. 606, п.

Быстрый справочник отличий текущего ремонта от капиталовложений

1 ст. 615, ст. 616 Гражданского кодекса РФ).

В соответствии со ст. 1 Градостроительного кодекса РФ капитальным ремонтом объектов капитального строительства признается замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Текущий ремонт проводится в целях обеспечения надлежащего технического состояния зданий и сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ст. 55.24 ГрК РФ).

В соответствии с разд. VI Приложения 8 к Положению о проведении планово-предупредительного ремонта производственных зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденному Постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 N 279, работы по полной смене ветхих оконных блоков относятся к капитальному ремонту. Кроме того, признаками отнесения работ по замене окон к капитальному ремонту могут являться: выполнение работ, затрагивающих конструктивные элементы здания, изменение размеров оконных проемов, нарушение целостности перемычек над оконными проемами, выполнение работ по замене окон в составе других работ, на которые разработан проект капитального ремонта (Постановление ФАС Поволжского округа от 04.08.2011 по делу N А57-14145/2010).

В рассматриваемой ситуации организация-арендатор производит ремонт в арендуемом помещении, меняет деревянное окно на пластиковое. Таким образом, работы по замене оконного блока в помещении могут относиться к капитальному ремонту.

Налог на прибыль у арендодателя

Условия учета расходов у арендодателя обычные: наличие подтверждающих документов и их обоснованность (п. 1 ст. 252 Налогового кодекса РФ).

Основаниями для учета расходов на капитальный ремонт могут являться: соглашение о компенсации расходов арендатору, договор о выполнении работ (договор подряда), смета расходов на ремонт, акт выполненных ремонтных работ, акт о приемке выполненных работ (форма N КС-2) и справка о стоимости выполненных работ и затрат (форма N КС-3), иные документы. Оригиналы документов, выставленных на имя арендатора, остаются у арендатора.

Согласно позиции, представленной в Письмах Минфина России от 07.12.2017 N 03-03-06/2/81480, от 23.09.2016 N 03-03-06/1/55715, амортизируются только те неотделимые улучшения в арендованное имущество, которые носят капитальный характер, то есть связаны с достройкой, дооборудованием, реконструкцией, модернизацией, техническим перевооружением имущества. Если расходы осуществляются с целью текущего поддержания основных средств в рабочем состоянии, то такие затраты единовременно учитываются в составе прочих расходов как расходы на ремонт согласно положениям ст. 260 НК РФ.

Так как замена окон с деревянных на пластиковые не относится к достройке, дооборудованию реконструкции, модернизации или техническому перевооружению имущества, то данные расходы следует списать единовременно.

Налог на прибыль у арендатора

Что касается затрат арендатора, связанных с производством капитального ремонта, их следует рассматривать как произведенные в процессе выполнения работ для арендодателя и учитывать при расчете налога на прибыль как экономически обоснованные расходы, связанные с выполнением работ (п. 1 ст. 252, пп. 1 п. 3 ст. 315 НК РФ).

Сумма полученного возмещения учитывается арендатором для целей налогообложения прибыли в составе выручки от реализации (Письмо Минфина России от 25.01.2010 N 03-03-06/1/19).

НДС при капитальном ремонте

Сумма НДС, уплаченного арендатором при замене окна в арендованном им помещении, подлежит вычету у арендатора на общих основаниях, предусмотренных п. 1 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ.

Так, п. 1 ст. 171 НК РФ предусмотрено право налогоплательщика уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со ст. 166 НК РФ, на установленные ст. 171 НК РФ налоговые вычеты.

Таким образом, соблюдение данных условий применения налогового вычета по НДС является основанием для применения арендатором налоговых вычетов по результатам соответствующего налогового периода, в том числе в части налога, уплаченного в стоимости строительно-монтажных работ за замену окна.

Наличие у арендатора обязанности по передаче арендодателю результата произведенных работ при возврате предмета аренды не влияет на его право принять к вычету НДС, предъявленный ему подрядчиком за выполненные работы. Не влияет на применение вычета и то, что стоимость работ подлежит возмещению собственником имущества после прекращения договора аренды. Данный вывод подтверждается судебной практикой (см., например, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.08.2016 N 09АП-28250/2016-АК). При передаче арендатором арендодателю результатов работ по улучшению арендованного имущества без компенсации суммы налога, ранее принятые к вычету по этим работам, в порядке, предусмотренном НК РФ, восстанавливать не нужно (Письмо Минфина России от 16.11.2017 N 03-07-11/75600). Считаем, что данные положения распространяются и на операции по произведенному капитальному ремонту.

Следует иметь в виду, что передача арендодателю результата работ по капитальному ремонту может быть расценена налоговыми органами как операция по реализации, являющаяся объектом налогообложения по НДС у арендатора (Постановление Президиума ВАС РФ от 18.02.2014 N 12604/13). При этом принятые ранее арендатором к вычету суммы налога предъявляются им арендодателю применительно к положениям п. 1 ст. 168 НК РФ (п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33 "О некоторых вопросах, возникающих у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием налога на добавленную стоимость").

Тогда арендодатель вправе будет принять к вычету "входной" НДС, предъявленный арендатором (если объект недвижимости используется в облагаемых НДС операциях) (пп. 1 п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ), либо включить его в расходы при исчислении налога на прибыль (ст. 170 НК РФ) (абз. 5 п. 26 Постановления Пленума ВАС РФ N 33).

Все статьи Особенности разграничения подстатей 224, 225 и 226 КОСГУ в некоторых типичных ситуациях (Фимина Н.)

Разграничение сферы применения подстатей 224 "Арендная плата за пользование имуществом", 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" и 226 "Прочие работы, услуги" является зачастую непростой процедурой. По некоторым разновидностям хозяйственных операций выбор той или иной подстатьи базируется на профессиональном мнении бухгалтера. Поэтому практикующим специалистам следует внимательно отнестись к позиции контролирующих ведомств и судебных органов по данному вопросу.

Расходы по благоустройству территории

Проблема учета расходов по благоустройству территории заключается в том, что Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее — Указания N 65н), отнесение данного вида расходов на ту или иную подстатью прямо не урегулировано. Само понятие "благоустройство" является слишком широким, чтобы четко и бесспорно указать на экономическое содержание расходов. Для учета данных затрат подходят две подстатьи — 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" и 226 "Прочие работы, услуги". Поэтому практикующим специалистам для принятия итогового решения нужно анализировать положения контракта с исполнителем работ, и только на основе анализа можно сделать правильный выбор соответствующей подстатьи.
Стоит отметить, что не всегда данного подхода придерживаются судебные органы. Бывает, что, не вдаваясь в анализ условий договоров (контрактов), судьи указывают, что в перечень расходов, относящихся на подстатью 225 КОСГУ, не включаются услуги по благоустройству, поэтому их следует относить на подстатью 226 КОСГУ, так как на названную подстатью относятся расходы на выполнение работ, оказание услуг, не отнесенные на подстатьи 221 — 225. Примером тому может служить Решение Арбитражного суда Ярославской области от 08.05.2013 N А82-8669/2012.
Вместе с тем благоустройство территории представляет собой целый комплекс мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, озеленению, устройству покрытий, освещению, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства. Не все из данных мероприятий оплачиваются с отнесением на подстатью 226 КОСГУ. Подробно об этом говорится в статье "Учет расходов на благоустройство территории", опубликованной в журнале, N 5, 2014, с. 19 — 26.

Пример 1. Казенное учреждение осуществляет расходы по благоустройству территории.

В каких случаях замена окон относится к текущему ремонту

Все мероприятия, включающие устройство цветников, клумб, посадку цветов, кустарников, произведены в рамках единого контракта. Стоимость материальных запасов, использованных исполнителем работ, отдельно в контракте не выделена. До осуществления мероприятий по благоустройству на данной территории находилась временная постройка, которая к моменту заключения контракта с исполнителем была снесена.
В данном случае расходы следует отнести на подстатью 226 КОСГУ. Оснований применять подстатью 225 нет, поскольку проведенные работы направлены не на содержание имущества, а на первоначальную организацию озеленения на территории, где ранее зеленых насаждений не было.

Пример 2. На следующий год то же казенное учреждение понесло сходные расходы по благоустройству территории (в том числе на посадку цветов, обновление клумб) также в рамках единого контракта.
В данном случае расходы следует отнести на подстатью 225 КОСГУ, так как к моменту начала работ элементы озеленения уже имелись и казенное учреждение осуществляет мероприятия по их содержанию.

Пример 3. Казенное учреждение культуры произвело расходы по благоустройству территории (в том числе на посадку цветов, переустройство клумб, устройство боскетов, которых ранее на данной территории не было) также в рамках единого контракта. До осуществления мероприятий по благоустройству на территории находилась зеленая зона. Целью мероприятий по благоустройству является воссоздание исторического облика указанной зоны.
При выборе подстатьи КОСГУ бухгалтеру необходимо принимать во внимание следующее:
— данные затраты нельзя расценивать как расходы на содержание имущества, в отношении которых применяется подстатья 225 КОСГУ, поскольку речь идет о переорганизации расположения зеленых насаждений, а не об обновлении озеленения;
— затраты нельзя расценивать как расходы на реставрацию нефинансовых активов, в отношении которых применяется подстатья 225 КОСГУ;
— в данном случае в большей степени соответствует законодательству применение подстатьи 226, поскольку затраты на воссоздание исторического облика территории в перечне затрат, оплачиваемых по подстатье 225, прямо не указаны.

Продление регистрации доменного имени

Услуга по регистрации и продлению домена представляет собой занесение в реестр доменов информации о доменном имени на основании заявки заявителя.
В соответствии с Указаниями N 65н расходы по оплате договора, предусматривающего оказание услуг по продлению регистрации домена и делегированию доменного имени, следует относить на подстатью 226 "Прочие расходы и услуги" КОСГУ как затраты на оплату услуг в области информационных технологий.
В свою очередь, судьи в Постановлении ФАС ВВО от 10.07.2013 по делу N А82-8668/2012 приравняли услуги по регистрации домена к услугам по бронированию сетевого ресурса, которые согласно Указаниям N 65н отнесены к услугам связи. То есть речь идет о применении подстатьи 221 КОСГУ.
По мнению автора, руководствоваться позицией суда довольно рискованно, поскольку контролирующие органы могут не отнести услугу по регистрации и продлению домена к бронированию сетевых ресурсов. Бронирование сетевых ресурсов — это бронирование интерфейсов подключения для присоединения к сети связи общего пользования. Бронирование номеров следует понимать как стадию отношений с оператором связи, предшествующую присоединению и взаимодействию в процессе оказания услуг абонентам. Услуги по регистрации и продлению домена носят совершенно иной характер. Как указано выше, речь идет о занесении в реестр доменов информации о доменном имени, что услугами связи не является.

Расходы по содержанию имуществакак переменная часть арендной платы

Официальная позиция контролирующих ведомств по учету аренды сводится к следующему. Затраты на уплату арендной платы в соответствии с заключенными договорами аренды объектов нефинансовых активов следует относить на подстатью 224 "Арендная плата за пользование имуществом" КОСГУ. Расходы арендатора на возмещение арендодателю стоимости коммунальных услуг следует относить на подстатью 223 "Коммунальные услуги" КОСГУ. Затраты на содержание, обслуживание, ремонт нефинансовых активов, полученных в аренду, — на подстатью 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
На практике расходы по содержанию арендованного имущества часто составляют переменную часть арендной платы. Иногда размер переменной части определяется исходя из потребленных арендатором коммунальных услуг за соответствующий отчетный период на основании документов поставщиков коммунальных услуг (счетов, актов), представляемых арендодателю, пропорционально площади арендованного имущества.
Установление арендной платы, дифференцированной на две составляющие — на постоянную и переменную части, действующему законодательству не противоречит. Более того, этот вариант, пожалуй, является самым удобным для сторон договора аренды.
Довольно часто практикующие специалисты полагают, что переменная часть арендной платы учитывается так же, как и постоянная — с применением подстатьи 224 КОСГУ. Однако здесь важно добавлять существенную ремарку. Если переменная часть арендной платы представляет собой возмещение затрат по коммунальным платежам или содержанию имущества в рамках отдельного платежа (по отдельному счету), подход будет иным.
Хотелось бы предостеречь читателей от поспешных выводов и привести пример судебного решения, в котором судьи встали на сторону проверяющих.
Так, по материалам одного из дел в результате проведенной органом финансового надзора проверки было установлено нецелевое использование средств федерального бюджета, выразившееся в использовании средств, находящихся на подстатье 224 "Арендная плата за пользование имуществом" КОСГУ, на оплату расходов за коммунальные и эксплуатационные услуги, подлежащих оплате по подстатьям 223 "Коммунальные услуги" и 225 "Работы, услуги по содержанию имущества" КОСГУ.
Нарушитель указывал, что величина арендной платы состояла из постоянной части арендной платы и переменной части, эквивалентной сумме коммунальных платежей. Однако, по мнению суда, правового значения данный факт не имел. Ведь отнесение расходов учреждения на тот или иной код осуществляется исходя из экономического содержания определенной хозяйственной операции. Заключение договора аренды, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации (Решение Арбитражного суда Амурской области от 29.05.2014 N А04-1869/2014).

Пример 4. Казенным учреждением (арендатором) заключен контракт на аренду. Согласно условиям контракта арендная плата состоит из постоянной и переменной частей. Постоянная часть представляет собой твердую денежную сумму и оплачивается с отнесением на подстатью 224 КОСГУ. Переменная часть представляет собой компенсацию арендодателю затрат по содержанию имущества, оплачивается по отдельному счету арендодателя.
В данном случае затраты по содержанию арендованного имущества следует относить на подстатью 225 КОСГУ.

Пример 5. Казенным учреждением (арендатором) заключен контракт на аренду. Согласно условиям контракта:
— в состав арендной платы включается компенсация за коммунальные платежи в фиксированной сумме;
— в случае повышения тарифов (но не чаще чем раз в год) размер компенсации может изменяться, данное изменение оформляется дополнительным соглашением сторон;
— компенсация за коммунальные платежи перечисляется в общей сумме арендной платы.
Всю сумму арендной платы (включая компенсацию за коммунальные платежи) необходимо отражать с применением подстатьи 224 КОСГУ.

Пример 6. Казенным учреждением (арендатором) заключен контракт на аренду помещения. В состав арендной платы включается компенсация за коммунальные платежи в фиксированной сумме (20% от суммы арендной платы). Согласно условиям контракта компенсация перечисляется не позднее 5-го числа следующего месяца, основная арендная плата — не позднее последнего числа месяца.
В июне бухгалтер перечислил обе суммы одним платежом в последний день месяца с применением подстатьи 224 КОСГУ.
В данном случае с точки зрения гражданского права нарушений нет, поскольку в контракте в отношении сроков перечисления компенсации использована формулировка "не позднее".
С точки зрения бюджетного законодательства нарушения есть. Согласно условиям контракта основная арендная плата и компенсация разбиваются на два платежа, поэтому применяются:
— подстатья 224 КОСГУ — в отношении основной арендной платы;
— подстатья 223 КОСГУ — в отношении компенсации за коммунальные платежи.

Монтажные работы

Из Указаний N 65н следует, что затраты по монтажным работам подлежат отнесению на подстатью 226 КОСГУ. Практика позволяет выделить две существенные и противоположные друг другу проблемы правоприменения при учете монтажных работ.
С одной стороны, довольно часто практикующие специалисты при выборе подстатьи КОСГУ применяют формальный подход. Если в тексте договора (контракта) упоминается монтаж, затраты по монтажу относятся на подстатью 226 КОСГУ без проведения анализа.
Типичный пример — монтаж подвесного потолка. Замена потолочного покрытия относится к ремонтно-отделочным работам. Поэтому работы по монтажу подвесного потолка должны быть классифицированы как ремонт помещения с соответствующим отражением расходов по подстатье 225 "Работы, услуги по содержанию имущества".
Правда, справедливости ради стоит отметить, что некоторые судебные органы принимают иную точку зрения и поддерживают применение в данной ситуации подстатьи 226 (см., например, Решение Арбитражного суда Ярославской области от 07.12.2012 N А82-9507/2012).
С другой стороны, достаточно часто бухгалтеры забывают об открытом характере перечня работ, подлежащих отнесению на подстатью 226 КОСГУ. Приведем пример.

Пример 7. Казенным учреждением заключен договор подряда на выполнение работ по устройству дополнительных рабочих мест в административном здании. В смете выделен такой вид работ, как монтаж кабелей в трубках, блоках, коробах, розеток штепсельных, крышек декоративных.
При отнесении затрат на подстатью КОСГУ бухгалтер выбрал подстатью 225, несмотря на то, что в Указаниях N 65н прямо сказано, что на подстатью 226 относятся монтажные работы по установке (расширению) единых функционирующих систем, таких как локально-вычислительная сеть, система видеонаблюдения, контроля доступа и др. Бухгалтер сделал вывод, что, поскольку факта монтажа всей сети или системы в целом не было, применяется подстатья 225 КОСГУ.
В рассматриваемом случае выбор подстатьи 225 КОСГУ является нарушением. Проведенные расходы не соответствуют понятию затрат на содержание имущества, которые относятся на подстатью 225. Поэтому правильным было бы отнесение данных затрат на подстатью 226 КОСГУ.

Таким образом, в каждой конкретной ситуации следует проанализировать, действительно ли имеют место монтажные работы и не является ли указание в текстах договоров (контрактов) слова "монтаж" просто неудачным выбором терминологии.
В заключение рассмотрим еще один непростой вопрос. Как быть, если споры по вопросу выбора подстатьи КОСГУ связаны с ошибкой в тексте договора?
Рассмотрим типичный пример из судебной практики. По материалам одного из дел учреждению вменялось в вину нецелевое использование бюджетных средств: использование средств федерального бюджета, выделенных по подстатье 226 "Прочие работы, услуги", на оплату услуг по ремонту. По мнению административного органа, данные расходы подлежали оплате за счет средств по подстатье 225.
Ошибка была связана с тем, что при составлении договора была допущена опечатка. Было указано "ремонт", тогда как следовало указать "монтаж". Суд отметил, что о том, что производился именно монтаж, свидетельствовали положения сметы, акта выполненных работ, акта о приемке работ (Решение Арбитражного суда Республики Тыва от 28.07.2011 N А69-1124/2011-8).
Контролирующий орган не наделен полномочиями по проведению экспертизы договоров гражданско-правового характера, заключаемых получателями бюджетных средств. Поэтому у учреждения не оставалось иного пути для защиты своей правовой позиции — только через суд.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Замена окон за счет капремонта

Вопрос:

Заменаокон в подъезде это капитальный или текущий ремонт? Ремонт сделан за счет средств капитального ремонта, ремонт подъездов с заменой окон. Все оформлено протоколом общего собрания собственников, где принято решения работы произвести за счет средств капитального ремонта. Имела ли право управляющая компания ремонт подъездов произвести за счет средств капитального ремонта?

 

Ответ:

Собственники помещений в многоквартирном доме могут уплачивать дополнительный взнос на капитальный ремонт сверх установленного органом государственной власти субъекта РФ, если формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, приняли решение о проведении капитального ремонта и работы по такому ремонту не могут быть выполнены за счет фонда капитального ремонта.

Поскольку перечни работ по текущему и капитальному ремонту многоквартирного дома являются рекомендуемыми, невозможно утверждать, что определенный вид работ, произведенный за счет дополнительных взносов на капитальный ремонт, относится к работам, производимым при текущем ремонте. Таким образом, при наличии соответствующего решения общего собрания, и прочих условиях, указанных выше, оплата указанных в решении общего собрания работ за счет дополнительного взноса за капитальный ремонт является правомерной.

В соответствии с ч. 2 ст. 154 Жилищного кодекса РФ (далее — ЖК РФ), плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника помещения в многоквартирном доме включает в себя:

— плату за содержание и ремонт жилого помещения;

— взнос на капитальный ремонт;

— плату за коммунальные услуги.

Согласно ч. 1 ст. 158 ЖК РФ, собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, взносов на капитальный ремонт.

В рассматриваемом случае, общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме было принято решение о проведении за счет взносов на капитальный ремонт ремонта в подъезде с заменой окон.

В силу ч. 1.1 ст. 158 ЖК РФ, в случае принятия собственниками помещений в многоквартирном доме, которые формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и при этом невозможности использования средств фонда капитального ремонта на финансирование работ по капитальному ремонту, предусмотренных принятым решением собственников помещений в многоквартирном доме, в определенные принятым решением сроки собственники помещений в этом доме вправе принять на общем собрании собственников помещений в этом доме решение о дополнительном взносе для оплаты указанных услуг и (или) работ и порядке его уплаты.

В соответствии с п. п. 5, 10 Приложения N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 г.

Замена окон на пластиковые какой вид ремонта

N 170 (далее — Правила и нормы технической эксплуатации), смена и восстановление отдельных элементов (приборов) и оконных заполнений, восстановление отделки стен, потолков, полов отдельными участками в подъездах, технических помещений, в других общедомовых вспомогательных помещениях и служебных квартирах относятся к перечню работ, проводимых при текущем ремонте общего имущества многоквартирного дома.

Вместе с тем, указанное Приложение N 7 к Правилам и нормам технической эксплуатации является рекомендуемым. Также, рекомендуемым является Приложение N 8 к Правилам и нормам технической эксплуатации, которое устанавливает примерный перечень работ, производимых при капитальном ремонте жилищного фонда.

Таким образом, поскольку отсутствуют законодательно установленные перечни работ, проводимых при текущем и капитальном ремонте, то при наличии решения общего собрания о проведении работ, их финансирование возможно за счет дополнительного взноса на капитальный ремонт с учетом соблюдения условий, перечисленных в ч. 1.1 ст. 158 ЖК РФ.

УЧРЕЖДЕНИЕ МЕНЯЕТ ОКНА И ДВЕРИ

Р.П. Ничук,
эксперт Издательского Дома "Советник бухгалтера"

    Бухгалтеры государственных (муниципальных) учреждений нередко сталкиваются с необходимостью отражать в учете операции, связанные с заменой окон и дверей. Например, если в ходе планового ремонта меняют межкомнатные или входные двери и заменяют старые деревянные окна на современные пластиковые. Или если кто-то разбил окно и приходится в экстренном порядке вставлять новое стекло или стеклопакет.
 

Театр начинается с вешалки, а ремонт — с плана!

 
    Любой ремонт — "удовольствие" во всех отношениях дорогое. Поэтому необходимо к такому ответственному мероприятию готовиться заранее. В государственных (муниципальных) учреждениях ремонт, как правило, проводится за счет субсидии на иные цели. Поэтому учреждению необходимо согласовать условия и сроки получения такой субсидии.
    Обратите внимание, что в ряде случаев именно на этапе согласования с учредителем целей предоставления "иной" субсидии учреждение должно определиться, на какой именно ремонт ему нужны средства: на капитальный ремонт, реконструкцию и т. п. Так, например, согласно приказу Минкультуры России от 19.01.2012 № 13 "Об утверждении Порядка определения объема и условий предоставления из федерального бюджета субсидий Госфильмофонду России" субсидия на иные цели предоставляется, в частности:
    — на проведение капитального ремонта объектов имущественного комплекса Госфильмофонда России;
    — разработку проектно-сметной документации по объектам, подлежащим капитальному ремонту.
    Кроме того, учреждению необходимо в течение трех дней с момента принятия решения о проведении ремонта внести соответствующие изменения в план-график размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Требование об этом содержится в Порядке размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков и формы планов-графиков размещения заказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков (утв. совместным приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 27.12.2011 № 761/20н; далее — Приказ № 761/20н).
    Затем казенное или бюджетное учреждение готовит закупочную документацию и проводит процедуры размещения заказа на выполнение ремонтных работ в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ о размещении заказов. В свою очередь автономные учреждения при проведении закупок руководствуются нормами Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" и самостоятельно разработанным Положением о закупках.
    Поэтому весьма важно, чтобы уже на этапе согласования с учредителем целей выделяемых средств, при подготовке закупочной документации согласовать все виды работ со всеми заинтересованными службами учреждения, включая и бухгалтерию.

Замена окон за счет капремонта

Если позже, например, уже при подписании договора с подрядчиком выявится какая-то ошибка, то изменить условия договора и т. п. будет невозможно.
Обратите внимание, что Федеральное казначейство осуществляет строгий контроль за целевыми субсидиями и их использованием. Порядок санкционирования расходов федеральных бюджетных учреждений и федеральных автономных учреждений, источником финансового обеспечения которых являются субсидии, полученные в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 78.1 БК РФ, утвержден приказом Минфина России от 16.07.2010 № 72н.
    Кроме того, финансовые источники для проведения текущего и капитального ремонта разные.
 

Ремонт или реконструкция?

 
    Поэтому первый принципиальный вопрос, который необходимо решить на этапе планирования работ — и который напрямую влияет на порядок отражения в учете операций, связанных с заменой окон и дверей, — заключается в том, как именно следует трактовать предполагаемые работы: как текущий или капитальный ремонт либо как реконструкцию здания.
    Все дело в том, что в соответствии с пунктом 27 Инструкции по применению Единого плана счетов (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н; далее — Инструкция № 157н) в случаях реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования и частичной ликвидации (разукомплектации) объектов нефинансовых активов необходимо производить изменение их первоначальной (балансовой) стоимости. Относить затраты на реконструкцию, модернизацию или дооборудование объекта на увеличение его стоимости нужно:

после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ
и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов (срока полезного использования, мощности, качества применения и т. п.) по результатам проведенных работ.

    Кроме того, в момент принятия выполненных работ, согласно пункту 44 Инструкции № 157н, в случаях изменения в результате реконструкции или модернизации первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств комиссии по поступлению и выбытию активов нужно также принять решение о пересмотре срока полезного использования по этому объекту.
    В пунктах 127 и 130 Инструкции № 157н предусмотрено, что все затраты на реконструкцию (модернизацию) зданий и сооружений, а также иных основных средств — как вложения (инвестиции) в объекты нефинансовых активов — должны быть отражены на счете 10611 "Вложения в основные средства — недвижимое имущество учреждения".
    А после завершения соответствующих работ на сумму понесенных затрат производят увеличение первоначальной (балансовой) стоимости соответствующих объектов — с кредита счета 10611 "Вложения в основные средства — недвижимое имущество учреждения" в дебет соответствующих счетов аналитического учета счета 10100 "Основные средства" — на основании Акта о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств (ф.

Расходы на изготовление, доставку и монтаж алюминиевых конструкций

Александр Семенюк, эксперт службы правового консалтинга «ГАРАНТ», государственный советник РФ 3 класса

Учреждением заключен договор на изготовление, доставку и монтаж алюминиевых конструкций (оконных блоков и дверей). Алюминиевые конструкции предполагается использовать в том числе и для устройства перегородок. На какую статью КОСГУ следует относить указанные расходы?

Если в рамках одного договора выделены и поставка материальных ценностей (алюминиевых конструкций: окон и дверей), и выполнение монтажных работ, а по результатам исполнения обязательств оформляются накладные и акты выполненных работ, то расходы следует относить на следующие статьи (подстатьи) КОСГУ:

— 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (в части стоимости изготовленных из материалов подрядчика окон и дверей);

— 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» (в части стоимости ремонтных работ по монтажу окон и дверей).

Если же договор не будет содержать существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании актов и иных документов будет принимать только монтажные работы по установке алюминиевых конструкций (окон и дверей), в стоимость которых будет включена стоимость окон и дверей, изготовленных подрядчиком, то расходы вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ в полном объеме.

В соответствии с указаниями № 190н расходы учреждения, связанные с ремонтом нефинансовых активов, находящихся на праве оперативного управления, подлежат отнесению на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ.

К работам по ремонту, в частности, относятся и замена (установка) окон и дверей, установка перегородок.

В то же время в соответствии с указаниями № 190н отнесение расходов на тот или иной код бюджетной классификации должно осуществляться государственным (муниципальным) учреждением прежде всего исходя из экономического содержания определенной хозяйственной операции.

Замена деревянного окна на пластиковое – это капитальный ремонт?

В свою очередь экономическое содержание операции прежде всего определяется на основании предмета договора (контракта).

Нередко формулировки, содержащиеся в договорах, счетах, актах, накладных и иных документах, не позволяют четко определить статьи (подстатьи) КОСГУ, соответствующие обязательствам, которые принимает государственное (муниципальное) учреждение.

В таких случаях при обосновании своей позиции должностные лица, по нашему мнению, должны определить характер обязательств, руководствуясь положениями гражданского законодательства.

При этом предусмотренный порядок документального оформления расходов, во избежание разногласий с контролирующими органами, должен подтверждать, что учреждение принимает именно те работы (материальные ценности, услуги), выполнение (поставка, оказание) которых было обозначено в качестве предмета договора (контракта).

Статья 421 Гражданского кодекса РФ устанавливает свободу договора. Так, стороны могут заключить договор, в котором содержатся элементы различных договоров (например, поставки, возмездного оказания услуг и т.д.), предусмотренных законом или иными правовыми актами (смешанный договор). К отношениям сторон по смешанному договору применяются в соответствующих частях правила о договорах, элементы которых содержатся в смешанном договоре, если иное не вытекает из соглашения сторон или существа смешанного договора. В большинстве случаев суды при определении природы договора и отнесении его к смешанному исходят из того, что он должен содержать все существенные условия соответствующих договоров.

По нашему мнению, заключение учреждением одного смешанного договора, предусматривающего осуществление нескольких отличных по экономическому содержанию расходов, не может служить основанием для отражения всех этих расходов по какому-либо одному коду бюджетной классификации, если условия договора и предусмотренный порядок документального оформления расходов дают возможность однозначно отнести их на определенные статьи (подстатьи) КОСГУ.

Таким образом, если договор содержит все существенные условия как договора поставки, так и договора подряда, то он может быть признан смешанным. И если иное не будет вытекать из содержания договора, к отношениям сторон по такому договору будут применяться в соответствующих частях правила о договорах поставки и подряда. Отметим, что такой подход должен подтверждаться и порядком документального оформления результатов исполнения обязательств – по результатам осуществления поставки в соответствии с постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 оформляется товарная накладная (форма № ТОРГ-12), а приемка результатов работ осуществляется по акту.

Возможны ситуации, в которых смешанный договор будет содержать также все существенные условия перевозки (доставка товара в учреждение не будет являться условием договора поставки, подряда). В таких случаях условия перевозки, а также ее стоимость оговариваются в контракте отдельно, а по итогам исполнения обязательств оформляются транспортные, товарно-транспортные накладные. Оплата подобных обязательств осуществляется за счет подстатьи 222 «Транспортные услуги» КОСГУ.

Таким образом, расходы по смешанному договору в данном случае следует относить на соответствующие статьи (подстатьи) КОСГУ:

— 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» (в части стоимости изготовленных из материалов подрядчика окон и дверей);

— 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» (в части стоимости работ по установке окон и дверей).

Если же договор не будет содержать существенных условий договора поставки, а по итогам исполнения обязательств учреждение на основании актов и иных документов будет принимать только монтажные работы по установке пластиковых окон, в стоимость которых будет включена стоимость окон, изготовленных подрядчиком, то расходы вполне обоснованно могут быть отнесены на подстатью 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ в полном объеме.

Обоснованность применения подобного порядка в прошлые годы неоднократно подтверждалась как специалистами уполномоченных органов, так и независимыми специалистами.

Обратите внимание: действующие в настоящее время нормативные правовые акты, устанавливающие порядок ведения бухгалтерского учета (применения бюджетной классификации), не содержат определений таких понятий, как «ремонт», «модернизация», «дооборудование» и т.п. (в этой связи целесообразно использовать определения, приведенные в письме Минфина России от 5 февраля 2010 г. № 02-05-10/383).

Таким образом, при квалификации конкретных работ бухгалтер вынужден руководствоваться не объективными критериями, установленными соответствующими правовыми актами, а своими профессиональными суждениями, основанными на документально подтвержденной информации о конкретной хозяйственной операции.

Эти обстоятельства нередко становятся причиной появления достаточно спорных комментариев специалистов уполномоченных органов: в отдельных материалах встречается позиция, согласно которой работы по замене окон и дверей на пластиковые, устройству перегородок, связанные, например, с улучшением шумоизоляции, теплоизоляции помещений, изменением планировки помещений, ремонтом не являются и могут рассматриваться в качестве модернизации (реконструкции).

В этой связи совсем не лишним представляется оформление перед осуществлением расходов документов, обосновывающих квалификацию оплачиваемых работ в качестве устранения неисправностей (восстановления работоспособности) здания (помещения, сооружения), подписанных соответствующими должностными лицами (комиссией) учреждения.