Зарплата контрактного управляющего

Re: Включение контрактного управляющего в штатное расписание

AlenaKukolkina » 08 сен 2016, 15:24

AlenaKukolkina писал(а):Необходимо ли включать контрактного управляющего в штатное расписание? Необходимо ли вводить отдельную штатную единицу?

Как контрактным управляющим, так и работником контрактной службы (в том числе ее руководителем) может быть только работник заказчика (см. ч.ч. 1 — 3 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, п.п. 6, 9 Типового положения (регламента) о контрактной службе, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 N 631, письмо Минэкономразвития России от 31.01.2014 N ОГ-Д28-834).
Поэтому возложение на работников функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, возможно только в соответствии с трудовым законодательством (см. также ответ на вопрос 2 в приложении к письму Минэкономразвития России от 30.09.2014 N Д28И-1889).
Вместе с тем, как следует из письма Минэкономразвития России от 17.09.2014 N Д28и-1782, должностное лицо, на которого возложены обязанности работника контрактной службы, контрактного управляющего, является соответствующим субъектом независимо от наименования должностей в штатном расписании. Соответственно, заказчик может как вводить в штатное расписание отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего, так и не делать этого.
В зависимости от того, вводятся ли в штатное расписание отдельные должности, различаются и способы возложения на работников контрактной службы, контрактного управляющего необходимых функций и полномочий. При этом новые штатные единицы могут вводиться как в случае образования контрактной службы в виде отдельного структурного подразделения, так и в случае, когда такое подразделение не образуется. Кроме того, в каждом из названных случаев можно возложить обязанности работника контрактной службы на уже работающего сотрудника.
Более того, по мнению Минэкономразвития России, отраженному в письме от 04.06.2015 N Д28и-1514, функциями контрактной службы может быть наделено уже существующее структурное подразделение, причем оно не обязательно должно носить наименование "контрактная служба" в штатном расписании (см., например, п. 5 Положения о контрактной службе Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России от 31.03.2014 N 51, в соответствии с которым контрактной службой является отдельное структурное подразделение — Департамент управления делами).
Рассмотрим каждый из способов возложения на работников указанных в ч.

Назначение контрактного управляющего

4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ функций и полномочий.

1. В штатном расписании заказчика введены отдельные должности работников контрактной службы, контрактного управляющего.
В этом случае подразумевается наличие в штатном расписании заказчика самостоятельных штатных единиц.
Занятие вакантных штатных единиц работников контрактной службы, контрактного управляющего может быть произведено любым из предусмотренных Трудовым кодексом РФ способов, а именно путем:
— заключения c работником трудового договора по основному месту работы или по совместительству (внутреннему или внешнему);
— перевода уже работающего сотрудника на соответствующую должность в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 — 72.2 ТК РФ.
Также возможно поручить уже работающему сотруднику дополнительную работу по должности работника контрактной службы или контрактного управляющего путем совмещения должностей в соответствии со ст. 60.2 ТК РФ. В такой ситуации штатная единица останется вакантной.
Во всех этих случаях работа по должности работника контрактной службы, контрактного управляющего является оплачиваемой (часть первая ст. 15, часть первая ст. 60.2, ст. 151 ТК РФ).

2. В штатном расписании заказчика не предусмотрено отдельных должностей работников контрактной службы, контрактного управляющего.
В этом случае выполнять обязанности работников контрактной службы, контрактного управляющего могут только уже работающие на других должностях работники заказчика.
Если изначально должность работника не предполагает выполнение функций и полномочий, предусмотренных ч. 4 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, то в рамках трудовых отношений необходимо изменить условия трудового договора по соглашению сторон в обычном порядке в соответствии со ст. 72 ТК РФ, а также должностную инструкцию. Изменение заработной платы в этом случае также производится по соглашению сторон. При этом нормы Трудового кодекса РФ, обязывающие увеличить заработную плату при изменении круга обязанностей работника, отсутствуют.
Если же трудовые обязанности, выполняемые работником в соответствии с трудовым договором и должностной инструкцией, не отличаются от тех, которые он должен выполнять после получения статуса работника контрактной службы или контрактного управляющего, то с точки зрения Трудового кодекса РФ трудовая функция не меняется, а значит, отсутствует необходимость внесения изменений в ранее заключенный с таким работником трудовой договор.
Тем не менее внести изменения в трудовой договор в порядке, предусмотренном ст.ст. 72 или 74 ТК РФ, потребуется, если принято решение о:
— переименовании должности работника;
— переименовании структурного подразделения, в котором работает сотрудник, если условие о структурном подразделении является условием трудового договора.

Независимо от выбранного работодателем способа оформления отношений с работниками контрактной службы, контрактными управляющими, работодателю необходимо обеспечить соответствие квалификации таких работников нормативным требованиям. Согласно ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок.
Кроме того, в соответствии со ст. 195.3 ТК РФ если ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ установлены требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения определенной трудовой функции, профессиональные стандарты в части указанных требований обязательны для применения работодателями. В иных случаях характеристики квалификации, которые содержатся в профессиональных стандартах, применяются работодателями в качестве основы для определения требований к квалификации работников с учетом особенностей выполняемых работниками трудовых функций, обусловленных применяемыми технологиями и принятой организацией производства и труда.
Профессиональный стандарт "Специалист в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н, профессиональный стандарт "Эксперт в сфере закупок" утвержден приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 626н.
Таким образом, в части требований к квалификации, установленных ч. 6 ст. 38 Закона N 44-ФЗ, данные профессиональные стандарты обязательны к применению. Следует отметить, что указанные профстандарты зачастую устанавливают более жесткие требования к квалификации работников, чем те, что предусмотрены приведенной нормой Закона N 44-ФЗ. Так, например, в отношении работников, выполняющих обязанности, отнесенные к отдельным обобщенным трудовым функциям, предусмотрены требования к опыту работы. Данные требования в силу ст. 195.3 ТК РФ носят рекомендательный характер для работодателя, поскольку Закон N 44-ФЗ их не устанавливает. Аналогичная точка зрения выражена в письме Минэкономразвития России от 27.06.2016 N Д28и-1744.AlenaKukolkinaСпециалист Государственного комитета РТ по закупкамСообщения: 450Зарегистрирован: 01 июл 2014, 10:34

Все статьи Что должен знать учредитель о закупках бюджетного учреждения в соответствии с Законом N 223-ФЗ (Воробьева О.М., Шавылина Ю.А.)

Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее — Закон N 44-ФЗ) установил право бюджетных учреждений осуществлять часть своих закупок в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" (далее — Закон N 223-ФЗ).
Для реализации своего права в 2014 г. бюджетному учреждению необходимо:
1) разработать положение о закупке (ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ);
2) направить такое положение о закупке на утверждение органу, осуществляющему функции и полномочия учредителя бюджетного учреждения (далее — учредитель) (п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ);
3) до 1 апреля 2014 г. разместить утвержденное положение о закупке на официальном сайте www.zakupki.gov.ru (ч. 25 ст. 112 Закона N 44-ФЗ). До размещения указанного положения бюджетные учреждения осуществляют все закупки в соответствии с Законом N 44-ФЗ.
Особая роль учредителя в процессе утверждения положения о закупке закреплена в п. 6 ч. 3 ст. 2 Закона N 223-ФЗ (с учетом изменений, внесенных в указанную статью Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 396-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"). Именно учредитель в итоге определяет содержание положения о закупке, а то и вовсе решает вопрос о возможности и целесообразности осуществлять часть закупок подведомственным бюджетным учреждением в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
Итак, что нужно знать учредителю о закупках подведомственного бюджетного учреждения в соответствии с Законом N 223-ФЗ, чтобы не стать "препятствием", а быть помощником при осуществлении бюджетным учреждением эффективной закупочной деятельности?
Во-первых, следует помнить, что у бюджетного учреждения с 1 января 2011 г.

Контрактный управляющий — востребованная профессия XXI века

изменился порядок финансирования и деятельности. Случилось это благодаря реформе государственных (муниципальных) учреждений, начало которой положил Федеральный закон от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений" (далее — Закон N 83-ФЗ). Основной идеей Закона N 83-ФЗ было сужение круга "получателей бюджетных средств" за счет изменения статуса бюджетных учреждений и перевод таких учреждений на принцип самоокупаемости.
В связи с этим гарантированное бюджетное финансирование по смете для таких учреждений было заменено субсидиями, выделяемыми на выполнение государственного (муниципального) задания. Дополнительно бюджетные учреждения были наделены правом заниматься деятельностью, приносящей доход, причем поступления от данной деятельности в полном объеме стали оставаться в распоряжении таких учреждений. Государство перестало нести субсидиарную ответственность по долгам бюджетного учреждения. Бюджетные учреждения по своему статусу приблизились к автономным учреждениям и перестали быть "получателями бюджетных средств".
Соответственно, эффективность деятельности бюджетного учреждения теперь напрямую зависит от его конкурентоспособности, которая, в свою очередь, зависит от ряда факторов, в том числе от режима закупок товаров, работ, услуг, необходимых бюджетному учреждению для осуществления платных видов деятельности.
Во-вторых, нужно понимать какие именно направления расходов существуют у бюджетного учреждения за счет денежных средств, перечисленных в пп. 1 — 3 ч. 2 ст. 15 Закона N 44-ФЗ (будем их называть "внебюджетные" средства). Бывает такое, что внебюджетные средства бюджетное учреждение тратит на выплату заработной платы и премирование сотрудников либо в качестве софинансирования коммунальных платежей, а закупки иных товаров, работ, услуг за счет указанных средств не осуществляются или осуществляются в малом объеме.
Следовательно, разработка и утверждение положения о закупке для такого бюджетного учреждения являются бессмысленными: оно ему попросту не нужно (нет предмета регулирования), либо трудозатраты, которые могут возникнуть у бюджетного учреждения в связи с применением двойного режима закупок, могут быть не сопоставимы с общим эффектом от принятия соответствующего решения.
Если же у бюджетного учреждения хотя бы 5% от всех расходов приходится на закупки товаров, работ, услуг за счет внебюджетных средств, есть почва, чтобы подумать над осуществлением таких закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ.
В-третьих, следует знать об основных преимуществах, которые имеет Закон N 223-ФЗ перед Законом N 44-ФЗ, позволяющих организациям, применяющим Закон N 223-ФЗ, несмотря на определенную формализацию закупочного процесса, оставаться конкурентоспособными, не парализовать свою деятельность и оправдывать трудозатраты, которые могут возникнуть у бюджетного учреждения в связи с применением двойного режима закупок.
К таким преимуществам относятся:
1. Гибкое планирование. Планирование по общему правилу осуществляется только на один год, обосновывать закупки не требуется, план может быть изменен в любой момент и по любой причине.
2. Можно закупать продукцию с указанием в техническом задании конкретных товарных знаков без добавления слов "или эквивалент".
3. Медицинские организации могут закупать лекарственные средства по их торговым наименованиям, а не по МНН.
4. Не требуется обосновывать начальную (максимальную) цену договора.
5. Можно установить квалификационные требования к участникам закупок, исключить среди потенциальных поставщиков недобросовестные организации.
6. Можно придумать свою систему способов закупок и случаи применения каждого из них. Вместо электронных аукционов можно провести электронный конкурс или электронный запрос предложений.
7. Заказчик сам устанавливает критерии и порядок оценки и сопоставления заявок, в том числе может установить значимость критерия "качество и квалификация" выше значимости критерия "цена".
8. Можно ввести в число оснований закупки у единственного поставщика исключенные из Закона N 44-ФЗ случаи закупки в качестве генерального подрядчика (генерального исполнителя) по контракту или договору и закупки за счет грантов, срочные непредвиденные закупки, закупки по результатам несостоявшихся процедур.
9. По Закону N 223-ФЗ можно вносить изменения в заключенный с победителем договор: продлить сроки, увеличить цену, изменить объем и т.д.
Безусловно, данные преимущества, правильным образом отраженные в положении о закупке, позволят бюджетному учреждению иметь условия для своевременного и полного обеспечения потребностей в товарах, работах, услугах с необходимыми показателями цены, качества и надежности, эффективно расходовать денежные средства.
Как помочь бюджетному учреждению при решении вопроса об осуществлении им закупок по Закону N 223-ФЗ?
В настоящее время у сотрудников бюджетного учреждения отсутствуют достаточные знания о Законе N 223-ФЗ и практике его применения, в частности, отсутствует возможность сделать качественное положение о закупке, учитывающее особенности закупочной деятельности бюджетного учреждения. Данные барьеры могут затормозить принятие решения об осуществлении закупок по Закону N 223-ФЗ, тем самым повлиять на эффективность деятельности бюджетного учреждения.
Поэтому учредитель, учитывая его полномочия по утверждению положения о закупке, может оказать весьма существенную помощь подведомственным учреждениям.
Данная помощь может заключаться в разработке типового проекта положения о закупке. У подведомственных учреждений, несмотря на специфику деятельности, есть общие правила при закупках тех или иных товаров, работ, услуг. Например, учреждения здравоохранения закупают лекарственные препараты, поэтому основной упор в положении о закупке необходимо делать именно на закупку данного товара:
— как будут формироваться долголетние планы закупок лекарственных средств;
— какой способ закупок будет оптимальным при закупке лекарственных средств: аукцион при условии, что приобретаются лекарственные препараты конкретного торгового наименования, или конкурс при закупке лекарственных средств по МНН с возможностью выбора победителя исходя из оптимального соотношения цены и качества препарата;
— какие требования предъявлять к участникам закупок (явно здесь необходимо учитывать опыт бесперебойных поставок);
— в каких случаях можно заключить договор напрямую с единственным поставщиком (срочная поставка, дополнительная закупка к ранее заключенному в соответствии с Законом N 44-ФЗ договору, закупка препарата, назначенного пациенту по решению врачебной комиссии, и т.д.).
Наличие типового положения о закупке позволит оптимизировать деятельность учреждения по разработке конкретного положения о закупке.
При утверждении положения о закупке, а также вносимых в него изменений целесообразно учитывать специфику деятельности бюджетного учреждения. К решению вопроса об утверждении положения о закупке нужно подходить взвешенно. Надо помнить, что при переходе на Закон N 223-ФЗ у бюджетного учреждения другая часть закупок (за счет средств субсидии на выполнение государственного (муниципального) задания и средств ОМС) будет осуществляться по Закону N 44-ФЗ. Следовательно, трудозатраты у бюджетного учреждения на осуществление закупок возрастут. Оправдать такие трудозатраты сможет лишь тот эффект, который можно достигнуть за счет правильного положения о закупке. Поэтому типовое положение о закупке — хорошо, но положение, учитывающее специфику деятельности бюджетного учреждения, еще лучше.
Дополнительно целесообразно проинформировать подведомственные бюджетные учреждения об основных шагах по переходу на Закон N 223-ФЗ. Важно помнить, что помимо разработки и утверждения положения о закупке бюджетному учреждению необходимо "технически" подготовиться к работе по Закону N 223-ФЗ, в том числе:
1. Получить электронную подпись для руководителя бюджетного учреждения и иных сотрудников, которые будут осуществлять регистрацию бюджетного учреждения и размещать информацию на официальном сайте.
Электронную подпись бюджетное учреждение покупает за свой счет в любом из аккредитованных Минкомсвязью России удостоверяющих центров (список тут: http://minsvyaz.ru/ru/directions/?regulator=118). Для работы по Закону N 223-ФЗ необходимо получить усиленную квалифицированную электронную подпись, соответствующую требованиям Федерального закона от 6 апреля 2011 г. N 63-ФЗ "Об электронной подписи" и Приказа ФСБ России от 27 декабря 2011 г. N 795 "Об утверждении Требований к форме квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи".
2. Зарегистрировать бюджетное учреждение на сайте http://gosuslugi.ru. Регистрация осуществляется с электронной подписью руководителя бюджетного учреждения. Для регистрации необходим СНИЛС руководителя (номер, указанный в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования).
На сайте http://gosuslugi.ru зарегистрировать сотрудников бюджетного учреждения, которые будут размещать информацию на официальном сайте. Для регистрации также необходим СНИЛС сотрудников бюджетного учреждения (номер, указанный в страховом свидетельстве обязательного пенсионного страхования).
В личном кабинете на сайте http://gosuslugi.ru руководитель бюджетного учреждения должен зайти на вкладку "Сотрудники" и присоединить к организации всех сотрудников, зарегистрировавшихся на данном сайте, указав Ф.И.О. и СНИЛС таких лиц. В указанном личном кабинете сотрудники наделяются функциями "Администратор" и (или) "Уполномоченный специалист" для работы в информационной системе "Официальный сайт (223-ФЗ)".
Далее необходимо зайти на сайт http://www.zakupki.gov.ru и зарегистрироваться в порядке, установленном совместным Приказом Минэкономразвития России и Федерального казначейства от 10 августа 2012 г. N 506/13н.
И наконец, размещаем положение о закупке. В личном кабинете в левой колонке необходимо выбрать "Реестр положений о закупке", затем на появившейся странице нажать на гиперссылку "+ Создать положение о закупке", в появившемся окне поставить отметку напротив слов "Собственное положение о закупке" и нажать "Продолжить", после чего последовательно ввести все сведения, требуемые сайтом, и нажать "Завершить формирование положения" — "Опубликовать".
Также напоминаем, что до 1 апреля 2014 г. бюджетному учреждению необходимо подготовить и разместить план закупок, осуществляемых в соответствии с Законом N 223-ФЗ. План закупок формируется в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 17 сентября 2012 г. N 932 "Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана" и размещается в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 10 сентября 2012 г. N 908 "Об утверждении Положения о размещении на официальном сайте информации о закупке".
Подробную справку для бюджетных учреждений учредитель может скачать на сайте Института госзакупок (www.roszakupki.ru) по данной ссылке http://roszakupki.ru/upload/documents/rulemaking/8_shagov_po_perehodu_na_223-FZ.pdf и направить подведомственным бюджетным учреждениям.
В целях подготовки бюджетного учреждения к осуществлению закупок в соответствии с Законом N 223-ФЗ, а также с целью оказания методической помощи учредителям бюджетных учреждений Институт госзакупок предлагает услуги по:
— разработке типового проекта положения о закупке для конкретного ведомства;
— разработке положения о закупке под конкретные требования бюджетного учреждения;
— экспертизе разработанного бюджетным учреждением положения о закупке, а также предложений о его изменении на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации;
— проведению ведомственных семинаров, тренингов, круглых столов, обучения в иных формах по вопросам применения Федерального закона от 18 июля 2011 г.

N 223-ФЗ и иных нормативных актов, регулирующих вопросы осуществления закупок;
— консультированию по выбору оптимальных для бюджетного учреждения способов закупки и условий их применения;
— подготовке и сопровождению процедур закупок;
— разработке документации о закупке.
Получить более подробную информацию можно на сайте Института www.roszakupki.ru.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

НОРМИРОВАНИЕ ТРУДА КОНТРАКТНОГО УПРАВЛЯЮЩЕГО

О.Л. Лобанова
консультант по управлению закупками
Академии промышленного менеджмента им. Н.П. Пастухова, г. Ярославль

    Деятельность государства по борьбе с коррупцией и за повышение прозрачности бюджетных расходов требует определенных жертв. Результатом такой борьбы становится усложнение отдельных хозяйственных операций. Как следствие, чтобы остаться на плаву, учреждениям приходится постоянно повышать квалификацию ряда специалистов, а при необходимости и вводить новые штатные должности.
    При этом перед руководителем встает вопрос: какие должностные обязанности возложить на работника, а также нужно ли создавать отдельное самостоятельное подразделение для реализации норм законодательства?
 

Будущее — за профессионалами!

 
    О том, что в государственных и муниципальных учреждениях закупками должны заниматься профессионалы, мы уже рассказывали на страницах нашего журнала .

Контрактный управляющий: должностная инструкция

Ни для кого не секрет, что у большинства заказчиков регламентированные закупки являются дополнительным процедурным обременением. Прежде всего, это связано с нехваткой квалифицированных кадров и высокой степенью текучести кадров в закупках.
Однако, решив принять на работу квалифицированного в области закупочного законодательства специалиста, руководитель учреждения должен решить ряд вопросов:
    — какой объем работы поручить такому специалисту;
    — достаточно ли объема работы для одной штатной единицы или нужно открыть несколько ставок;
    — как проконтролировать выполнение специалистом/специалистами выполнение соответствующего объема работы?
    К сожалению, в настоящее время отсутствуют какие-либо рекомендованные или утвержденные соответствующими органами исполнительной власти рекомендации по установлению численности и определению сложности и объемов выполняемых закупочными специалистами работ. Следовательно, определенные исследования в этом направлении государственные и муниципальные учреждения должны провести самостоятельно.
 

Объем закупок

 
    Начинать такие исследования следует, прежде всего, с определения объема осуществляемых конкретным учреждением-заказчиком закупок товаров (работ, услуг).
    Заказчик, чей совокупный годовой объем закупок превышает сто миллионов рублей, обязан создать контрактную службу, при этом создание отдельного структурного подразделения как штатной единицы не является обязательным. В иных случаях заказчик обязан назначить должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта (далее — контрактный управляющий).

Переименование должности в связи с введением в действие профстандарта для специалиста в сфере закупок

Вопрос:

В настоящее время функции контрактного управляющего в учреждении исполняет экономист с высшим образованием и дополнительным профессиональным образованием в сфере закупок (256 часов).

Внесение в штатное расписание должности специалиста по закупкам

В связи с вводом профессионального стандарта "специалист в сфере закупок" обязательно ли с 01.07.2016 переименовывать должность "экономист" на должность "контрактный управляющий"?

Хотелось бы разобраться до конца. Прежде чем переименовать должность, необходимо знать в какую профессиональную квалификационную группу, к какому квалификационному уровню отнесена должность "контрактный управляющий", так как необходимо обосновать оклад по этой должности.

С другой стороны, если в должностную инструкцию "экономиста" входят функциональные обязанности и экономиста и функции контрактного управляющего, есть ли необходимость в переименовании должности? Штат нашего медицинского учреждения не позволяет по каждому новому требованию вводить в штат новые должности. Просто на работающих специалистов дополнительно возлагаются новые функциональные обязанности.

Ответ:

Работодатели обязаны руководствоваться положениями профессиональных стандартов в части квалификационных требований только к определенным должностям (профессиям, специальностям, видам работ), когда это прямо предусмотрено ТК РФ, иными федеральными законами и нормативно-правовыми актами, а также когда в соответствии с ТК РФ, иными федеральными законами с выполнением работ по данным должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений.

Поскольку к должности контрактного управляющего "привязаны" квалификационные ограничения, наименование должности должно быть указано в соответствии с утвержденным профстандартом.

В рассматриваемой ситуации рекомендуем оформить выполнение трудовой функции специалиста по закупкам внутренним совместительством или совмещением должностей.

Обоснование:

С учетом разъяснений Минтруда России (письмо от 04.04.2016 N 14-0/10/13-2253) с 1 июля 2016 года применение профстандартов работодателями станет обязательным в следующих случаях:

  • согласно части 2 статьи 57 ТК РФ наименование должностей, профессий, специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках или профессиональных стандартах, если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений;
  • согласно статье 195.3 ТК РФ (в редакции, которая начнет действовать с 01.07.2016) требования к квалификации работников, содержащиеся в профессиональных стандартах, обязательны для работодателя в случаях, если они установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Приказом Минтруда России от 10.09.2015 N 625н утвержден профстандарт для должности "Специалист по организации закупок".

Поскольку работодатель будет обязан применять профессиональные стандарты в части требований к квалификации работника, если они установлены законодательством, а такие требования в рассматриваемой ситуации установлены Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (часть 6 статьи 38, часть 23 статьи 112), то профстандарт для "Специалиста по организации закупок" с 01.07.2016 будет обязателен в части требований образования в сфере закупок.

Обязанность переименовать должности в соответствии с профессиональными стандартами отсутствует напрямую в законодательстве.

Между тем, как было указано выше, обязанность применять стандарты в части наименований должностей возникает, если выполнение работ по должности связано с предоставлением компенсаций, льгот либо наличием ограничений (абзац 3 части 2 статьи 57 ТК РФ). В таком случае наименование должности должно быть указано в соответствии с утвержденным профстандартом.

Полагаем, что к категории "ограничения" относятся также и квалификационные ограничения, установленные в данном случае Законом N 44-ФЗ. Следовательно, название профессии, должности экономиста, осуществляющего деятельность по осуществлению, контролю и управлению закупками, стоит привести в соответствие с таким стандартом.

Вместе с тем по условиям вопроса экономист выполняет как функциональные обязанности экономиста, так и функции контрактного управляющего, то есть в трудовую функцию экономиста включены функции и полномочия, перечисленные в части 4 статьи 38 Закона N 44-ФЗ.

В такой ситуации целесообразно не переименовывать должность экономиста, а ввести в штатное расписание соответствующую должность специалиста по закупкам — в профстандарте специалиста по закупкам приведены возможные наименования должностей, профессий (в том числе должность контрактного управляющего), и работодателю следует, изучив функционал вводимой должности, выбрать подходящую должность, под него подпадающую. Квалификационный уровень также выбирайте исходя из трудовой функции и квалификационных требований, предъявленных к должности — так, по должности контрактного управляющего в зависимости от названных факторов установлены с 5-го по 7-й квалификационный уровень.

Нововведенную должность экономист вправе занять:

  • на условиях внутреннего совместительства, если работа выполняется в свободное от основной работы время (оформляется заключением трудового договора с обязательным указанием на то, что данная работа является совместительством, статьи 60.1, 282 ТК РФ);
  • на условиях совмещения должностей по правилам статьи 60.2 ТК РФ, если дополнительная работа выполняется в течение установленной продолжительности рабочего дня (смены) наряду с работой, определенной трудовым договором (оформляется путем заключения дополнительного соглашения к существующему трудовому договору, при этом в соответствии со статьей 151 ТК РФ работнику производится доплата).

Лисицкая О.С.,

эксперт по гражданскому, корпоративному и трудовому праву