Запрещено взыскание налога

Главная — Статьи

Взыскание налогов в принудительном порядке

Если налогоплательщик не уплатил налог в установленный срок, то налоговый орган взыскивает с него сумму налога в принудительном порядке (п. 1 ст. 46 НК РФ).

Взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика

Для этого налоговики направляют в банк, где открыт расчетный счет налогоплательщика, поручение на списание и перечисление в бюджет денежных средств налогоплательщика (п. 2 ст. 46 НК РФ).

Согласно поправкам, внесенным Федеральным законом от 27.07.2010 N 229-ФЗ в п. 2 ст. 46 НК РФ, налоговые органы могут направлять поручение как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Порядок направления поручения в электронном виде должен установить ЦБ РФ по согласованию с ФНС России.

В прежней редакции п. 4 ст. 46 НК РФ был установлен период, в течение которого налоговики должны направить в банк, в котором открыт счет налогоплательщика, поручение на списание денежных средств. На это им отводился месяц со дня принятия решения о взыскании налога.

Поскольку документы, направленные в банк в электронном виде по телекоммуникационным каналам, будут поступать в тот же день, из п. 4 ст. 46 НК РФ исключено положение о месячном сроке направления поручения на взыскание налога.

Если денежных средств на счетах налогоплательщика недостаточно, то налоговики будут взыскивать налог за счет иного имущества организации или индивидуального предпринимателя (п. 1 ст. 47 НК РФ). Взыскание налога за счет имущества производится по решению руководителя налогового органа. Причем подобное решение должно быть принято в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Благодаря Закону N 229-ФЗ п. 1 ст. 47 НК РФ дополнен следующими положениями. Решение о взыскании налога за счет имущества организации или индивидуального предпринимателя, которое принято после истечения годичного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может взыскать с налогоплательщика недоимку по налогу в судебном порядке. Заявление в суд налоговики могут подать в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. При этом срок подачи заявления, пропущенный по уважительной причине, может быть восстановлен судом.

Порядок исчисления налога

В случаях, когда обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, он обязан не позднее 30 дней до наступления срока платежа направить налогоплательщику уведомление на уплату налога (ст. 52 НК РФ).

Согласно поправкам, внесенным в ст. 52 НК РФ, подобное уведомление налоговые органы могут передать налогоплательщику тремя способами:

— лично под расписку;

— по почте заказным письмом;

— в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Форматы и порядок направления налогоплательщику налогового уведомления в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи будет устанавливать ФНС России.

Требование об уплате налога и сбора

Если налогоплательщики не перечислили налог в установленный срок, налоговики направляют ему требование об уплате налога (п. 1 ст. 69 НК РФ). Законодатели изменили срок, в течение которого налогоплательщики должны исполнить требование об уплате налога. Согласно прежней редакции п. 4 ст. 69 НК РФ требование должно было быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты его получения. В новой редакции указан иной срок — 8 рабочих дней.

Такая поправка имеет смысл в том случае, если на период, в течение которого налогоплательщик должен исполнить требование об уплате налога, выпадают нерабочие праздничные дни. Например, если налогоплательщик получил требование на уплату налога 31 декабря 2010 г., то по старым правилам срок исполнения требования истекает 10 января 2011 г. По новым правилам этот срок истечет только 20 января 2011 г.

Если же на период исполнения требования праздничные дни не приходятся, то срок исполнения требования по-прежнему будет составлять 10 календарных дней (8 раб. дн. + 2 вых. дн.).

Согласно поправкам, внесенным в п. 6 ст. 69 НК РФ, требование об уплате налогов налоговики могут передавать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

На официальном сайте ФНС размещен проект приказа "Об утверждении Порядка направления налогоплательщику требования об уплате налога, сбора, пени, штрафа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи".

В процессе электронного документооборота налоговые органы и налогоплательщики обмениваются следующими электронными документами:

— требованиями об уплате;

— подтверждениями оператора электронного документооборота о дате направления требования об уплате;

— квитанциями о приеме требования об уплате;

— уведомлениями об отказе.

Дата, указанная в подтверждении оператора электронного документооборота, будет считаться датой направления налогоплательщику требования об уплате в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.

Требование об уплате считается принятым налогоплательщиком, если налоговому органу поступила квитанция о приеме требования об уплате, подписанное электронной цифровой подписью налогоплательщика.

При этом квитанция должна быть направлена в налоговый орган в течение следующего рабочего дня после отправки требования.

Приостановление операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей

Статьей 76 НК РФ установлен порядок приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей налоговыми органами. Правила, установленные этой статьей, применяются также в отношении приостановления операций по счетам в банках (п. 11 ст. 76 НК РФ):

— налогового агента — организации и плательщика сбора — организации;

— индивидуальных предпринимателей — налогоплательщиков, налоговых агентов, плательщиков сборов;

— нотариусов, занимающихся частной практикой (адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты);

— налогоплательщиков, налоговых агентов.

В то же время только в отношении организаций установлен запрет на открытие новых счетов при наличии решения о приостановлении операций по уже открытым счетам в банке (п. 12 ст. 76 НК РФ).

Законодатели эту оплошность исправили. Согласно поправкам, внесенным в п. 12 ст. 76 НК РФ, при наличии решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке, а также по счетам лиц, указанных в п. 11 ст. 76 НК РФ, банк не вправе открывать этой организации и этим лицам счета.

Бывает, что после принятия решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке у организации поменялось название или реквизиты счета.

Должен ли в этом случае банк исполнять решение о приостановлении счета?

В прежней редакции ст. 76 НК РФ об этом ничего не говорилось. Благодаря поправкам, внесенным в п. 7 ст. 76 НК РФ, решение налогового органа подлежит исполнению банком также в отношении организации-налогоплательщика, изменившей свое наименование, и операций по счету, имеющему измененные реквизиты.

Банк обязан сообщить в налоговый орган об остатках денежных средств организации-налогоплательщика на счетах в банке, операции по которым приостановлены. Сделать это они должны не позднее следующего дня после дня получения решения налогового органа о приостановлении операций по счетам (п. 5 ст. 76 НК РФ). После вступления в силу Закона N 229-ФЗ эти сообщения банк должен будет отправлять в электронном виде. Форматы сообщений, а также порядок их направления в банк в электронном виде будут утверждены ЦБ РФ по согласованию с ФНС России. Такие поправки внесены в п. 5 ст. 76 НК РФ.

В случае если общая сумма денежных средств налогоплательщика-организации, находящаяся на счетах, операции по которым приостановлены на основании решения налогового органа, превышает сумму, указанную в этом решении, налогоплательщик может подать в налоговый орган заявление об отмене приостановления операций.

До принятия соответствующего решения налоговый орган может направить в банк запрос об остатках денежных средств на этих счетах. Сделать это налоговики обязаны в течение дня, следующего за днем получения заявления от налогоплательщика (п. 9 ст. 76 НК РФ). Законодатели установили срок, в течение которого банк должен передать в налоговые органы сообщение об остатках денежных средств на счетах налогоплательщика, — не позднее следующего дня после получения запроса налогового органа. Подобное сообщение банк обязан передавать в электронном виде. Такие дополнения внесены в п. 9 ст. 76 НК РФ.

Законодатели уточнили порядок отмены приостановления операций по счетам в банках. В частности, если отмена приостановления операций по счетам налогоплательщика-организации в банке осуществляется по основаниям, предусмотренным иными федеральными законами, принятие налоговым органом решения об отмене приостановления таких операций не требуется. Соответствующие поправки внесены в п. 9.1 ст. 76 НК РФ.

В настоящее время налоговые органы обязаны выплатить проценты в случае нарушения налоговым органом срока отмены решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке или срока вручения представителю банка решения об отмене приостановления операций. Это установлено п. 9.2 ст. 76 НК РФ.

С 1 января 2011 г. начислять проценты в пользу налогоплательщиков налоговым органам придется и в случае неправомерного вынесения налоговым органом решения о приостановлении операций по счетам налогоплательщика-организации в банке.

Проценты будут начисляться на сумму денежных средств, в отношении которой действовало это решение, за каждый календарный день, начиная со дня получения банком решения о приостановлении операций по счетам до дня получения банком решения о его отмене. При этом процентная ставка будет приниматься равной ставке рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей в период неправомерного приостановления операций по счетам. Такие поправки внесены в п. 9.2 ст. 76 НК РФ.

Арест имущества

Арест имущества выступает в качестве способа обеспечения исполнения решения о взыскании налога, пеней и штрафов (п. 1 ст. 77 НК РФ). Решение об аресте имущества отменяется уполномоченным должностным лицом налогового или таможенного органа при прекращении обязанности по уплате налога, пеней и штрафов (п. 13 ст. 77 НК РФ).

Законодатели установили срок, в течение которого налоговый или таможенный орган обязан уведомить налогоплательщика об отмене решения об аресте имущества, — 5 рабочих дней после дня его принятия. Такие дополнения внесены в п. 13 ст. 77 НК РФ.

Налоговая ответственность

Быстрая навигация:Каталог статейИные вопросы Принудительное взыскание налога… с депозитного счета (Титаева Н.)

Принудительное взыскание налога… с депозитного счета (Титаева Н.)

Дата размещения статьи: 28.10.2015

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или ИП в банках и его электронные денежные средства. Под удар могут попасть и денежные средства, которые налогоплательщик хранит на своих депозитных счетах. Однако их взыскание производится в особом порядке.

Несвоевременная уплата налога чревата тем, что налоговики могут взыскать его в принудительном порядке. В соответствии с п. 3 ст. 46 Налогового кодекса (далее — Кодекс) после истечения срока, указанного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев с момента его окончания налоговый орган выносит решение о взыскании налога за счет денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) и его электронных денежных средств.

В первую очередь взыскание налога в принудительном порядке производится с рублевых расчетных (текущих) счетов, а при недостаточности средств на этих счетах — с валютных счетов должника (п. 5 ст. 46 НК). Взыскание налога с валютных счетов производится в сумме, эквивалентной сумме платежа в рублях по курсу Банка России, установленному на дату продажи валюты. С валютных счетов долг взыскивается в следующем порядке. Руководитель (заместитель руководителя) налогового органа одновременно с поручением на перечисление налога направляет поручение банку на продажу не позднее следующего дня валюты должника. При этом расходы, связанные с продажей иностранной валюты, также ложатся на плечи налогоплательщика (налогового агента).

Обратите внимание! Поручение налогового органа на перечисление сумм налога в бюджетную систему РФ направляется в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) — организации или индивидуального предпринимателя, и подлежит безусловному исполнению банком в очередности, установленной гражданским законодательством РФ.

Что же касается депозитных счетов, то тут действуют другие правила. Однако прежде стоит разобраться, что собой представляют депозитные счета.

Депозитный счет 

Согласно ст. 834 Гражданского кодекса по договору банковского вклада (депозита) одна сторона (банк), принявшая поступившую от другой стороны (вкладчика) или поступившую для нее денежную сумму (вклад), обязуется возвратить сумму вклада и выплатить проценты на нее на условиях и в порядке, предусмотренных договором. Депозитные счета могут открывать как физические, так и юридические лица для размещения свободных денежных средств на фиксированный срок под проценты. Это также следует из п. 2.10 Инструкции Банка России от 30 мая 2014 г. N 153-И. И если вкладчиком является гражданин, то договор банковского вклада признается публичным договором (ст. 426 ГК). Но, пожалуй, самое важное — в п. 3 ст. 834 ГК сказано, что юридические лица не вправе перечислять находящиеся во вкладах (депозитах) денежные средства другим лицам. Иными словами, расходные операции по таким счетам запрещены.

На самом деле у депозитных счетов есть масса преимуществ. Процентные ставки по таким счетам обычно значительно выше, чем по текущим счетам. Это обусловлено, в том числе, как раз и тем, что вкладчики не имеют возможности расходовать данные средства до окончания срока договора. Как правило, процентная ставка зависит, в том числе, от срока, на который деньги переводятся на депозит, и от периода уведомления о досрочном расторжении договора.

К сведению! Банки обязаны выдавать налоговым органам справки о наличии счетов, вкладов (депозитов) в банке и (или) об остатках денежных средств на счетах, вкладах (депозитах), выписки по операциям на счетах, по вкладам (депозитам) организаций, ИП и физических лиц, не являющихся ИП, а также справки об остатках электронных денежных средств и о переводах электронных денежных средств. На все про все банкам отводится три дня с момента получения мотивированного запроса налогового органа (п. 2 ст. 86 НК).

Особые правила 

Собственно говоря, особенность депозитных счетов диктует и правила, по которым производится принудительное взыскание налоговой недоимки за счет этих средств. В п. 5 ст. 46 НК сказано, что не производится взыскание налога с депозитного счета налогоплательщика (налогового агента), если не истек срок действия депозитного договора. Это объясняется довольно просто. Ведь в противном случае "наказан" будет не только налогоплательщик-должник, но и банк.

При наличии указанного договора налоговый орган вправе дать банку поручение на перечисление по истечении срока действия депозитного договора денежных средств с депозитного счета на расчетный (текущий) счет налогоплательщика (налогового агента), если к этому времени не будет исполнено направленное в этот банк поручение налогового органа на перечисление налога.

Таким образом, налоговая недоимка может быть списана в бюджет только после окончания срока действия депозитного договора. В то же время у налоговиков есть право "подстраховаться" и направить в банк поручение на перечисление денег с депозитного счета на "расчетник" непосредственно после "закрытия" этого договора. А налог за счет данных средств будет списан только в том случае, если к этому моменту инкассовое поручение налогового органа еще не будет исполнено в полном объеме. Тем самым исключается списание одного и того же долга дважды.

Итак, налоговый орган для того, чтобы "депозитные" средства должника-налогоплательщика (налогового агента) в счет погашения налоговой недоимки были перечислены в бюджет, должен направить в банк два поручения.

Во-первых, это поручение на перечисление средств с депозитного счета на "расчетник" должника по окончании срока действия депозитного договора. Форма этого поручения утверждена Приказом ФНС России от 23 июня 2014 г. N ММВ-7-8/330@ (в ред. Приказа ФНС России от 20 марта 2015 г. N ММВ-7-8/116@).

Во-вторых, "стандартное" поручение на списание и перечисление денежных средств со счетов налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента). Его форма приведена в Приложении N 1 к Приказу ФНС России от 23 июня 2014 г. N ММВ-7-8/330@ (см. также Письмо ФНС России от 31 августа 2015 г. N СА-4-8/15316).

В завершение отметим, что только при нехватке или отсутствии денег на счетах налогоплательщика либо его электронных денежных средств, а также при отсутствии информации об открытых счетах в банках налог может быть взыскан за счет иного имущества (ст. 47 НК). При этом Конституционный Суд РФ еще в Определении от 4 июня 2009 г. N 1032-О-О указал, что данная процедура может применяться только после того, как налоговым органом налогоплательщику будет направлено требование об уплате налога (ст. 69 НК) с установлением в нем срока для добровольного погашения возникшей недоимки, при этом само выявление недоимки осуществляется в рамках строго регламентированных Кодексом процедур налогового контроля (ст. ст.

Принудительное взыскание налога… с депозитного счета (Титаева Н.)

88 и 89 НК). И обращение взыскания на имущество налогоплательщика допускается только после исчерпания возможностей взыскания задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика в банке (п. 7 ст. 46 НК).

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:



Вернуться на предыдущую страницу

Последние новости
27 марта 2018 г.
Проект федерального закона № 424632-7 "О внесении изменений в части первую, вторую и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации"

Цель законопроекта — закрепление в гражданском законодательстве некоторых положений, отталкиваясь от которых, российский законодатель мог бы осуществлять регулирование рынка существующих в информационно-телекоммуникационной сети новых объектов экономических отношений (в обиходе — "токены", "криптовалюта" и пр.), обеспечивать условия для совершения и исполнения сделок в цифровой среде, в том числе сделок, позволяющих предоставлять массивы сведений (информацию).

20 марта 2013 г.
Проект федерального закона № 419090-7 "Об альтернативных способах привлечения инвестирования (краудфандинге)"

Законопроектом регулируются отношения по привлечению инвестиций коммерческими организациями или индивидуальными предпринимателями с использованием информационных технологий, а также определяются правовые основы деятельности операторов инвестиционных платформ по организации розничного финансирования (краудфандинга). Деятельность по организации розничного финансирования (краудфандинга) заключается в оказании услуг по предоставлению участникам инвестиционной платформы доступа к ее информационным ресурсам. 

12 марта 2013 г.
Проект Федерального закона № 410960-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс РФ и ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса РФ"

Законопроект направлен на усиление ответственности за нарушения в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. Анализ правоприменения свидетельствует о наличии определенных пробелов в законодательном регулировании ответственности за злоупотребления в сфере госзакупок со стороны лиц, представляющих интересы государственных или муниципальных заказчиков, а также лиц, исполняющих государственные или муниципальные контракты.

7 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 408171-7 ""Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ"

Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.

1 марта 2018 г.
Проект Федерального закона № 403657-7 "О внесении изменений в статью 18.1 Федерального закона "О защите конкуренции"

Цель данного законопроекта — уточнение оснований для обжалования в антимонопольный орган нарушений порядка осуществления в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства, в том числе при проведении торгов. Вносимые изменения позволят антимонопольному органу оперативно восстанавливать нарушенные права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся субъектами градостроительных отношений, во внесудебном порядке.

В центре внимания:

Администрация муниципального образования "Всеволожский муниципальный район" Ленинградской области (место нахождения: 188643, Ленинградская обл., г. Всеволожск, Колтушское шоссе, 138, ОГРН 1064703000911, ИНН 4703083640; далее — администрация) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области (место нахождения: 191124, Санкт-Петербург, ул. Смольного, 3, ОГРН 1089847323026, ИНН 7840396953; далее — управление, УФАС) от 19.01.2017 по делу N 64-03-221-РЗ/17 и вынесенного на основании этого решения предписания УФАС от 19.01.2017 по тому же делу.

Дата размещения статьи: 13.03.2018

Развитие и правовое регулирование системы страхования вкладов на примере России и Чехии (Горош Ю.В., Швейгл Й.)

Дата размещения статьи: 15.01.2018

Доплаты к стоимости построенной квартиры: споры сторон (Симич И.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Опасности, которые таит цифровизация (Москалева О.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Проблемы судебного доказывания таможенной стоимости товаров (Микулин А.)

Дата размещения статьи: 15.11.2017

Бесплатная консультация юриста по телефонам:

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 777-08-62 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

О процедуре принудительного взыскания недоимки

Главная — Статьи

Взыскание налога, пени и штрафа в судебном порядке

С организаций и индивидуальных предпринимателей недоимка взыскивается во внесудебном порядке. Однако НК РФ в ст. ст. 45 — 47 содержит ряд положений, при наличии которых налоговые органы взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов вправе только в судебном порядке.
Налоговые органы вправе взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов только через суд:

  • при наличии оснований, перечисленных в п. 2 ст. 45 НК РФ;
  • в случае пропуска, установленного срока на внесудебное взыскание налога (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ).

Положения п. 2 ст. 45 НК РФ предписывают налоговым органам обратиться в суд в четырех случаях:

1) если у организации, которой открыт лицевой счет;

2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);

3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика;

4) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога возникла по результатам проверки федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.

Срок на подачу в суд заявления о взыскании налога и пени п. 2 ст. 45 НК РФ не установлен. Однако правоприменительная практика пошла по пути, что заявление о взыскании налога должно быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (п. 12 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации").
В свою очередь, срок на взыскание штрафа установлен ст. 115 НК РФ. Согласно ст. 115 НК РФ заявление о взыскании штрафа с организации или индивидуального предпринимателя в случаях, предусмотренных пп. 1 — 3 п. 2 ст. 45 НК РФ, может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. В случае отказа в возбуждении или прекращения уголовного дела, но при наличии налогового правонарушения срок подачи заявления исчисляется со дня получения налоговым органом постановления об отказе в возбуждении или о прекращении уголовного дела.

Второе обстоятельство, когда налоговый орган вправе взыскать суммы неуплаченных налогов, пени и штрафов только через суд, это пропуск срока на внесудебное взыскание налога, пени и штрафа (п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ). В случае пропуска срока на принятие:

  • решения о взыскании налога за счет денежные средств на счетах налогоплательщика в банках налоговый орган, согласно п. 3 ст. 46 НК РФ, вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога;
  • решения о взыскании налога за счет иного имущества налогоплательщика налоговый орган, согласно п. 1 ст. 47 НК РФ, вправе обратиться с соответствующим заявлением в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Следует обратить внимание, что обращения в суд, согласно п. 3 ст. 46 и п. 1 ст. 47 НК РФ, исчисляется от срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, НК РФ установлена возможность налоговому органу обратиться в суд с заявлением о взыскании недоимки в случае пропуска срока на принятие решений как по ст. 46 НК РФ, так и по ст. 47 НК РФ, причем согласно п. 3 ст. 46 НК РФ срок на обращение с заявлением в суд составляет шесть месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, а по п. 1 ст.

С каких счетов налоговики могут произвести взыскание?

47 НК РФ срок на обращение с заявлением в суд составляет два года со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Шесть месяцев и два года это большой срок на обращение с заявлением в суд, однако налоговым органом и этот срок может быть пропущен. Законодатель в НК РФ предусмотрел для налогового органа возможность обращения в суд с ходатайством о его восстановлении.

Восстановление пропущенного срока на взыскание налога, пени и штрафа. На сегодняшний день НК РФ представляет налоговому органу в случае пропуска срока подачи заявления в суд право обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу заявления о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Это право закреплено в п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ. Такое ходатайство может быть удовлетворено судом только при условии, когда срок был пропущен по уважительной причине. Анализ судебной практики свидетельствует, что налоговый орган не может доказать уважительность причины пропуска срока в суде. Тем не менее такое право для налогового органа в НК РФ закреплено, и имеются примеры восстановления срока. Так, в Определении ВАС РФ от 8 июня 2012 г. N ВАС-7387/12 по делу N А82-8299/2011 указано, что суды правомерно сочли, что срок восстановлен по уважительной причине, так как была неопределенность с подведомственностью дела.

Таким образом, возможность восстановления пропущенного срока установлена п. 3 ст. 46, п. 1 ст. 47 НК РФ, а значит, при наличии на то оснований пропущенный срок взыскания налога, пени и штрафа может быть восстановлен судом.

Взыскание налога, пени и штрафа сбора, пеней, штрафа при их взыскании в судебном порядке производится на основании вступившего в законную силу судебного акта в соответствии с Федеральным законом от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве".

К оглавлению: Пени, штрафы, взыскания

Налоговая ответственность, Налоговые споры