Земельный налог объект налогообложения

Введение

1. Налогоплательщики и объект налогообложения

2. Налоговая база

НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС — Глава 31. ЗЕМЕЛЬНЫЙ НАЛОГ

Исчисление и уплата земельного налога

4. Налоговая ставка

5. Налоговые льготы

Введение

Земельный налог регулируется главой 31 НК РФ, которая вступила в действие с 1 января 2005 года.

Земельный налог относится к местнымналогам . Устанавливается нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территории муниципальных образований.

Исключение сделано для городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. В этих городах земельный налог вводится законами этих субъектов Федерации и действует на всей их территории.

Муниципальными образованиями в Российской Федерации в соответствии со ст. 2 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. являются городские или сельские поселения, муниципальные районы, городские округа либо внутригородские территории городов федерального значения:

Представительные (законодательные) органы имеют право:

— определять конкретные ставки налога (в пределах, установленных НК РФ);

— устанавливать дополнительные налоговые льготы, основания и порядок их применения;

— устанавливать размеры не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков;

— устанавливать порядок и сроки уплаты налога.

1. Налогоплательщики и объект налогообложения

Налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками по следующим основаниям:

— на праве собственности;

— на праве постоянного (бессрочного) пользования;

— на праве пожизненного наследуемого владения.

Не являются налогоплательщиками лица, если земельные участки:

а) находятся у них на праве безвозмездного срочного пользования;

б) переданы по договору аренды.

Право собственности предусматривает владение, пользование, распоряжение имуществом (ст. 209 Гражданского кодекса РФ).

Граждане и юридические лица приобретают права собственности на земельные участки по основаниям и в порядке, установленным законодательством.

Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком , находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется гражданам и юридическим лицам на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование (ст. 268 Гражданского кодекса РФ).

Земельный кодекс Российской Федерации установил резкое ограничение по этому виду пользования, предусмотрев следующее.

1. В постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

2. Гражданам земельные участки в постоянное (бессрочное) пользование не предоставляются.

3. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.

4. Граждане или юридические лица, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, не вправе распоряжаться этими земельными участками.

5. Граждане, обладающие земельными участками на праве постоянного (бессрочного) пользования, имеют право приобрести их в собственность. Каждый гражданин имеет право однократно бесплатно приобрести в собственность находящийся в его постоянном (бессрочном) пользовании земельный участок, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается (ст. 20 Земельного кодекса РФ).

Право пожизненного наследуемого владения не предоставляется гражданам после введения в действие Земельного кодекса РФ, оно сохраняется только за теми, кто приобрел его по старому законодательству.

Распоряжение земельным участком, находящимся на праве пожизненного наследуемого владения, не допускается, за исключением перехода прав на земельный участок по наследству.

Граждане, имеющие земельные участки в пожизненном наследуемом владении, имеют право приобрести их в собственность однократно бесплатно, при этом взимание дополнительных денежных сумм помимо сборов, установленных федеральными законами, не допускается.

В безвозмездное срочное пользование могут предоставляться земельные участки:

1) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям на срок не более чем один год;

2) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам и юридическим лицам на основании договора;

3) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, религиозным организациям в соответствии с Земельным кодексом (ст. 24 Земельного кодекса РФ).

Служебные наделы предоставляются в безвозмездное срочное пользование работникам организаций отдельных отраслей экономики, в том числе организаций транспорта, лесного хозяйства, лесной промышленности, охотничьих хозяйств, государственных природных заповедников и национальных парков.

Категории работников организаций таких отраслей, имеющих право на получение служебных наделов, условия их предоставления устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Служебные наделы предоставляются работникам таких организаций на время установления трудовых отношений на основании заявлений работников по решению соответствующих организаций из числа принадлежащих им земельных участков.

Объектами налогообложения являются земельные участки, расположенные на территориях муниципальных образований и городов федерального значения.

Исключения из объекта налогообложения следующие:

— земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с законодательством РФ;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, которые заняты особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

— земельные участки из состава земель лесного фонда;

— земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, занятые находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда.

2 . Налоговая база

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения, определяемая в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Правилами проведения государственной кадастровой оценки земли, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 316 от 8 апреля 2000 г. в редакции постановления Правительства Российской Федерации № 206 от 11 апреля 2006 г., государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.

Государственная кадастровая оценка земель городских и сельских поселений, садоводческих, огороднических и дачных объединений осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Государственная кадастровая оценка иных категорий земель вне черты городских и сельских поселений осуществляется на основе капитализации расчетного рентного дохода или исходя из затрат, необходимых для воспроизводства и (или) сохранения и поддержания ценности их природного потенциала.

В процессе государственной кадастровой оценки земель проводится оценочное зонирование территории.

Оценочной зоной признается часть земель, однородных по целевому назначению, виду функционального использования и близких по значению кадастровой стоимости земельных участков.

В зависимости от территориальной величины оценочных зон их границы совмещаются с границами земельных участков с учетом сложившейся застройки и землепользования, размещения линейных объектов (улиц, дорог, рек, водотоков, путепроводов, железных дорог и др.), а также границами кадастровых районов или кадастровых кварталов.

По результатам оценочного зонирования составляется карта (схема) оценочных зон и устанавливается кадастровая стоимость единицы площади в границах этих зон.

Государственная кадастровая оценка земель проводится с учетом данных земельного, градостроительного, лесного, водного и других кадастров. Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.

Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки. (Ст. 79 Земельного кодекса Российской Федерации.)

1. Земельный налог

Налогоплательщики

Плательщиками земельного налога являются организации и физические лица, которые обладают земельными участками на праве:

Собственности;

Постоянного (бессрочного) пользования;

Пожизненного наследуемого владения.

Признаются действительными и имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимость и сделок с ними, а в связи с этим определяют налогоплательщиков земельного налога выданные им документы, удостоверяющие право на землю:

Свидетельство о государственной регистрации прав;

Свидетельство оправе собственности на землю по форме, утвержденной Указом Президента РФ «О регулирование земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» от 27.10.93 № 1767 9 (с изм. и доп.);

Государственные акты на право собственности на землю, пожизненного наследуемого владения, бессрочного (постоянного) пользования землей по формам, утвержденным постановлением Совмина РСФСР от 17.09.91 № 493;

Свидетельство о праве собственности на землю по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ «Об утверждении форм свидетельства о праве собственности на землю, договора аренды земель сельскохозяйственного назначения и договора временного пользования землей сельскохозяйственного назначения» от 19.03.92 № 177;

Акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Если организация или гражданин арендуют землю или пользуются участком на правах безвозмездного срочного пользования, то уплачивать земельный налог им не придется (ст. 388 НК РФ).

Объект налогообложения.

Объектом налогообложения земельным налогом являются земельные участки, которые расположены на территории города или района, где введен земельный налог. Исключения составляют земли, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (ст. 389 НК РФ).

Налоговая база.

Налоговой базой по земельному налогу является кадастровая стоимость земельного участка.

Кадастровая стоимость земельного участка – это рыночная стоимость свободного от улучшений земельного участка или вклад земли в рыночную стоимость земельного участка с его улучшениями.

Установление кадастровой стоимости земельного участка производится посредством государственной кадастровой оценки земель. Кадастровая стоимость определяется на основании кадастровой оценки земли по состоянию на 1 января календарного года. Согласно постановлению Правительства РФ от 19.08.04 № 418 кадастровую оценку земельного участка ежегодно проводят территориальные органы Федерального агентства объектов недвижимости, которым получено вести Государственный земельный кадастр.

Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных ними объектов недвижимого имущества (ст. 70 Земельного кодекса РФ).

Согласно п. 1 ст. 392 НК РФ, если земельный участок находится в общей долевой собственности, то налоговая база по земельному участку будет пропорциональна доле каждого собственника в общей собственности. Если земля принадлежит нескольким владельцам на праве общей совместной собственности, то считается, что их доли равны. Именно поэтому для определения налоговой базы по такому земельному участку необходимо его кадастровую стоимость разделить на количество собственников данного участка (п. 2 ст. 392 НК РФ).

Возможно, что организации или предприниматели имеют в общей долевой собственности здание, сооружение, строение и т.д. Помимо этого им принадлежит тот земельный, который занят этими объектами недвижимости или необходим для его использования. В этом случае налоговая база по земле для каждого собственника определяется пропорционально его доле собственности в здании, сооружении, строении (п. 3 ст. 392 НК РФ).

Ставки земельного налога

Ст. 394 НК РФ устанавливает максимальные ставки земельного налога.

0,3% — по земельным участкам сельскохозяйственного назначения, жилищного фонда и объектов инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, используемым для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства.

1,5% — по всем прочим земельным участкам.

Налоговые ставки выражены не в твердой сумме, а в % от кадастровой стоимости земли. В соответствии со ст. 394 НК РФ муниципальные образования могут устанавливать более низкие ставки, а также дифференцировать ставки в зависимости от категории земель и по видам их разрешенного использования.

Налоговые льготы

Налоговая база уменьшается на не облагаемую налогом сумму в размере 10000 рулей на одного налогоплательщика на территории одного муниципального образования для следующих категорий налогоплательщиков:

Героев советского союза;

Героев РФ;

Полных кавалеров ордена Славы.

Налоговый период.

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год – период с 1 января по 31 декабря. По итогам года определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога, причем отчетным периодом является I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года. При этом I квартал, полугодие и 9 месяцев являются отчетным периодом только в отношении налогоплательщиков – организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями. В отношении налогоплательщиков – физических лиц представительные органы муниципальных образований при установлении земельного налога вправе предусмотреть уплату в течение налогового периода не более двух авансовых платежей.

Порядок начисления и сроки уплаты

После окончания календарного года индивидуальный предприниматель и организации должны предоставить в налоговые органы декларацию по земельному налогу, форму которой утвердило Министерство финансов РФ. Данная форма представляется в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка. Срок представления не позднее – 1 февраля года, который следует за налоговым периодом. Срок, в который следует перечислить земельный налог в бюджет по итогам года, будет установлен законами муниципальных образований. Законами муниципальных образований могут быть установлены отчетные периоды, каждый из которых равен одному кварталу. Срок представления расчета по авансовым платежам – не позднее 30 апреля, 31 июля, 31 октября.

Для физических лиц, которые не являются предпринимателями, налоговая база будет определяться налоговыми органами, которые будут использовать сведения, которые им обязаны представлять органы Роснедвижимости и Росрегистрации. В зависимости от положения местных законов, граждане будут получать уведомления на уплату налога из налоговой инспекции один или два раза в год.

Земельный налог

В первом случае им придется уплатить сумму целиком за год. Во втором случае эта сумма будет разбита на два платежа.

Если налогоплательщик является владельцем земли не целый год, а только несколько месяцев в году, то при расчете земельного налога применяется понижающий коэффициент, рассчитываемый по формуле:

Кпон. = количество полных месяцев, в течении которых земельный участок находился в собственности, постоянном пользовании или в пожизненном наследуемом владении ∕ количество календарных месяцев в налоговом периоде.

Если право собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения возникло до 15–го числа соответствующего месяца включительно, то этот месяц принимается за полный. Если эти права возникли позже 15–го числа соответствующего месяца, тот этот месяц в расчет не принимается. Такой же порядок действует и в отношении льгот.

Если земельный участок используется для осуществления жилищного строительства, то при расчете земельного налога следует применять повышающий коэффициент.

Организации и физические лица, которые закончат строительство (кроме индивидуального) в течение 3 лет, имеют право на возврат части земельного налога, уплаченного ранее. Для того чтобы рассчитать сумму налога, подлежащую возврату, необходимо пересчитать земельный налог, уплаченный за период строительства. Однако при этом следует использовать коэффициент не 2, а 1. Сумма земельного налога, которая получена в результате такого перерасчета, остается в бюджете, а остальная сумма будет признана излишне уплаченной и подлежит возврату налогоплательщику или зачету в счет будущих платежей.

Сумма земельного налога исчисляется по истечении налогового периода (календарного года) как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы (п. 1 ст. 396 НК РФ). Проще говоря, кадастровая стоимость земли умножается на соответствующую налоговую ставку.

2. Налог на имущество физических лиц

Порядок исчисления и уплаты налога на имущество физических лиц регламентируется Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц» от 09.12.91 № 2003-1 и Инструкцией МНС РФ по применению данного закона от 02.11.99 № 54.

Плательщики налогов

Плательщиками налогов на имущество физических лиц признаются физические лица, являющиеся собственниками имущества, признаваемого объектом налогообложения. Если имущество, признаваемое объектом налогообложения, находится в общей долевой собственности нескольких физических лиц, налогоплательщиком признается каждое из этих физических лиц соразмерно его доле в этом имуществе. Если же имущество находится в общей совместной собственности нескольких физических лиц, они несут равную ответственность по исполнению налогового обязательства. Также плательщиком налога может быть одно из этих лиц, определяемое по соглашению между ними.

Объекты налогообложения

Планируете приобрести землю промышленного назначения по привлекательной стоимости? Тогда Вас наверняка интересует вопрос: какой налог на землю промышленного назначения в 2017 году, и какая формула подходит для его правильного расчета? Специально для Вас мы собрали актуальную информацию по этой теме с советами опытных юристов!

Налог на земли промышленного назначения определяется Налоговым кодексом РФ, а его процентная ставка регулируется на местном уровне.

Какие изменения были внесены при расчете стоимости налога на промышленные земли?

На протяжении длительного периода времени размер земельного налога рассчитывался, исходя из заниженной балансовой стоимости промышленной земли. Итоговая сумма в среднем была доступна каждому налогоплательщику, но 2016 год внес существенные изменения в отлаженную схему расчетов налогов для таких земельных участков.

Начиная с прошлого года, налог начисляется, исходя из кадастровой оценки земли – теперь она сравнялась с рыночной ценой, поэтому средняя стоимость земли промышленного назначения автоматически увеличивается в пару раз. До этого момента независимые эксперты давали собственную оценку средней стоимости промышленной земли, которая в среднем не совпадала с ее рыночной ценой.

Как рассчитать стоимость налогов на земли промышленного назначения в 2017 году?

Особенности расчета налоговой стоимости промышленных земель зависят от категории – к какой из них Вы принадлежите?

  • Физические лица. Для этой категории стоимость налогов на земли промышленного назначения рассчитывает налоговая служба – Вам достаточно всего лишь вовремя оплатить полученный от нее в письме счет. Если Вам кажется, что при расчете налоговой стоимости промышленных земель была допущена ошибка, Вы можете самостоятельно пересчитать итоговую сумму по простой формуле:

кадастровая стоимость (за 1 м²) × площадь участка (в м²) × налоговая ставка (в %) = налог на землю

Какая ставка по налогу на участки промышленного назначения для Московской области? Согласно 31 главы российского Налогового кодекса, эта величина составляет 1,5%.

  • Индивидуальные предприниматели. Вот уже третий год – с 2015 года, эта категория больше не обязана предоставлять декларацию: как и обычные физические лица, она будет платить итоговую стоимость налога согласно присланному из ФНС счету.
  • Юридические лица. Особая категория налогоплательщиков, у которой много особенностей – она осуществляет подсчет стоимости налога на земли промышленного назначения самостоятельно. При этом в учет обязательно берется: перевод участка в другую по назначению категорию, смена статуса плательщика налогов с физического лица на юридическое, а также начало или окончание деятельности организации в середине года, за какой подается отчетность.

Внимание! Если налогоплательщик пользуется льготами, он имеет право на снижение средней кадастровой стоимости земли на 10000 рублей. Для получения льготы необходимо предъявить в налоговую службу документы, которые подтверждают право на ее получение.

В какой срок нужно заплатить стоимость налога на промышленные земли в 2017 году?

  • Физические лица и ИП получают письменное уведомление с рассчитанной стоимостью налогов и сроком ее оплаты – до 1 декабря следующего за отчетным года. Например, если Вы относитесь к категории индивидуальных предпринимателей или являетесь физическим лицом, владеете землёй и хотите заплатить налоги на промышленные земли за 2016 год, то Вам необходимо это сделать до 1 декабря 2017 года.
  • Юридические лица самостоятельно рассчитывают стоимость налога на земли промышленного назначения с учетом действующих налоговых ставок и индивидуальных повышающих коэффициентов. Для этой категории отчетный период длится всего 3 месяца, или один квартал, по истечении которого нужно внести оплату авансом. Если Вы зарегистрированы как юридическое лицо, то итоговую стоимость налога на промышленные земли за каждый квартал Вам необходимо вносить до конца таких месяцев: апреля, июля и октября. При оплате налога за последний квартал прошлого года его стоимость должна быть оплачена до 1 февраля текущего года. Такая оплата будет своевременной, так как не противоречит закону.

В какой бюджет вносить требуемую сумму? Даже если Вы зарегистрированы как юридическое лицо или ИП в Москве, а владеете землей в Московской области, то и налоги Вы будете платить в области.

Нюансы оплаты налога на земли промышленного назначения, о которых необходимо знать

  • Если Вы стали собственником промышленных земель не в начале отчетного года, стоимость налога за целый год будет делиться на 12 и умножаться на количество месяцев, на протяжении которых Вам принадлежали эти земли.
  • Если земли промышленного назначения находятся в собственности нескольких лиц, сумма налога распределяется по всем владельцам пропорционально их долям.
  • Если налог на промышленные земли будет уплачен не полностью, не вовремя или вообще не уплачен, их владелец понесет наказание согласно Налоговому кодексу.

    Земельный налог в 2018 году

    При неумышленном нарушении сроков уплаты штраф составляет в среднем около 20% от суммы ежегодного налога, при умышленном – до 40%.

Мы предлагаем Вам стать владельцем отличных земель промышленного назначения в Московской области! Осуществите свою мечту о создании и развитии производства на собственной земле, купив ее у собственника по стоимости ниже средней в регионе!

Возврат к списку