Золотой парашют

Содержание

Депутаты и чиновники из более двух десятков российских регионов, в том числе и дотационных, предусмотрели для себя солидные компенсации на случай прекращения полномочий.

Активисты Общероссийского народного фронта (ОНФ) предлагают на законодательном уровне запретить госслужащим и народным избранникам получать подобные "золотые парашюты".

Выяснилось, что рекордсменами по количеству выплат является Республика Коми, чиновники которой при выходе на пенсию по собственному желанию могут рассчитывать на единовременную выплату сразу десяти месячных окладов.

Далее идут Якутия и Еврейская автономная область, где для госслужащих, потерявших свое место, предусмотрена выплата шести окладов.

В Дагестане положена выплата четырех месячных окладов. Кроме того, "золотые парашюты" заложены в бюджеты Адыгеи, Башкирии, Ингушетии, Татарстана, Москвы, Архангельской, Костромской областей и так далее.

Как считает член центрального штаба ОНФ, депутат Госдумы Михаил Старшинов, необходимо разобраться в законодательстве, которое регламентирует выплаты компенсаций чиновникам. Хотя активист не отрицает того, "что человек, который добросовестно отработал на государственной или муниципальной службе, должен иметь социальные гарантии", но считает необходимым ограничить эти суммы.

"Мы считаем абсолютно неприемлемым, что, к примеру, в Еврейской автономной области, являющейся дотационным регионом, чиновники установили себе выплаты размером шесть месячных окладов в случае прекращения полномочий. В Коми предусмотрено десять окладов, в Якутии — тоже шесть.

Золотой парашют

А тот же школьный учитель, например, не получает ничего в случае прекращения работы", — пояснил Старшинов, которого цитируют "Известия".

Он добавил, что сейчас идет работа над соответствующим законопроектом, который регламентирует ситуацию с "золотыми парашютами".

Коллеги Старшинова по Госдуме депутата поддержали.

Однако, как считает представитель нижней палаты Валерий Трапезников, прописать такой закон и реализовать его на практике "будет очень сложно, поскольку депутаты на местном уровне сами решают такие вопросы".

"Например, депутаты Мурманской области отказались урезать свою зарплату на 10%. А Госдума, Совет Федерации и заксобрания многих регионов урезали", — пояснил депутат, которого цитирует издание.

Эксперты считают, что сам интерес ОНФ к "золотым парашютам" уже является своеобразным сигналом для чиновников всех уровней, что стоит стать скромнее.

Как отметил профессор Высшей школы экономики, политтехнолог Олег Матвейчев, Фронт — это своего рода "спецназ президента", на претензии которого должна последовать реакция.

Это уже не первый случай, когда активисты ОНФ обращают внимание на "золотые парашюты" чиновников и депутатов.

Ранее "фронтовики" направили обращение прокурору Московской области с просьбой проверить законность решения властей ряда муниципальных образований Подмосковья о компенсациях для госслужащих.

Выяснилось, что в 16 из 70 муниципальных районов и городских округов Подмосковья существует подобная норма.

В статье встречаются партии: Общероссийский народный фронт

МОСКВА, 27 мар — .

Размер "золотых парашютов" для госслужащих могут ограничить — проект

Александр Провоторов, отставку которого с поста президента "Ростелекома" в среду утвердил совет директоров оператора, сообщил агентству "Прайм", что намерен большую часть полученного при уходе вознаграждения направить на благотворительность.

По данным источника, близкого к совету директоров, Провоторов при увольнении получит годовую премию в размере около 30 миллионов рублей, а также "золотой парашют" в 200 миллионов рублей.

Ниже приводится информация о самых крупных "золотых парашютах" российских топ-менеджеров

МИЛЛИОНЫ ДОЛЛАРОВ: ОТ ОДНОГО ДО СОТНИ

Владимир Стржалковский — бывший генеральный директор ГМК "Норильский никель" — 100 миллионов долларов.

Совет директоров "Норникеля" 17 декабря 2012 года принял решение досрочно прекратить полномочия Стржалковского. Смена гендиректора компании была одним из основных условий примирительного соглашения основных акционеров ГМК — ОК "Русал" Олега Дерипаски и ХК "Интеррос" Владимира Потанина. Последний и возглавляет сейчас "Норильский никель".

Александр Роднянский — экс-президент "СТС Медиа" — 25,9 миллиона долларов.

В CTC Роднянский работал с 2002 года. При нем на базе телеканала был создан холдинг, который в 2006 году вышел на биржу NASDAQ и был оценен инвесторами в 2,1 миллиарда долларов. Роднянский ушел с поста гендиректора "СTC Медиа" в июне 2008 года. 22 июня 2009 года он оставил пост президента медиакомпании ради собственных проектов, в частности кинокомпании "Нон-стоп продакшн".

В 2009 году медиахолдинг "СТС Медиа" подписал c Роднянским мировое соглашение, по условиям которого он сложил с себя полномочия члена совета директоров и отказался от трети прав на акции, выданных ему в 2003 году, и от трети опциона на акции, предоставленного ему в 2006 году. Компания со своей стороны обязалась выпустить в его пользу около 2 миллионов дополнительных акций (около 1,34% капитала компании) и выплатить 25,9 миллиона долларов.

Денис Морозов — бывший президент "Уралкалия" — 220 миллионов рублей.

Кузьма Марчук — бывший вице-президент "Уралкалия" — около 80 миллионов рублей.

В 2010 году в связи со сменой акционеров (Дмитрий Рыболовлев продал 53% акций Сулейману Керимову с партнерами) компанию покинули сразу несколько топ-менеджеров. В конце июля совет директоров компании досрочно прекратил полномочия Морозова, который совмещал посты президента и гендиректора. Также из "Уралкалия" ушел вице-президент по финансам Кузьма Марчук.

Дмитрий Скарга — бывший генеральный директор "Совкомфлота" — 1 миллион долларов.

В начале октября 2004 года внеочередное собрание акционеров "Совкомфлота" досрочно прекратило полномочия гендиректора компании Скарги. Впоследствии "Совкомфлот" подал множество исков к Скарге и другим бывшим руководителям компании, считая их виновными в причинении компании ущерба.

РЕОРГАНИЗАЦИЯ РАО ЕЭС

В 2007 году перед реорганизацией РАО "ЕЭС России" возглавлявший тогда холдинг Анатолий Чубайс утвердил программу так называемых "золотых парашютов" для руководителей оптовых и территориальных генерирующих компаний (ОГК и ТГК).

В июне 2008 года гендиректор ОГК-6 Валентин Санько был снят с должности решением совета директоров. В итоге Санько и бывший заместитель генерального директора Алексей Селяков получили 132 миллиона рублей.

Олег Сальков — бывший гендиректор ТГК-13 , его заместители Виктор Элер и Олег Титов, директор по финансам и экономике Владимир Файт, директор по корпоративному управлению Василий Щукин, главный инженер Михаил Шукайлов получили на всех 75,2 миллиона рублей. В 2008 году Енисейской ТГК (ТГК-13) завладела угольная компания СУЭК, после чего в июне того же года ушел Сальков и пятеро его подчиненных.

Летом 2008 года из ОГК-2 ушли 16 человек, на компенсации которым было потрачено 557 миллионов рублей. Генеральный директор Михаил Кузичев получил от компании 62 миллиона рублей, шестеро его заместителей — по 45 миллионов рублей, а менеджеры более низкого звена — по 20-26 миллионов рублей.

Анатолий Копсов — бывший глава "Мосэнерго" получил 35 миллионов рублей. Совет директоров компании 31 марта 2008 года отправил Копсова в отставку и назначил вместо него экс-президента "Востокгазпрома" Виталия Яковлева.

Андрей Вагнер — генеральный директор ТГК-2 получил 33 миллиона рублей. Совет директоров ТГК-2 в октябре 2008 года отправил в отставку Вагнера, который возглавлял компанию с 2006 года (контракт истекал в 2011 году).

Анатолий Бушин — бывший гендиректор ОГК-5 получил около 30 миллионов рублей. Он сложил свои полномочия 1 апреля 2008 года.

Взято с сайтаhttp://1prime.ru/COMPANIES/20130327/762178146.html

Закон от 02.04.2014 № 56-ФЗ о "золотых парашютах"

Что такое "золотой парашют"

  • Федеральный закон от 02.04.2014 № 56-ФЗ (текст)

  • Комментарии к Закону от 02.04.2014 № 56-ФЗ

  • Полезные ссылки по теме

  • Что такое "золотой парашют"

    Исходя из положений статьи 349.3 Трувого кодекса РФ (в редакции Закона № 56-ФЗ от 02.04.2014)

    Золотой парашют — это компенсации, предусмотренные статьями 181 и 279 Трудового кодекса РФ, выплачиваемые:

    • руководителям;

    • заместитеям руководителей;

    • главным бухгалтерам;

    • членам коллегиальных исполнительных органов, с которыми заключены трудовые договоры,

    в случае их увольнения из:

    • государственных корпораций;

    • государственных компаний;

    • хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности;

    • государственных внебюджетных фондов Российской Федерации;

    • государственных учреждений;

    • муниципальных учреждений,

    • государственных унитарных предприятий;

    • муниципальных унитарных предприятий.

    Федеральный закон от 02.04.2014 № 56-ФЗ (текст)

    "О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части введения ограничения размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников"

    Принят Государственной Думой
    21 марта 2014 года

    Одобрен Советом Федерации
    26 марта 2014 года

    Статья 1

    Внести в Трудовой кодекс Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1, ст.

    3; 2004, N 35, ст. 3607; 2006, N 27, ст.

    Сколько стоят "золотые парашюты" российских чиновников?

    2878; 2008, N 9, ст. 812; 2010, N 52, ст. 7002; 2011, N 1, ст. 49; 2012, N 14, ст. 1553; N 50, ст. 6954; 2013, N 19, ст. 2329; N 23, ст. 2866, 2883; N 27, ст. 3477; N 52, ст. 6986) следующие изменения:

    1) часть четвертую статьи 178 дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом";

    2) в статье 181 слова "трех средних месячных заработков работника" заменить словами "трехкратного среднего месячного заработка работника, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом";

    3) главу 27 дополнить статьей 181.1 следующего содержания:

    "Статья 181.1. Выходные пособия, компенсации и иные выплаты работникам в отдельных случаях прекращения трудовых договоров

    Коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовыми договорами либо решениями работодателя, уполномоченных органов юридического лица, а равно и собственника имущества организации или уполномоченных собственниками лиц (органов) не могут предусматриваться выплата работникам выходных пособий, компенсаций и (или) назначение им каких-либо иных выплат в любой форме в случаях увольнения работников по основаниям, которые относятся к дисциплинарным взысканиям (часть третья статьи 192 настоящего Кодекса), или прекращения трудовых договоров с работниками по установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами основаниям, если это связано с совершением работниками виновных действий (бездействия).";

    4) статью 279 дополнить словами ", за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом";

    5) дополнить статьей 349.3 следующего содержания:

    "Статья 349.3. Ограничение размеров выходных пособий, компенсаций и иных выплат в связи с прекращением трудовых договоров для отдельных категорий работников

    Действие настоящей статьи распространяется на следующие категории работников:

    руководители, их заместители, главные бухгалтеры и заключившие трудовые договоры члены коллегиальных исполнительных органов государственных корпораций, государственных компаний, а также хозяйственных обществ, более пятидесяти процентов акций (долей) в уставном капитале которых находится в государственной или муниципальной собственности;

    руководители, их заместители, главные бухгалтеры государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий.

    В случае выплаты работникам, категории которых указаны в части первой настоящей статьи, компенсаций, предусмотренных статьей 181 или 279 настоящего Кодекса, данные компенсации выплачиваются в размере трехкратного среднего месячного заработка.

    Соглашения о расторжении трудовых договоров в соответствии со статьей 78 настоящего Кодекса с работниками, категории которых указаны в части первой настоящей статьи, не могут содержать условия о выплате работнику выходного пособия, компенсации и (или) о назначении работнику каких-либо иных выплат в любой форме.

    При прекращении трудовых договоров с работниками, категории которых указаны в части первой настоящей статьи, по любым установленным настоящим Кодексом, другими федеральными законами основаниям совокупный размер выплачиваемых этим работникам выходных пособий, компенсаций и иных выплат в любой форме, в том числе компенсаций, указанных в части второй настоящей статьи, и выходных пособий, предусмотренных трудовым договором или коллективным договором в соответствии с частью четвертой статьи 178 настоящего Кодекса, не может превышать трехкратный средний месячный заработок этих работников.

    При определении указанного в части четвертой настоящей статьи совокупного размера выплат работнику не учитывается размер следующих выплат:

    • причитающаяся работнику заработная плата;

    • средний заработок, сохраняемый в случаях направления работника в служебную командировку, направления работника на профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование с отрывом от работы, в других случаях, в которых в соответствии с трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, за работником сохраняется средний заработок;

    • возмещение расходов, связанных со служебными командировками, и расходов при переезде на работу в другую местность;

    • денежная компенсация за все неиспользованные отпуска (статья 127 настоящего Кодекса);

    • средний месячный заработок, сохраняемый на период трудоустройства (статьи 178 и 318 настоящего Кодекса).".

    Статья 2

    Условия заключенных до дня вступления в силу настоящего Федерального закона трудовых договоров с работниками, категории которых указаны в части первой статьи 349.3 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), прекращают действие со дня вступления в силу настоящего Федерального закона в части, противоречащей требованиям, установленным статьей 181.1 и частями второй — пятой статьи 349.3 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона).

    Президент Российской Федерации
    В.ПУТИН

    Москва, Кремль
    2 апреля 2014 года
    N 56-ФЗ

    Комментарии к Закону от 02.04.2014 № 56-ФЗ

    Из текста закона видно, что существенно ограничены размеры выходных пособий, выплачиваемых при увольнении лицам, занимающим руководящие должности.

    Речь идет о руководителях, их заместителях, главных бухгалтерах и заключивших трудовые договоры членах коллегиальных исполнительных органов госкорпораций, госкомпаний, а также организаций с долей участия государства в уставном капитале более 50 процентов, а также руководителях, их заместителях и главных бухгалтерах государственных внебюджетных фондов, государственных и муниципальных учреждений и предприятий.

    Совокупный размер выплачиваемых указанным работникам выходных пособий, компенсаций и иных выплат в любой форме ограничен трехкратным размером их среднего месячного заработка (при этом не учитываются причитающаяся заработная плата, возмещение командировочных расходов, компенсация за неиспользованный отпуск и др.)

    Законом также установлен запрет на выплаты выходных пособий при увольнении, например, по основаниям, относящимся к дисциплинарным взысканиям.

    Схематично это выглядит так:

    Статья написана и размещена 3 апреля 2014 года. Дополнена —

    ВНИМАНИЕ!

    Копирование статьи без указания прямой ссылки запрещено. Внесение изменений в статью возможно только с разрешения автора.

    Автор: юрист и налоговый консультант Александр Шмелев © 2001 — 2018

    Полезные ссылки по теме "Закон о "золотых парашютах"

    1. Повышение пенсионного возраста

    2. Образец уведомления об изменении условий трудового договора

    3. Дополнительное соглашение к трудовому договору: когда заключается, форма, порядок заключения

    4. Стимулирующие выплаты: премии, бонусы, доплаты и надбавки

    5. Согласие на обработку персональных данных

    6. Эффективный контракт

    7. Различия трудового и гражданско-правового договора

    8. Квалификационные требования к водителям

    9. Регулирование труда несовершеннолетних работников

    10. Рабочее время

    11. Ненормированный рабочий день

    12. Сверхурочная работа

    13. Ошибки в трудовом договоре

    14. Как победить профсоюз

    15. Прием на работу

    16. Перевод на другую работу (изменение условий трудового договора)

    17. Увольнение по собственному желанию

    18. Увольнение по сокращению

    19. Увольнение по о инициативе работодателя (другие случаи)

    20. Оплата труда, больничных, выплаты при увольнении

    21. Отпуска

    22. Трудовые споры

    23. Другие вопросы трудового права

    Тэги: Золотые, парашюты, компенсации, при увольнении, руководителей, заместителей, главных бухгалтеров, закон, 56-ФЗ, от 02.04.2014

    Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила сегодня, что депутаты, которые не пройдут в следующий состав Госдумы, могут отказаться от положенных им выплат, и это было бы правильно в этих условиях.

    Речь идёт о «золотых парашютах», которые депутаты Госдумы сами для себя прописали в законе о досрочных выборах.

    Госдума ограничила "золотые парашюты" для региональных чиновников и депутатов

    Принимая закон о проведении выборов в Госдуму на три месяца раньше срока, они записали следующее: «Депутатам Государственной Думы шестого созыва, не избранным депутатами Государственной Думы седьмого созыва либо в органы государственной власти субъектов Российской Федерации или органы местного самоуправления, до 4 декабря 2016 года включительно сохраняются гарантии неприкосновенности, выплачиваются ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и единовременное денежное пособие в размере ежемесячного денежного вознаграждения депутата Государственной Думы, а также сохраняются условия обязательного государственного страхования, возмещения вреда, причиненного жизни или здоровью, медицинского, бытового и пенсионного обеспечения, право и условия пользования служебным жилым помещением в городе Москве, гарантии трудовых прав…»

    Уже завтра, 8 июля, этот законопроект будет рассматривать Совет Федерации. Видимо, Валентина Матвиенко заранее придумывает оправдание своей позиции. Судя по всему, она за этот закон проголосует, но рассчитывает на добрую волю тех депутатов, которые не переизберутся в новую Думу. Типа, мы вам право на «золотой парашют» даём, но у вас есть право от этого «парашюта» отказаться. А по мне, так у Валентины Матвиенко есть право такой закон не принимать.

    Кстати, две недели назад одиннадцать депутатов (из пятидесяти) Законодательного Собрания Петербурга обратились к представителям города в Совете Федерации Валентине Матвиенко и Людмиле Косткиной с просьбой не принимать закон о досрочных выборах депутатов Госдумы, предусматривающий выплату «золотых парашютов» депутатам, не прошедшим в следующий созыв. Также городские депутаты попросили Матвиенко и Косткину сообщить о позиции при голосовании по данному вопросу. Безусловно, данная позиция (или её отсутствие) затем будет доведена до жителей Петербурга.

    И, наконец, по существу рассматриваемого закона. Депутаты Госдумы, исходя из каких-то своих соображений, решили досрочно прекратить свои полномочия — на три месяца раньше срока. Для этого принимают даже отдельный закон. Кому-то это выгодно, т.к. многие избиратели в день досрочных выборов будут еще на дачах и отпусках, а значит их голосами можно распорядиться по своему усмотрению. Кому-то просто пообещали что-то. На кого-то сильно надавили. Но суть не в этом.

    <anons>Когда обычные работающие граждане желают уволиться по собственному желанию (а депутаты Госдумы являются именно работниками, которые по собственному желанию раньше времени увольняются), никто таким гражданам «золотых парашютов» в виде миллионных зарплат, неприкосновенности и служебного жилья на несколько месяцев не предлагает. Предупреждаешь об увольнении за две недели и до свидания. А тут нас предупредили за год с лишним о том, что досрочное расставание с депутатами нам, налогоплательщикам, дорого обойдётся</anons>.

    PS Кстати, полные результаты поименного голосования по этому проекту в Госдуме: http://vote.duma.gov.ru/vote/91713

    Депутаты, за которыми закреплён Санкт-Петербург, проголосовали следующим образом:

    ЗА: С.Вострецов (Единая Россия), О.Нилов (Справедливая Россия), Ю.Петров (Единая Россия), В.Резник (Единая Россия), И.Соколова (Единая Россия), В.Шестаков (Единая Россия), В.Южилин (Единая Россия).

    ПРОТИВ: В.Бортко (КПРФ), С.Сокол (КПРФ),

    НЕ ГОЛОСОВАЛИ: Д.Волчек (ЛДПР), Н.Петухова (бывш. Справедливая Россия), А.Смирнов (ЛДПР), Д.Ушаков (бывш. Справедливая Россия).

    Кроме этого следующие депутаты, связанные с Петербургом, проголосовали так:

    Ж.Алфёров (КПРФ) — ПРОТИВ
    О.Дмитриева (бывш. Справедливая Россия) — НЕ ГОЛОСОВАЛА
    Е.Драпеко (Справедливая Россия) — ЗА
    С.Миронов (Справедливая Россия) — ЗА