Земельный налог какой бюджет

Т.А. Фролова
Налогообложение предприятия
Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

Тема 8. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ

8.3. Земельный налог

Земельный налог введен в действие главой 31 НК РФ.

Тема 8. ИМУЩЕСТВЕННЫЕ НАЛОГИ

В Таганроге земельный налог взимается согласно Решения Городской Думы от 29.09.2005г. № 108 «О земельном налоге».

Плательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен налог.

Не признаются объектом налогообложения:

1) земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

2) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

3) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

4) земельные участки из состава земель лесного фонда;

5) земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

Налоговой базой при расчете земельного налога является кадастровая стоимость земельного участка. Земельный налог исчисляется как произведение налоговой базы на установленную ставку налога.

Налоговый период – год.

Таблица 8.2

Зоны кадастровой оценки

№ группы

Функциональное использование земель

Ставка налога, %

1.Земли многоэтажной жилой
застройки

Земельные участки многоэтажной жилой застройки предприятий, муниципальной жилой застройки         

0,1

2.Земли индивидуальной жилой застройки            

Земельные участки индивидуальной   
жилой застройки                    

0,3

5.Земли под объектами торговли, общественного питания, бытового обслуживания, автозаправочными и газонаполнительными станциями, предприятиями автосервиса  

Земельные участки магазинов;

кафе, баров,  ресторанов;

гостиниц; рынков; автозаправочных  
станций                                                      

1,5

7.Земли под промышленными объектами                  

Земельные участки фабрик, заводов  
и комбинатов;  типографий                        

1,5

8.Земли под административно-управленческими и общественными объектами и земли предприятий, организаций, учреждений финансирования, кредитования, страхования и пенсионного обеспечения    

Земельные участки органов государственной власти, местного самоуправления и органов администрации; юридических служб
и судопроизводств                  

1,5

11.Земли сельскохозяйственного использования      

Земельные участки сельскохозяйственных угодий; личных подсобных хозяйств и наделов                 

0,3

Организации и предприниматели определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке.

Налоговая база для физических лиц определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими ведение государственного земельного кадастра, органами, осуществляющими регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, и органами муниципальных образований.

Юридические лица и физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями, уплачивают суммы авансовых платежей по налогу до 15 апреля, до 15 июля, до 15 октября текущего налогового периода. Сумма авансового платежа определяется как произведение соответствующей налоговой базы и одной четвертой налоговой ставки.

Физические лица, уплачивающие налог на основании налогового уведомления, в течение налогового периода уплачивают два авансовых платежа по налогу: до 15 сентября и до 15 ноября. Сумма авансового платежа по налогу исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и одной третьей налоговой ставки.

По итогам налогового периода земельный налог уплачивается юридическими лицами и физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями, не позднее 15 февраля, а физическими лицами не позднее 1 июля года, следующего за истекшим налоговым периодом. При этом сумма земельного налога определяется как разница между суммой налога, исчисленной по ставкам, и суммами авансовых платежей по земельному налогу, подлежащими уплате в течение налогового периода.

Территориальный межрайонный отдел по г. Таганрогу и Неклиновскому району управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по РО и Комитет по управлению имуществом города Таганрога представляют до 1 февраля года, являющегося налоговым периодом, в ИФНС РФ по г. Таганрогу сведения, необходимые для определения налоговой базы для каждого налогоплательщика по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

От уплаты земельного налога освобождаются:

1. Организации, обладающие на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования земельными участками под парками культуры и отдыха; под полигонами захоронения промышленных и бытовых отходов; под кладбищами, крематориями, при условии целевого использования земель по профилю осуществляемой деятельности.

2. Органы местного самоуправления, органы администрации города, бюджетные учреждения, деятельность которых финансируется за счет средств областного и местного бюджетов, — в отношении земельных участков, используемых ими в соответствии с уставной деятельностью.

3. Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации, Герои Социалистического труда и полные кавалеры орденов Славы, Трудовой Славы и «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР».

4. Инвалиды, имеющие III степень ограничения способности к трудовой деятельности, а также лица, которые имеют I и II группу инвалидности, установленную до 01.01.2004г. без вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности.

5. Инвалиды детства.

6. Участники Великой Отечественной войны, а также граждане, на которых законодательством распространены социальные гарантии и льготы участников Великой Отечественной войны.

7. Вдовы (не вступившие в повторный брак) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий за земельные участки, не используемые ими для ведения предпринимательской деятельности.

8. Граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других радиационных аварий на атомных объектах гражданского или военного назначения, а также в результате испытаний, учений и иных работ, связанных с любыми видами ядерных установок, включая ядерное оружие и космическую технику.

Лица, относящиеся к малообеспеченной категории граждан, являющиеся получателями субсидий на оплату жилищно-коммунальных услуг или не получающие субсидии, получатели детских пособий освобождаются от уплаты 50% земельного налога за земельные участки, не используемые ими для ведения предпринимательской деятельности.

Предприятия, реализующие на территории города инвестиционные проекты, имеют право получить налоговую льготу по налогу на землю в размере 25% в порядке, предусмотренном решением Городской Думы от 22.12.2005 N 169 «Об утверждении Положения «О муниципальной поддержке инвестиционной деятельности на территории города Таганрога».

Налогоплательщики, имеющие право на налоговые льготы и уменьшение налогооблагаемой базы, должны представить документы, подтверждающие такое право, в налоговые органы в срок до 1 февраля текущего года либо в течение 30 дней с момента возникновения права на льготу или уменьшение налогооблагаемой базы.

БК РФ Статья 61. Налоговые доходы бюджетов городских поселений

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

(в ред. Федерального закона от 20.08.2004 N 120-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

1. В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от следующих местных налогов, устанавливаемых представительными органами городских поселений в соответствии с Российской Федерации о налогах и сборах:

(в ред. Федерального закона от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

земельного налога — по нормативу 100 процентов;

налога на имущество физических лиц — по нормативу 100 процентов.

2. В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами:

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

налога на доходы физических лиц — по нормативу 10 процентов;

единого сельскохозяйственного налога — по нормативу 50 процентов;

(в ред. Федеральных законов от 24.07.2009 N 213-ФЗ, от 25.06.2012 N 94-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

абзац исключен. — Федеральный закон от 26.04.2007 N 63-ФЗ (ред. 01.12.2007);

(см. текст в предыдущей )

государственной пошлины за совершение нотариальных действий должностными лицами органов местного самоуправления городского поселения, уполномоченными в соответствии с законодательными актами Российской Федерации на совершение нотариальных действий, за выдачу органом местного самоуправления городского поселения на движение по автомобильной дороге транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, — по нормативу 100 процентов.

(абзац введен Федеральным законом от 08.11.2007 N 257-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 310-ФЗ, от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см.

Земельный налог

текст в предыдущей )

3. В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, и (или) региональных налогов по нормативам отчислений, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 58 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

4. В бюджеты городских поселений зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, в том числе налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и (или) местных налогов по нормативам отчислений, установленным представительными органами муниципальных районов в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса.

(в ред. Федеральных законов от 26.04.2007 N 63-ФЗ, от 29.11.2014 N 383-ФЗ)

(см. текст в предыдущей )

Ст. 61 БК РФ. Налоговые доходы бюджетов городских поселений

Азбука финансов

Андрей Шальнев / Новости

Куда идут наши налоги?

25 июля 20:17

Статья 12 Конституции РФ гласит: «В Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти».

Это хорошая формулировка. В теории, понятие местного самоуправления подразумевает право и реальную способность местных администраций управлять значительной частью публичных дел в интересах местного населения. Однако на практике дела обстоят совсем иначе. Реальной самостоятельности и возможности решать местные проблемы напрямую у российских муниципальных образований нет: они попросту не располагают для этого достаточными средствами. Есть обязательства перед населением, но они не подкреплены соответствующими ресурсами.

Чтобы понять, почему так происходит, нужен небольшой экскурс в устройство налоговой системы нашей страны. Муниципальный бюджет формируется согласно Бюджетному кодексу РФ. В нем предусмотрено, что к доходам муниципалитетов относятся налоговые и неналоговые поступления. В числе налоговых поступлений – местные налоги и отчисления из федеральных и региональных налогов.

Местных налогов всего два:

земельный налог

*налог на имущество физических лиц

Эти налоги не приносят существенного наполнения местным бюджетам и заполняют порядка 12% муниципального кошелька. Если с налогом на имущество физических лиц более-менее ясно, то почему хотя бы земельный налог не дает существенной прибавки, ведь у нас такая большая страна? Дело в том, что в России порядка 4/5 всей земли не облагаются земельным налогом, потому что эта земля относится к федеральной собственности: это земли запаса, лесной фонд, военные объекты и др.

Таким образом, оставшаяся львиная доля местного бюджета формируется за счет отчислений от федеральных и региональных налогов. Это деньги, которые приходят «сверху». В этом случае, конечно, у местных бюджетов нет стимула расширять свою налогооблагаемую базу. Вместо того чтобы активно искать дополнительные источники бюджетных поступлений на местах, местные власти переходят в пассивный режим ожидания помощи от федеральной власти.

К тому же в структуре финансовой помощи муниципальным бюджетам все большее значение приобретают не дотации, по которым сами муниципалитеты могут определять, на что расходовать деньги, а субсидии по тем сферам, которые субъект Федерации считает необходимыми и приоритетными.

Если говорить о формировании бюджета следующего уровня, уровня региона, то региональных налогов три:

налог на имущество организаций,

налог на игорный бизнеc

транспортный налог.

Свод регионального бюджета и местных бюджетов территорий называется консолидированным бюджетом. Посчитаем, какой вклад в консолидированный бюджет Московской области вносит ее отдельный житель.

Пусть нашим героем будет житель области с заработной платой до вычета налога в размере 50 000 руб., владеющий легковым автомобилем мощностью в 120 лошадиных сил и квартирой в 40 кв.м. с кадастровой стоимостью в 4 млн руб. Такой налогоплательщик делает взнос в консолидированный бюджет Московской области в размере около 82 530 руб. в год.

Эта сумма складывается из следующих частей:

Налог на доходы физических лиц

(федеральный налог, отчисления от которого попадают в Московскую область)

78 000 руб.

Транспортный налог

(региональный налог)

4 080 руб.

Земельный налог

(местный налог)

0 руб.

Налог на имущество физических лиц

(местный налог)

450 руб.

Итого

82 530 руб.

Сумма налогов в год с типичного налогоплательщика московской области 82 530 руб.

Часть поступающаяя в областной бюджет

82 080 руб.

Часть поступающая в бюджет муниципалитета 450 руб.

Налог на доходы физических лиц

(федеральный налог, отчисления от которого попадают в Московскую область)

78 000 руб.

Транспортный налог

(региональный налог)

4 080 руб.

Земельный налог

(местный налог)

0 руб.

Налог на имущество физических лиц

(местный налог)

450 руб.

Итого

82 530 руб.

Налог на доходы физических лиц — 78 000, Транспортный налог — 4 080 р. И налог на имущество физических лиц — 450 руб. Общая сумма выглядит довольно внушительной, но при этом в местный бюджет от нашего героя поступают лишь 450 руб. в год. В результате поступающие в местный бюджет суммы средств несопоставимо малы с объемом расходов.

Из местного бюджета финансируются в числе прочего:

организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта, средств массовой информации,·

содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

организация, содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство и озеленение территорий муниципальных образований;

организация утилизации и переработки бытовых отходов;

содержание мест захоронения, находящихся в ведении муниципальных органов;

организация транспортного обслуживания населения и учреждений, находящихся в муниципальной собственности или в ведении органов местного самоуправления;

охрана окружающей природной среды на территориях муниципальных образований

Ведь из местного бюджета финансируются, в числе прочего, образовательные, спортивные, медицинские учреждения, находящиеся в муниципальной собственности, учреждения ЖКХ, дороги местного значения, утилизация и переработка бытовых отходов, озеленение, транспорт и многое другое. Подавляющую долю из этого списка занимают расходы, связанные с жизнеобеспечением жителей. Более половины всех расходов местных бюджетов идут на социально-культурные мероприятия: образование, здравоохранение, ЖКХ и прочее.

Очевидно, что это довольно крупные траты, и одними лишь местными налогами их не обеспечить.

В 2015 г. консолидированный бюджет Московской области составлял 523 295 млн рублей. Местные бюджеты по состоянию на 1 января того же года в совокупности составили примерно 242 600 млн рублей. Таким образом, примерно половина от общего объема средств, которыми располагал регион, пришлась на местный уровень.

Согласно закону «О бюджете Московской области на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов» на ближайший 2016 год доход консолидированного бюджета Московской области составит 514 169 053 р., а расход 505 168 464 р. Доходы и расходы бюджета Московской области 371 516 894 р. и 406 595 783р. (в области планируется дефицит порядка 35 миллионов), а доходы и расходы всех муниципальных образований МО — 149 118 260 р. и 105 038 782р. соответственно.

Консолидированный бюджет Московской области

Бюджет Московской области (областной бюджет )

Бюджеты муниципальных образований

Доходы

514 169 053

371 516 894

149 118 260

Расходы

505 168 464

406 595 783

105 038 782

Профицит+ / дефицит-

9 000 589

-35 078 889

44 079 478

Доходы

537 222 299

385 310 733

156 633 006

Расходы

508 873 804

410 966 997

102 628 247

Профицит+ / дефицит-

28 348 495

-25 656 264

54 004 759

Доходы

568 943 089

410 204 815

163 147 166

Расходы

519 397 587

420 233 375

103 573 104

Профицит+ / дефицит-

49 545 502

-10 028 560

59 574 062

Видно, что бюджеты муниципальных образований Московской области довольно значительны. Однако бо́льшая часть средств, которыми подпитываются эти бюджеты (в числе этих средств и взносы налогоплательщиков), поступают снизу вверх, чтобы затем, сделав петлю, вернуться в муниципальные образования в виде финансовой помощи. У этой управленческой схемы есть очевидный, существенный недостаток: несмотря на то, что муниципальная власть лучше всего осведомлена о проблемах реальных людей, в текущих обстоятельствах у нее нет достаточных ресурсов для их решения.

Выходом из этой ситуации может стать децентрализация бюджетной системы и наделение органов местного самоуправления реальной властью. Это случится, если часть других региональных и федеральных налогов перейдут в разряд местных.

Надежда Гаврилова, политолог, выпускница факультета политологии МГУ, доктор философии Римского университета Ла Сапиенца

Комментарий Андрея Шальнева:

В текущей кризисной ситуации обостряется несовершенство бюджетной системы и сверхцентрализация. От власти местного уровня мало что зависит в изменении данной ситуации, однако ряд проблем можно решать, переходя к соучаствующему подходу при планировании своего бюджета. Для этого надо активно вовлекать жителей в определение приоритетов бюджетных трат. Люди должны видеть связь между своими желаниями и потребностями, и тем, куда идут деньги.

Сытые нулевые годы очень избаловали многих чиновников.

Глава 31 НК РФ. Земельный налог

Они отучились ставить приоритеты — делать выбор между тем или иным направлением расходования средств. Однако в кризис приходится это делать, так или иначе. Это непопулярное, но ответственное решение, альтернатива ему наращивание долга и фактическое банкротство. Именно такую ситуацию мы видим сейчас с долгами районных бюджетов в Пушкино и Сергиевом Посаде. Муниципальные руководители должны брать на себя ответственность, честно об этом говорить и личным примером показывать результаты своей работы. В долгосрочной же перспективе проблему можно решить только на федеральном уровне, с возвращением налогов и полномочий на местный уровень.