Заседание комиссии по легализации налоговой базы

Как не попасть на заседание комиссии по легализации налоговой базы?

Федеральная налоговая служба выпустила Письмо от 17.07.2013 N АС-4-2/12722, в котором подробно изложила принципы работы комиссий налоговых органов по легализации налоговой базы. Какие показатели отчетности гарантируют вызов на заседание? Как анализируются данные о налогоплательщике? Что грозит организации, которая не выполнит требований контролеров?

Цель работы комиссии — увеличение поступлений налогов в бюджет путем побуждения налогоплательщиков, в отношении которых установлены факты (либо имеются достаточные основания полагать о наличии фактов) неполного отражения в учете хозяйственных операций, несвоевременного перечисления налогов, фальсификации налоговой и бухгалтерской отчетности (или отсутствия объяснимых причин тех или иных результатов деятельности налогоплательщиков), к самостоятельному уточнению налоговых обязательств.

Предметом рассмотрения на заседаниях комиссии являются вопросы правильности формирования налоговой базы и полноты уплаты налогоплательщиками (налоговыми агентами):

  • налога на добавленную стоимость;
  • налога на прибыль организаций;
  • налога на доходы физических лиц;
  • налога на имущество организаций и физических лиц;
  • земельного налога;
  • транспортного налога;
  • единого налога при УСНО и ЕНВД.

Работа налоговых органов по легализации налоговой базы включает следующие этапы:

  1. отбор налогоплательщиков, чья деятельность подлежит рассмотрению на заседаниях комиссий, на основании информации, имеющейся в налоговом органе и информационных ресурсах;
  2. проведение аналитических и контрольных мероприятий в отношении налогоплательщиков;
  3. направление информационных писем налогоплательщикам в целях побуждения их к самостоятельной оценке представленной налоговой отчетности и внесения изменений в нее, к погашению задолженности по налогам и к иным действиям;
  4. подготовка материалов для рассмотрения на комиссии (формирование досье налогоплательщика);
  5. рассмотрение деятельности налогоплательщиков на заседаниях комиссий;
  6. мониторинг показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков, чья деятельность рассмотрена на комиссиях;
  7. подготовка информации в отношении налогоплательщиков, не принявших меры по устранению выявленных нарушений, с целью повторного рассмотрения их деятельности на заседаниях комиссий при управлениях ФНС по субъектам РФ или межведомственных комиссий в органах местного самоуправления субъектов РФ, а также для рассмотрения вопроса о назначении выездной налоговой проверки.

Как проходит отбор налогоплательщиков?

Рассмотрим первый этап подробнее. Шансы организации попасть на заседание комиссии велики, если:

  • в декларации по налогу на прибыль за предыдущие два налоговых периода, а также в отчетном (налоговом) периоде текущего года по строке 100 листа 02 заявлено отрицательное значение (убыток);
  • строка 100 листа 02 декларации по налогу на прибыль не заполнена и расходы, признанные в целях налогообложения за анализируемый период, превысили сумму доходов;
  • налоговая нагрузка по налогу на прибыль, акцизам, единому налогу при УСНО, а также по НДФЛ, уплачиваемому индивидуальными предпринимателями, низка. Так, например, налоговая нагрузка по налогу на прибыль равна отношению суммы исчисленного налога на прибыль (строка 180 листа 02 декларации по налогу на прибыль) к общей сумме доходов от реализации и внереализационных доходов (сумма строк 010 и 020 листа 02 декларации по налогу на прибыль) за соответствующий отчетный (налоговый) период. Под низкой налоговой нагрузкой по налогу на прибыль для организаций, осуществляющих производство продукции (товаров, работ, услуг), понимается нагрузка, составляющая менее 3%, для организаций, осуществляющих торговую деятельность, — менее 1%;
  • налоговая нагрузка по НДС низка (по декларациям, представленным за ряд налоговых периодов, отношение подлежащего вычету НДС к сумме начисленного налога составляет 89% и более);
  • имеется задолженность по перечислению НДФЛ;
  • поступления НДФЛ относительно предыдущего налогового периода снизились более чем на 10%. Сопоставляются удержанные суммы НДФЛ, отраженные в форме 2-НДФЛ, с поступлениями НДФЛ, отраженными в карточках расчетов с бюджетом (КРСБ). Дополнительно анализируются данные отчетности (расчеты) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование. Отбор налоговых агентов, перечисление НДФЛ которыми снижено на 10% и более относительно аналогичного периода предыдущего года, производится на основании данных КРСБ в части уплаты налога. При отборе анализируется динамика с учетом имеющейся в налоговом органе информации о среднесписочной численности и данных, представленных налогоплательщиком в территориальные органы ПФР;
  • выплачиваемая заработная плата ниже среднего уровня по видам экономической деятельности в регионе. Расчет производится исходя из общей суммы доходов, выплаченных налоговым агентом физическим лицам (данные формы 2-НДФЛ), и среднесписочной численности сотрудников;
  • индивидуальный предприниматель заявил профессиональный налоговый вычет в размере более 95% от общей суммы полученного за налоговый период дохода (отношение рассчитывается по декларациям по форме 3-НДФЛ, представленным за налоговый период, а именно показатель строки 120 листа В (профессиональные вычеты) делится на показатель строки 110 листа В (доходы от предпринимательской деятельности));
  • индивидуальный предприниматель отразил в декларациях по НДС выручку от реализации, при этом в налоговой декларации по форме 3-НДФЛ заявил доход, равный нулю, либо не представил налоговые декларации по форме 3-НДФЛ за соответствующий период.

Примечание. Если налоговый агент по НДФЛ имеет обособленные подразделения, состоящие на учете в иных налоговых органах, в том числе за пределами региона, при отборе учитываются данные в целом по налоговому агенту.

Какие показатели деятельности налогоплательщика анализируются?

Следующий этап — анализ показателей деятельности налогоплательщика. В Приложении к рассматриваемому Письму ФНС приведены разработанные для этой цели формы документов.

Обратите внимание! Вне зависимости от основания, по которому в отношении налогоплательщика инициированы контрольные действия, аналитические мероприятия осуществляются в целом, то есть по всем налогам.

Критерии оценки рисков поименованы в Приложении 7. Перечислим некоторые из них:

  • низкая налоговая нагрузка — ниже ее среднего уровня по хозяйствующим субъектам в конкретной отрасли (по виду экономической деятельности);
  • значительное (более 10%) отклонение уровня рентабельности по данным бухгалтерского учета от уровня рентабельности для данной сферы деятельности по данным статистики;
  • отражение в налоговой отчетности убытков на протяжении нескольких периодов;
  • опережающий темп роста расходов по сравнению с темпом роста доходов от реализации товаров (работ, услуг);
  • резкое сокращение собственного имущества, в том числе стоимости основных средств, по данным бухгалтерского баланса или декларации по налогу на имущество либо наличие оплаты основных средств при анализе выписки по операциям на счетах налогоплательщиков. Это может свидетельствовать о выводе активов организации без отражения таких операций для целей налогообложения (например, подготовка к ликвидации или реорганизации в виде передачи основных средств и материальных активов в счет погашения задолженности, передачи имущества в уставный капитал дочернего общества либо зависимым лицам, уменьшение нераспределенной прибыли без выплаты дивидендов);
  • резкое увеличение кредиторской задолженности при одновременном снижении объема активов либо значительное превышение кредиторской задолженности над выручкой от реализации и дебиторской задолженностью. Данное обстоятельство может свидетельствовать о подготовке юридического лица к ликвидации или банкротству;
  • снижение дебиторской задолженности в значительных размерах. Причиной данного обстоятельства может явиться необоснованное включение суммы безнадежных долгов в состав расходов при исчислении налога на прибыль;
  • систематическое заявление сумм НДС к возмещению налогоплательщиками с убыточной деятельностью (отсутствием прибыли либо прибылью незначительных размеров при значительном суммарном объеме выручки (дохода) от реализации);
  • движение в значительных объемах наличных денежных средств (показатели отчета о движении денежных средств) при отсутствии значительных изменений показателей бухгалтерского баланса, что может свидетельствовать о занижении выручки от реализации;
  • предоставление в значительных размерах займов другим организациям при осуществлении видов деятельности, по которым предусмотрена возможность оплаты наличными денежными средствами (может свидетельствовать о сокрытии выручки (дохода));
  • два и более случая (с момента государственной регистрации) представления в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы в части сведений об адресе (месте нахождения), если указанные изменения влекут необходимость изменения места постановки на учет по месту нахождения данного налогоплательщика (миграция между налоговыми органами);
  • отражение в расходах налогоплательщика штрафных санкций за фактически не имевшее место неисполнение договорных обязательств;
  • перенос налоговой нагрузки по налогу на прибыль и (или) НДС на другую организацию;
  • умышленное завышение расходов (вычета НДС) в результате включения затрат по договорам с фирмами, имеющими признаки недобросовестности, на оказание услуг, не имеющих материального результата (транспортных, консультационных, информационных, по управлению организацией и пр.);
  • включение в расходы значительных сумм процентов по долговым обязательствам (займам, кредитам) в случаях, когда размер дебиторской задолженности, числящейся у организации, настолько значителен, что при ее погашении необходимость в привлечении заемных средств отпадает, и (или) в числе наиболее крупных дебиторов налогоплательщика находятся учредители данных организаций, дочерние организации, иные взаимозависимые лица;
  • отнесение на расходы по основному виду деятельности затрат по видам деятельности, в отношении которых применяется специальный налоговый режим в виде ЕНВД;
  • учет в текущем налоговом периоде затрат, относящихся к будущим периодам;
  • завышение сумм нормируемых расходов.

По налогоплательщикам, имеющим низкую налоговую нагрузку по НДС с высокой долей налоговых вычетов, дополнительно применяются следующие критерии оценки рисков:

  • отсутствие в декларации по НДС суммы налога, подлежащей восстановлению, перед получением освобождения от уплаты НДС, а также при переходе на специальные налоговые режимы, при наличии остатков товаров, основных средств, нематериальных активов на конец отчетного периода по данным бухгалтерского баланса;
  • отсутствие в декларации по НДС суммы налога, подлежащей восстановлению, при наличии сведений о передаче имущества, нематериальных активов и имущественных прав в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, что может свидетельствовать о занижении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет;
  • принятие к вычету суммы НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным налоговым агентом при отсутствии начисленных и уплаченных в бюджет налоговым агентом сумм НДС в предыдущих налоговых периодах;
  • превышение налогового вычета по НДС, ранее исчисленного с сумм предоплаты (частичной оплаты), над суммой НДС, исчисленной с реализации в текущем налоговом периоде;
  • превышение доходов от реализации, отраженных индивидуальными предпринимателями в декларациях по форме 3-НДФЛ, над налоговой базой от реализации товаров, заявленной в декларациях по НДС, что может свидетельствовать о занижении налоговой базы для исчисления НДС.

Для налоговых агентов и налогоплательщиков — индивидуальных предпринимателей налоговыми рисками по НДФЛ являются:

  • отсутствие текущих платежей по НДФЛ при регулярном направлении денежных средств на выплату заработной платы (по данным банковских выписок), а также на уплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование;
  • значительное превышение заработной платы работников предпенсионного возраста над заработной платой остальных работников;
  • выплата среднемесячной заработной платы на одного работника ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ, что может свидетельствовать о применении "конвертной схемы" выплаты заработной платы.

Наряду с вышеперечисленным контролеры анализируют уровень налоговой нагрузки. Сначала рассчитывается нагрузка налогоплательщика по налоговым периодам в зависимости от применяемой системы налогообложения, потом определяются аналогичные налогоплательщики и рассчитывается их налоговая нагрузка (в случае отсутствия информации исследуются среднеотраслевые значения налоговой нагрузки). Затем анализируется отклонение уровня налоговой нагрузки налогоплательщика от максимального значения. Если отклонение велико, налоговики проанализируют финансовые потоки налогоплательщика (составят схему движения денежных средств, схему ведения бизнеса, проанализируют сделки). Наряду с прочим контролеры могут выявить контрагентов, обладающих признаками недобросовестности (минимальная численность, минимальные суммы начислений в бюджет, отсутствие материально-технической базы, массовый учредитель, руководитель, адрес массовой регистрации, несоответствие вида деятельности поставляемой продукции, иные признаки недобросовестности). На следующем этапе осуществляется оценка соответствия показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика критериям оценки рисков в соответствии с концепцией системы планирования выездных налоговых проверок (Приказ ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@).

Как проходят заседание комиссии и подготовка к нему?

При выявлении низкой налоговой нагрузки, высокого удельного веса вычетов по НДС, низкой заработной платы, непогашенной задолженности по НДФЛ, ошибок (искажений) налоговой отчетности и других фактов налогоплательщику направляется информационное письмо. В нем отражаются факты (в том числе отклонения, противоречия) и вопросы, возникшие в ходе подготовки к заседанию комиссии, ответы на которые планируется получить при рассмотрении деятельности налогоплательщика. В информационном письме налогоплательщику предложат:

  • самостоятельно уточнить налоговые обязательства в порядке, установленном ст. 81 "Внесение изменений в налоговую декларацию" НК РФ;
  • провести оценку рисков деятельности в соответствии с концепцией системы планирования выездных налоговых проверок.

Со дня получения информационного письма у налогоплательщика будет десять рабочих дней, чтобы представить уточненные налоговые декларации, погасить задолженность по налогам, дать пояснения по причинам и обстоятельствам, ставшим основанием для приглашения на комиссию. Если в течение указанного срока ответа от налогоплательщика не последует, в его адрес будет направлено уведомление о вызове на комиссию <1>.

<1> Форма уведомления утверждена Приказом ФНС России от 31.05.2007 N ММ-3-06/338@.

Примечание. Информационное письмо направляется налогоплательщику не позднее чем за месяц до даты планируемого проведения заседания комиссии.

Деятельность налогоплательщика на заседании комиссии рассматривается в индивидуальном порядке. Должностному лицу (представителю) организации, либо индивидуальному предпринимателю, либо физическому лицу предлагается представить пояснения по выявленным фактам, несоответствиям и уточнить мероприятия, проводимые (либо запланированные к проведению) в целях улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности и недопущения нарушения норм налогового законодательства. По итогам рассмотрения комиссия формулирует рекомендации налогоплательщику по устранению нарушений, допущенных при формировании налоговой базы, а также по принятию мер, направленных на ликвидацию убыточности и уплату налогов.

Комиссия по легализации налоговой базы: что делать, если вас туда вызвали

Указанные рекомендации, а также срок для устранения нарушений (искажений) отражаются в протоколе заседания, с которым налогоплательщик должен быть ознакомлен под подпись. Копия протокола по желанию налогоплательщика может быть ему вручена.

Как правило, на устранение нарушений отводится десять рабочих дней, исчисляемых с даты заседания комиссии.

К сведению. По результатам рассмотрения деятельности налогоплательщика на заседании комиссии информация о заседании может быть направлена в правоохранительные, контролирующие и иные органы (например, в органы внутренних дел, территориальные органы ФМС, государственные инспекции труда и т.п.), а также в администрации муниципальных образований для принятия решений в соответствии с их компетенцией.

В случае неявки налогоплательщика на заседание комиссии по уважительной причине заседание может быть отложено. В этом случае налогоплательщику повторно направляется уведомление о вызове на комиссию.

Если надлежащим образом уведомленный налогоплательщик не явился на комиссию, к нему в обязательном порядке применяются меры ответственности, предусмотренные ст. 19.4 КоАП РФ (предупреждение или наложение штрафа на граждан в размере от 500 до 1000 руб., на должностных лиц — от 2000 до 4000 руб.). Кроме того, если данные отчетности налогоплательщика не свидетельствуют о положительном изменении финансового состояния, контролеры вправе повторно вызвать его на комиссию, вызвать на аналогичную комиссию в УФНС по субъекту РФ, провести предпроверочный анализ либо подготовить материалы для назначения выездной налоговой проверки.

Как в дальнейшем контролируются налогоплательщики, вызванные на комиссию?

С учетом того, что основной целью работы комиссии является обеспечение дополнительного поступления в бюджет налогов, последующая работа в отношении всех налогоплательщиков, рассмотренных на комиссии, заключается в проведении ежеквартального мониторинга по следующим направлениям:

  • анализ представленных после заседания комиссии уточненных налоговых деклараций с увеличением налоговых обязательств (уменьшением убытка) и определением сумм налогов, дополнительно поступивших в бюджет;
  • контроль за погашением задолженности по НДФЛ;
  • мониторинг динамики численности и заработной платы;
  • мониторинг динамики показателей налоговой нагрузки.

Ежемесячно отслеживаются поступления НДФЛ в бюджет в отношении налоговых агентов, имеющих задолженность по перечислению НДФЛ и выплачивающих заработную плату ниже среднего уровня по коду видов экономической деятельности.

В случае если по результатам мониторинга, проведенного в отношении указанной категории налогоплательщиков, положительных тенденций не выявлено и пояснения не представлены, весь пакет документов по данным налогоплательщикам передается в отдел предпроверочного анализа для рассмотрения вопроса об их включении в план выездных налоговых проверок.

Е.Ю.Каримова

Эксперт журнала

"Аптека: бухгалтерский учет

и налогообложение"

Комиссии ФНС по легализации налоговой базы

Госорганы › Единая налоговая справочная служба — номер телефона ИФНС для справок

Бесплатный телефон горячей линии налоговой инспекции — контакт-центр ФНС для консультации

Для обращения плательщиков по вопросам уплаты налогов и сборов работает телефон бесплатной горячей линии Налоговой службы России:

8 (800) 222-22-22

Обратившись по указанному единому справочному номеру контакт-центра ФНС, любой плательщик налогов (физлицо или юрлицо) может задать вопросы по деятельности структур и подразделений указанной службы, получить полноценные консультации по налоговому учету, начислению, срокам и процессу уплаты налогов.

Звонки на рассматриваемый единый справочный телефон Налоговой службы бесплатны для звонящего с любого стационарного или мобильного аппарата, находящегося на территории нашей страны. Кроме того, граждане могут воспользоваться услугами принадлежащего им личного кабинета налогоплательщика.

Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц позволяет осуществить следующие действия:

  • Оформить или узнать собственный ИНН в Налоговой службе;
  • Владеть данными о возможной задолженности по любым видам налогов и сборов, погасить указанную задолженность в режиме онлайн, а также возвратить на собственный счет излишне перечисленные суммы налога;
  • Предоставить онлайн декларацию о своих доходах;
  • Получить причитающуюся вам налоговую компенсацию;
  • Проконсультироваться по всему спектру вопросов налогообложения;
  • Подать жалобу на действия или наоборот бездействие сотрудников налоговых органов.

Личный кабинет для индивидуальных предпринимателей позволяет:

  • Предоставить пакет документов необходимых для осуществления регистрации предпринимательства в режиме онлайн на сайте Налоговой службы РФ;
  • Довести до сведения налоговых органов о факте изменения состояния расчетного счета;
  • Осуществить проверку контрагентов;
  • Предоставить собственную налоговую и бухгалтерскую отчетность;
  • Получить информацию о возможном отсутствии оплаты по любым сборам, при необходимости можно внести требуемую сумму в режиме реального времени, а также вернуть на свой расчетный счет излишне взысканные суммы налога;
  • Предоставить, необходимые данные для начала процедуры окончания деятельности ИП;
  • Получить подробные разъяснения по заданным вопросам;
  • Пожаловаться на действия налоговых органов.

Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц дает возможность:

  • Предоставить нужные для проведения оформления юридического лица документы онлайн;
  • Поставить в известность налоговое ведомство об открытии или закрытии всех видов счетов;
  • Провести проверку контрагентов по базе ФНС;
  • Своевременно предоставить всю необходимую налоговую и бухгалтерскую документауию;
  • Получить данные о неполной уплате налогов, оплатить ее онлайн, а при необходимости возвратить на собственные счета, неверно уплаченные суммы налога;
  • Предоставить весь комплект документов требуемых для завершения деятельности организации или запуска процедуры банкротства данного юридического лица;
  • Получить все необходимые на данный момент пояснения по налоговым вопросам.

Контакты федеральной налоговой службы:

Оставить отзыв (2)

Все статьи Разговор по душам: вызов на комиссию по легализации налоговой базы (Пономарева О.)

Налоговая комиссия служит инструментом налогового контроля, и хотя он не предусмотрен Налоговым кодексом нашей страны, это не мешает фискальному органу применять это изобретение к налогоплательщикам. С 2013 г. комиссии ФНС перестали иметь разные имена: убыточная комиссия, комиссия по возмещению НДС, зарплатная комиссия, комиссия по взысканию налоговых недоимок, — они получили единое название: комиссии по легализации налоговой базы (Письмо ФНС России от 17 июля 2013 г. N АС-4-2/12722). Цель у таких комиссий только одна — увеличение поступлений налогов в бюджет.

Вызываются на это мероприятие те налогоплательщики, которые "сбились с пути" полной уплаты налогов, представляют недостоверную налоговую и бухгалтерскую отчетность, чьи результаты деятельности не укладываются в рамки экономически обоснованных и допустимых.

Вызов брошен

Налогоплательщикам, попавшим под наблюдение комиссии, в качестве первого сигнала направляются информационные письма. В них отражаются факты, выявленные в ходе проверки, и предлагается уточнить свои налоговые обязательства (уменьшить сумму убытка, погасить задолженность по НДФЛ и т.д.). Если налогоплательщик не реагирует на такое письмо в течение 10 рабочих дней, его вызывают на заседание комиссии по легализации налоговой базы.
Налоговики предпочитают видеть на такой комиссии непосредственно генерального директора или главного бухгалтера компании, но не уполномоченного представителя, ссылаясь на то, что такие представители создают "присутствие для видимости". И в большинстве случаев представители действительно не в состоянии вести конструктивный разговор. Кроме этого, налоговики хотят убедиться (и мы не можем их за это осуждать), что руководитель компании, вызванный на комиссию, не является номинальным, а ведет реальный бизнес и осведомлен о его нюансах.

Пример. Директор московской торговой компании получил уведомление из налоговой инспекции вскоре после того, как его бухгалтерия подала декларацию по НДС. Энтузиазма присутствовать на комиссии не было, и давать пояснения о высоком размере НДС ему не хотелось. К тому же в этот день у директора планировалась важная командировка в Краснодар. Но он все-таки решил "принять вызов" налоговиков. Директор попросил о переносе даты, налоговики пошли ему навстречу, и комиссия состоялась. Налогоплательщик впоследствии о своих действиях не пожалел. Во-первых, он узнал, что инспекция "имела" на его компанию, и затем, используя информацию от налоговиков, предпринял шаги по защите своих интересов. Во-вторых, явившись на вызов налоговой и представив достаточно общую информацию о бизнес-деятельности, директор уберег свою компанию от назначения выездной налоговой проверки.

Правила работы налоговой инспекции таковы, что отказ налогоплательщика представить информацию считается одним из главных критериев для включения его компании в план выездных налоговых проверок.

Группа поддержки

Руководитель компании имеет право прийти на налоговую комиссию в сопровождении доверенного юриста или адвоката. Попытки налоговых инспекторов не допускать таких лиц на комиссию незаконны, т.к. никто не имеет права лишать гражданина РФ права на квалифицированную юридическую помощь (ст. 48 Конституции РФ). Поэтому, если вы считаете, что сможете эффективно отстаивать свою точку зрения в присутствии адвоката или лиц, более осведомленных в конкретных вопросах, вы имеете право приходить на комиссию в каком угодно составе. Как показывает практика, если вы настаиваете, то налоговики проведут заседание комиссии в присутствии всех нужных вам участников. Прийти со своей поддержкой на такие мероприятия, как правило, психологически намного комфортнее. Налоговики предпочитают давить на налогоплательщика числом. Обычно это минимум три представителя ФНС и приглашенные на "подмогу" представители из службы судебных приставов, органов прокуратуры, правоохранительных органов, представители администраций муниципальных образований.

Пример. Строительная компания, работающая в одном из городов Сибирского федерального округа, была включена в реестр недобросовестных поставщиков, и доступ к рынку госзаказов для компании оказался закрыт. При такой ситуации в отчетности компании появились убытки, и руководство было вызвано на комиссию. От директора требовались пояснения о причинах заявленного убытка, ему предложили подать уточненную декларацию по прибыли с уменьшением сумм убытка и уплатить налог на прибыль в бюджет. Но налогоплательщик сумел уклониться от "разумных" предложений комиссии, обосновав причины своих убытков. При объективном рассмотрении обстоятельств стало понятно, что, потеряв рынок госзаказа, быстро переориентироваться на другое строительное направление в условиях сезонности и низких темпов роста самой отрасли не представлялось возможным. Комиссия была вынуждена признать, что убытки компании — это не часть оптимизации налогов, таким образом претензии к компании были сняты.

Подготавливая объяснения для инспекции, важно помнить, что само по себе получение убытка не доказывает экономическую необоснованность затрат. Расходы нужно соотносить с характером деятельности организации, а не с полученной прибылью. Необходимо позаботиться об оправдательных документах, которые подтвердят ситуацию в сегменте вашего бизнеса, например сведениях о падении цен на производимый вами вид продукции и т.п.

Сколько хочу — столько плачу

Одной из самых распространенных причин для вызова на налоговую комиссию по-прежнему являются вопросы заработной платы на предприятии. Под прицел налоговиков попадают налогоплательщики, которые выплачивают заработную плату ниже среднего уровня по видам экономической деятельности. Цель налоговой комиссии не в том, чтобы вы повысили заработную плату сотрудникам (для этого есть организации, регулирующие трудовые отношения), их деятельность нацелена на вывод "из тени" скрытых форм оплаты труда и повышение сумм НДФЛ к уплате в бюджет.

Пример. С владельца крупной логистической компании налоговая комиссия потребовала объяснений, почему компания уплатила меньшую сумму налога с заработной платы — в штатном расписании оклады не совпадали с теми предложениями, что организация размещала в Интернете на сайтах по поиску работы. Директор не смог привести на комиссии убедительные доводы, и налоговики пошли по процедуре: назначили налоговую проверку, доначислили налог… И только в арбитражном суде их решениям был дан задний ход — доводы налоговиков были отклонены, потому что они не смогли собрать должных доказательств и свидетельств того, какая именно и кому выплачивалась заработная плата. Для руководителя компании все обошлось в этот раз благополучно.

Вы должны, направляясь на такую комиссию, подготовить разумные экономические причины, объясняющие отклонения зарплат. Например, если ваши сотрудники имеют хороший социальный пакет, который компенсирует разницу, либо предприятие находится в затруднительном финансовом положении, чему есть реальные доказательства. Подготовив убедительные причины, объясняющие, почему существующая на предприятии средняя заработная плата ниже среднего уровня по виду экономической деятельности в субъекте РФ, вы сможете доказать, что низкая зарплата не свидетельствует об уклонении от уплаты зарплатных налогов. Также стоит иметь в виду, что налоговый орган учитывает информацию, которая поступила на налогоплательщика в ходе рассмотрения жалоб и заявлений граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, правоохранительных и иных контролирующих органов. Например, информация о выплате налогоплательщиком неучтенной заработной платы ("в конвертах"), неоформлении или оформлении с нарушением установленного порядка трудовых отношений и иная аналогичная информация.

Большой вычет — больше доказательств

Если налогоплательщик в декларации заявляет большие вычеты по НДС, то вероятность предстать перед комиссией по легализации налоговой базы становится очень высокой. Налоговики попросят пояснить причины большой доли вычетов по НДС, а также добиться подачи уточненных налоговых деклараций по НДС за предыдущие налоговые периоды с уменьшением суммы налоговых вычетов и увеличением суммы НДС к уплате в бюджет.

Пример. Поставщик фармацевтических препаратов в Москве имел большие вычеты по НДС — его предприятие было вынужденно делать маленькую наценку на товары из-за того, что цены на этот вид продукции регулируются государством. Вследствие этого доля налоговых вычетов превышала обычный уровень. Налогоплательщику пришлось обосновать долю вычетов, детально объяснив налоговикам схему бизнеса на комиссии. Объяснение было долгим и длилось несколько часов, но генеральный директор совместно с финансовым директором смогли убедить налоговую комиссию, что их предприятие не уклоняется от уплаты налогов.

"Комиссионные" последствия

Нередки случаи, когда нарушения налогоплательщиком после прохождения комиссии устранялись, но вскоре в компанию все равно приходили с выездной налоговой проверкой. Почему так происходит? Вы должны знать, что компания, которая побывала на комиссии, скорее всего, какое-то время будет подвергаться мониторингу. Налоговики будут отслеживать, учел ли налогоплательщик замечания налоговой в своей дальнейшей деятельности, пошла ли на пользу "работа над ошибками".

Комиссия по легализации налоговой базы

Если налогоплательщик не изменит своих методов работы, то он столкнется с более серьезными последствиями.
Налоговые комиссии для налоговиков в первую очередь — способ пополнить бюджет, получить дополнительную информацию от налогоплательщика о его бизнесе и слабых местах. Это возможность определиться — планировать выездную проверку или не стоит тратить время, так как размер доначислений будет несущественным. Налогоплательщику, который решил подать уточненную декларацию или доплатить налоги перед тем, как явится на налоговую комиссию, я бы порекомендовала не играть на опережение. Лучше это сделать после посещения комиссии, потому что у плательщика будет больше информации и сумма к доплате в бюджет по итогам проведения комиссии станет более точной.
Отмечу, что для налогоплательщиков польза от работы налоговых комиссий тоже существует. Такая комиссия — это всегда повод задуматься, существуют ли в деятельности компании неустранимые слабые места, и если у налоговой инспекции появился к налогоплательщику определенный интерес, то, возможно, лучшим решением будет закрытие этой конкретной компании, потому что тогда вы можете начать бизнес с чистого листа.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Из ИФНС пришел вызов на комиссию